Публикации автора

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАТЬ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2025)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современная система дополнительного профессионального образования играет важную роль в развитии социума. В первую очередь речь идет об ее участии в реализации крупных федеральных проектов в области образования. В частности, в рамках системы дополнительного профессионального образования осуществляется научно-методическое сопровождения педагогических работников по вопросам решения ключевых задач государственной образовательной политики. Одной из приоритетных задач является повышение школьной успешности обучающихся. Анализ нормативных и научных источников показывает, что для ее решения следует больше внимания уделять применению активных методов обучения. В этой связи ставится цель исследования, связанная с изучением готовности педагогов использовать активные методы для формирования школьной успешности обучающихся. Методология (материалы и методы). Направление исследования определяется идеями А. Н. Леонтьева о ведущей роли деятельности в развитии личности. В частности, предполагается, что готовность к применению активных методов обучения необходимо развивать в рамках педагогической деятельности. Несмотря на очевидность данного предположения у современных педагогов может отсутствовать обсуждаемое внутренне состояние активности использовать анализируемые методы. Для установления причин, препятствующих уверенному применению активных методов обучения, был использован опросный метод (анкетирование), наблюдение, анализ литературы, метод математической обработки статистических данных и обобщение. Выборку исследования составили 40 педагогов образовательных организаций Челябинска и Челябинской области - педагогов начальных классов и педагогов-предметников. Результаты. По итогам научной работы были получены результаты, свидетельствующие о интересе педагогов к применению активных методов обучения для формирования школьной успешности. Вместе с тем были уточнены причины, препятствующие более интенсивному и инициативному применению изучаемой группы методов. Все указанные факты позволили сделать вывод о наличии готовности педагогов использовать активные методы для формирования школьной успешности обучающихся. Научная новизна научной работы определяется выявлением причин, снижающих готовность педагогов использовать активные методы обучения при формировании школьной успешности обучающихся. Также была разработана авторская «Анкета профессиональных затруднений в применении активных методов обучения (АМО)». Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений о критериях профессиональной готовности педагогов. Также научная работа обогащает теоретические позиции теорий о непрерывном профессиональном развитии личности. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная анкета может быть использована при организации входной и итоговой диагностик слушателей системы дополнительного профессионального образования. Перспектива дальнейших исследований связывается с разработкой методических рекомендаций, позволяющих педагогам самостоятельно совершенствовать свою готовность к использованию активных методов обучения.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Автор(ы): Жаркова Светлана Валерьевна, Николов Никита Олегович, Беспалова Светлана Григорьевна
Сохранить в закладках
ОБУЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2025)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современные педагоги достаточно часто выстраивают свою профессиональную деятельность с опорой на уникальные методические и организационные решения. Речь идет об авторских подходах к обучению школьников. Вместе с тем проблема состоит в том, что они не предпринимают попыток по обобщению своего педагогического опыта до целостной системы. Данный факт, несмотря на формальные успехи обучающихся, может негативно сказаться на эффективности учебного процесса. Под формальными успехами подразумевается результативная сдача экзаменов. Вместе с тем учебная успешность сегодня не является исчерпывающим признаком эффективной деятельности учителя. Отсутствие в деятельности педагога системного подхода к проведению учебных занятий может привести к снижению школьной успешности обучающихся. Неумение педагогов проектировать педагогическую систему обеспечения школьной успешности является актуальной проблемой. В связи с этим ставится цель исследования, которая связывается с обучением слушателей курсов повышения квалификации проектированию педагогической системы обеспечения школьной успешности обучающихся. Методология (материалы и методы). Идея исследования опирается на работы Н. В. Кузьминой. Речь идет об учете позиций системного подхода в организации образовательных процессов. Вследствие этого предлагается использовать следующие методы исследования: анализ научной литературы, педагогическое моделирование и педагогический эксперимент. В число участников исследования вошли слушатели системы дополнительного профессионального образования. По итогам научной работы были получены следующие результаты: доказана важность обучения педагогов навыкам проектирования педагогических систем; разработан алгоритм проектирования педагогической системы обеспечения школьной успешности обучающихся. Для удобства восприятия рекомендации представлены в виде алгоритма. Перспектива исследования связывается с разработкой программы повышения квалификации, учитывающей предложенные в текущей работе методические рекомендации.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 3 (64) (13 ст.) (2025)
Автор(ы): Николов Никита Олегович, Севрюкова Алла Александровна, Беспалова Светлана Григорьевна, ФАЗЛИТДИНОВ В.Г.
Сохранить в закладках
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Деятельность научно-исследовательских коллективов, организованных на базе учреждений дополнительного профессионального образования зачастую носит поверхностный характер. Результаты их научных работ достаточно слабо используются современными учителями. Ввиду указанного возникает вопрос к эффективности реализации интеллектуальных продуктов среди знаковой для учреждений дополнительного профессионального образования аудитории. Проблема состоит в том, что научные коллективы зачастую используют недостаточно актуальные методы исследования, оставляют без внимания этап апробации и внедрения результатов научной деятельности, а также не связывают цели научной работы с содержанием государственного заказа, не учитывают этнокультурные особенности окружающей среды и недостаточно инициативно подходят к привлечению междисциплинарных и экспериментальных подходов при создании современных концепций обучения и воспитания. В этой связи мы видим необходимость решения выявленной проблемы. Цель исследования: изучение способов повышения эффективности деятельности научно-исследовательских коллективов в учреждениях дополнительного профессионального образования. Методология (материалы и методы) основывается на результатах исследований Л. С. Выготского о влиянии культуры на особенность мышления личности. В этой связи было сделано заключение, что результаты научно-исследовательской деятельности, которые выражаются в виде технологий, методов, подходов обучения должны учитывать культурно-исторические особенности развития той группы лиц, для которой они разрабатывались. Представленный вывод также указывает на то, что у представителей научно-исследовательских коллективов должно быть развито ценностное отношение к междисциплинарным знаниям. Ведущими материалами исследования стали научные обобщения по теме представляемой работы, а также личные знания автора о подходах организации деятельности научно-исследовательских коллективов в системе дополнительного профессионального образования. Ведущими методами научной работы стали: анализ научных источников, обобщения и концептуализации. Результаты. Установлено, что основным показателем эффективности деятельности научно-исследовательских коллективов учреждений дополнительного профессионального образования является использование результатов их интеллектуальной работы учителями общеобразовательных организаций в своей педагогической практике. Было выявлено, что для решения поставленной задачи научно-исследовательские коллективы должны принимать во внимание потенциал методов: парадокса, аналогий и экстраполяции. Для повышения эффективности их деятельности рекомендуется чаще обращать внимание на возможности педагогической интуиции в процессе разработки научно-исследовательских работ. В силу того, что культурные особенности внешней среды зачастую не рациональны, возникает потребность в использовании научно-исследовательскими коллективами тактик нелинейного управления творческой деятельностью. Предложенные меры по повышению эффективности деятельности научно-исследовательских коллективов в учреждениях дополнительного профессионального образования были представлены в виде принципов открытости экспериментальным методам осуществления научных исследований, нелинейности принятия исследовательских решений, полноты научного проектирования, ориентации на государственный заказ, учета этнокультурных особенностей окружающего социума, ориентации на междисциплинарные знания, парадоксальности творческой деятельности.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 2 (59) (2024)
Автор(ы): Николов Никита Олегович
Сохранить в закладках