Архив статей журнала
Исследование обращено к проблеме разграничения конвенциональных и окказиональных языковых метафор в устном дискурсе, которую предлагается решить с опорой на анализ концептуальных метафор в дискурсивном поведении говорящих. Для решения проблемы используется метод полимодального анализа, в ходе которого изучается распределение жестов с разной степенью иконичности, синхронизируемых с речевыми проявлениями метафор. Материалом послужили записи полимодального поведения говорящих, представляющих свою точку зрения в отношении функционирования искусственного интеллекта. Анализу подвергаются комплексы совместного использования языковых метафор в речи и четырех типов функциональных жестов (с учетом подтипов): дейктических, репрезентирующих, прагматических и адаптеров. Как показывают результаты, использование иконических (репрезентирующих) и индексальных (дейктических) жестов указывает на воплощенность метафоры, что не позволяет считать ее конвенциональной в дискурсе. Устанавливаются три степени конвенциональности метафоры, соотносящиеся с использованием иконических жестов, индексальных жестов и отсутствием воплощенности метафоры в жесте.
Статья представляет описание невербальных средств, используемых драматургами разных поколений для создания образа субъекта - персонажа произведения, события и места действия с целью продемонстрировать динамику развития и разнообразие невербальных средств коммуникации, употребляемых в авторских ремарках некоторых пьес российских писателей XIX-XX столетий. К наиболее проявленным средствам неречевой выразительности относятся интонация, действия персонажей, а также резонансное сочетание нескольких невербальных модусов в репрезентации субъекта-персонажа драматургического произведения.