Архив статей журнала
В статье описана системная работа учителя бурятского языка по формированию читательской грамотности учащихся начальных классов. Читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности является одним из качественных результатов обучения детей в начальной школе. Поскольку начальная школа ответственна не только за формирование навыков чтения, таких как правильность и беглость, но и за формирование навыков смыслового чтения. Учащийся начальной школы сталкивается со множеством текстов, которые нужно прочитать и понять. Поэтому формирование навыков грамотно читать любой текст имеет важное значение. Младший школьник читает на каждом уроке, потому каждый предмет как средство формирования включается в систему целенаправленной организации грамотного чтения. В этом отношении учителям бурятского языка, которые обучают ему в предметном формате, необходимо понять, как учитель формирует навыки читательской грамотности, и применять эти же методы и приемы с учетом специфики своего предмета. В учебных пособиях по бурятскому языку как государственному встречаются различные тексты: задания, диалоги, монологи, стихотворения, учебные тексты, художественные тексты, картинки, таблицы и т. д. Учитель бурятского языка совместно с детьми читает все тексты. Однако он может столкнуться с проблемой нежелания читать на бурятском языке, поэтому необходимо включать стратегию чтения, его этапы и предусмотреть все трудности восприятия, прочтения текстов. Необходимы также различные задания и упражнения, которые будут удерживать интерес и внимание младших школьников, т. е. сделать чтение на бурятском языке увлекательным. Средством организации указанной работы может стать группа заданий, приведенная в статье. Данная группа соотносится с основными положениями организации грамотного чтения.