Архив статей журнала
В данной статье анализируются варианты коммуникативных моделей, используемых в целях преодоления конфликтной ситуации. Профессиональное общение рассматривается в русле теории речевой деятельности А.А. Леонтьева и Е.Ф. Тарасова. Методика исследования основана на работах А.И. Новикова и раскрывает особенности восприятия разных вариантов речевых сообщений, содержащих извинения и нацеленных на разрешение конфликта. В статье даны рекомендации, каким образом данные исследования можно учитывать при разработке речевых стандартов профессионального общения.
В качестве трудной проблемы коммуникации формулируется проблема соотношения индивидуального и социального, «приватного» и «публичного», мышления и речи в речевом общении. Эта проблема обсуждается в контексте продолжающегося диалога с Е.Ф. Тарасовым, сформулировавшим антиредукционистскую теорию речевого общения. Согласно Е.Ф. Тарасову, только деятельностный методологический принцип позволяет дать адекватный ответ на вопросы о том, как происходят порождение речи, ее восприятие, речевое общение и онтогенез речевой способности. Этот принцип требует видеть коммуникантов как социальных субъектов, организующих совместную деятельность. В статье показаны возможные противоречия в трактовке этого принципа (акцент на индивидуальном и акцент на социальном). Однако главное заключается в том, что коммуникант не только с другим человеком, но и с самим собой действует общественным образом: человек понимает себя и управляет собой при помощи тех же средств, какие он использует для регуляции поведения собеседника. Делается вывод о том, что всё «приватное» возможно только как интериоризованное «публичное». Зазор между «приватным» и «публичным» возникает только потому, что каждый человек обладает своей уникальной позицией в деятельности.