Публикации автора

О РЕЛИГИОЗНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОРОТИ ЛИ СЭЙЕРС (2024)

В статье представлен общий обзор особенностей религиозной составляющей в художественном творчестве Дороти Л. Сэйерс, а также последовательный анализ роли и функций христианской тематики, библейских образов, мотивов и аллюзий в ее поэтических произведениях, пьесах и детективных романах. Актуальность и новизна исследования обусловлены тем, что в российском литературоведении творчество Д. Л. Сэйерс остается сравнительно малоизученным; кроме того, поскольку цельность художественного мира и принципы художественного творчества Сэйерс во многом обусловлены именно опорой на иудео-христианскую парадигму, качественное исследование христианской тематики, составляющей стержневую часть ее религиозных поэтических и драматургических произведений, а также изучение роли и функций библейских аллюзий как важной части вертикального контекста ее «светских» детективных романов остается обязательным условием адекватного понимания авторского замысла Сэйерс, особенно ввиду разработанной ею философии о тринитарной природе художественного творчества. С помощью биографического, историко-культурного методов, а также структурно-типологического и структурно-семиотического анализа текста автор рассматривает использование Сэйерс библейских элементов в произведениях разных жанров и приходит к выводу, что вне зависимости от того, является ли религиозная составляющая центральной и сюжето- и темообразующей или разрабатывается на уровне второстепенных тем, сюжетных линий и персонажей, общий подход Сэйерс к христианским идеям и текстам можно охарактеризовать как «субверсивную ортодоксию»: Сэйерс подрывает целый ряд устоявшихся литературных и культурных традиций, шокируя читателя неортодоксальным, провокационным подходом к библейскому материалу, и одновременно подчеркивает, что эта провокационность и радикальность являются единственно адекватным отражением и воплощением традиционных христианских догматов, субверсивных по своей природе. Никоим образом не используя свои детективные романы для продвижения собственных религиозных убеждений или в качестве христианской пропаганды, Сэйерс тем не менее постоянно привносит в свою детективную прозу богословское измерение, признавая органически присущие детективному жанру теологические проблемы и решая их в русле той же «субверсивной ортокдсии», которая лежит в основе ее общего подхода к христианским идеям и текстам: не скатываясь в релятивизм, она воплощает традиционные христианские доктрины в новые, оригинальные формы, чтобы снова подчеркнуть их субверсивный, радикальный характер.

Издание: ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. А. ДОБРОЛЮБОВА
Выпуск: № 66 (2024)
Автор(ы): Лукманова Ольга Борисовна
Сохранить в закладках
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ДЕТЕКТИВНОЙ ПРОЗЕ ДОРОТИ ЛИ СЭЙЕРС (2024)

Целью настоящей статьи является изучение гендерных стереотипов в детективной прозе Д. Л. Сэйерс, а также последовательный анализ их функций и способов включения в художественное повествование. Актуальность и новизна исследования обусловлены интересом лингвистов к стереотипам как одному из когнитивных механизмов базовой концептуализации гендера и к языковой актуализации наиболее непрезентативных признаков маскулинности и фемининности в художественном дискурсе, а также общей социально-культурной значимостью вопросов, связанных с гендером, и тем, что творчество Д. Л. Сэйерс остается сравнительно малоизученным в российском литературоведении. С помощью аналитико-описательного и историко-культурного методов, а также контекстного структурно-типологического и структурно-семиотического анализа текста автор анализирует особенности использования гендерных стереотипов в детективной прозе Д. Л. Сэйерс и приходит к выводу, что в детективных романах писательницы гендерные стереотипы используются как в виде прямых дескриптивных и прескриптивных высказываний персонажей относительно гендерных норм и ожиданий, так и в виде контекстуальных гендерных импликатур разного типа, выполняя при этом целый ряд функций. Прежде всего включение гендерных стереотипов в повествование позволяет Сэйерс нарисовать убедительную картину английского социума 1920-30-х гг. и характерный для него сдвиг гендерных ролей и ожиданий в сторону нового понимания маскулинности и фемининности. Кроме того, включение гендерных стереотипов во внутреннюю и внешнюю речь героев позволяет Сэйерс дать им более развернутую и сложную характеризацию и выстроить систему персонажей, не только играя с типичными для детективного жанра нарративными шаблонами, выстроенными на основе упрощенной биполярной дихотомии между мужчинами и женщинами, но и обозначая параллели и конфликты между персонажами в зависимости от их многообразного и противоречивого отношения к гендерным стереотипам. Закладывая традиционные гендерные стереотипы в сюжетную основу одного из своих романов, Сэйерс поднимает целый ряд социальных, философских и богословских проблем, отражая меняющиеся нормы британского общества и размышляя о подлинно христианском понимании гендерных различий и ролей. Решая гендерный вопрос в русле характерной для ее творчества «субверсивной ортодоксии», Сэйерс постулирует важность подлинно равных и гармоничных взаимоотношений между мужчинами и женщинами и в образах своих протагонистов воплощает свою интерпретацию библейского взгляда на маскулинность / фемининность и связанные с ними гендерные нормы и ожидания.

Издание: ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. А. ДОБРОЛЮБОВА
Выпуск: № 67 (2024)
Автор(ы): Лукманова Ольга Борисовна
Сохранить в закладках