Публикации автора

К вопросу о происхождении канонов законодательного собора, созванного в Феодосиополе-Карине (2025)

В «Армянской книге канонов», кодифицированной впервые католикосом св. Йовханнэсом III Одзнеци (717–728), под № 42 числятся девять «Канонов святого собора, созванного в Феодосиополе, который ныне зовется городом Карин». В преамбуле протокола говорится об армяно-романо-византийском совместном соборе, состоявшемся по велению императора Юстиниана и под председательством армянского католикоса Сахака. Со времен патриарха Константинопольского ААЦ Магакии (1896–1908) в научных кругах бытует мнение о том, что речь идет о католикосе Сахаке III Дзорапореци (677–704) и императоре Юстиниане II (685–695, 705–711), так как два правила из девяти якобы не были актуальными в более ранние эпохи. А подготовивший в 1964–1971 гг. критическое издание «Армянской книги канонов» В. А. Акопян, в виду полного отсутствия сведений о «Канонах святого собора, созванного в Феодосиополе…», в раннесредневековой литературе, а также своеобразного определения догматов православия в преамбуле его Акта, впервые заявил о «поддельном оригинале» данного документа. Однако анализ тех же двух правил, непрямые ссылки на три из девяти правил в грамоте Степаноса, епископа Сюникского (ум. 735 г.), адресованной в Антиохию, анализ контекста преамбулы Синодального акта, наконец косвенные упоминания в двух нарративных источниках сведений о созыве подобного собора, позволили автору не только доказать их аутентичность. Как наглядно продемонстрировано в статье, «Каноны святого собора, созванного в Феодосиополе…», вполне могли быть приняты под председательством католикоса Сахака II Улкеци (534–539) и по велению императора Юстиниана I Великого (527–565) в 534 или 535 гг. Дело в том, что определение догматов православия в них полностью соответствовало духу так называемого в церковной литературе «непредвиденного» богословского указа Юстиниана Великого 533 г.

Издание: ТЕОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Выпуск: № 3, Том 4 (2025)
Автор(ы): Шагинян Арсен Карапети
Сохранить в закладках
Армяно-византийская церковная уния в эпоху Ираклидов (610–695 и 705–711) (2025)

В настоящей статье на основании сведений разноязычных первоисточников на древнеармянском грабаре, среднеарамейском (сирийском), древнегрузинском (картвельском) и среднегреческом (византийском) языках рассмотрены вопросы унии в эпоху царствования в Византии императорской династии Ираклидов между Вселенской церковью и Армянской, которая со времен II Двинского собора (554) безоговорочно отвергала ὅρος IV Вселенского собора (Халкидон, 451). Автор привлек не только нарративные источники халкидонитского и антихалидонитского исповедания VII–IX вв., но и ряд памятников из прочих жанров, такие как грамоты, письма и послания, учел достижения науки, отраженные в научных и справочных изданиях по арменистике, византиноведению и иранистике. В результате он установил, что на незаконодательном соборе, состоявшемся в Карине в сентябре 633 г. при участии императора Ираклия I (610–641) и великоармянского католикоса Езра I (630–641), произошло подписание церковной унии. Автор демонстрирует официальную позицию современной Армянской Апостольской Церкви к Каринской унии и оспаривает утверждение ряда отечественных специалистов касательно того, что на Каринском соборе якобы армянскую делегацию вынудили принять халкидонскую ортодоксию в полном объеме. Автор статьи выдвинул также новую концепцию о том, что, несмотря на неоднократные нарушения армянской стороной Каринской унии, Ираклиды продолжали de-jure рассматривать паства церкви в Армянском княжестве, как неотъемлемую часть Вселенской церкви. И поэтому императоры Констант II (641–668) и Юстиниан II (685–695 и 705–711) требовали от великоармянских католикосов Нерсэса III (641–661) и Сахака III (677–704), соответственно, продемонстрировать свою лояльность к Каринской унии посредством повторного вступления с ними в литургическое общение или выдачи письменного заверения об исповедовании «халкидонского символа веры».

Издание: ХРИСТИАНСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Выпуск: № 2, Том 9 (2025)
Автор(ы): Шагинян Арсен Карапети
Сохранить в закладках