Архив статей журнала

Л. И. БАКМЕЙСТЕР И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ДИАСПОРА В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Лукин Олег Владимирович

Статья посвящена Л. И. Бакмейстеру (Hartwig Ludwig Christian Bacmeister; (15.03.1730-22.05.1806)), педагогу, редактору, переводчику, историку, библиографу, одному из составителей словаря П. С. Палласа «Сравнительные словари всех языков и наречий, собранные десницею всевысочайшей особы». В статье показана многогранность творческой деятельности Л. И. Бакмейстера на переводческом, редакторском, библиографическом и лингвистическом поприще на благо его новой Родины - Российской империи. Автор особо подчеркивает, что все направления его творчества были направлены на межкультурное взаимопонимание Российской империи, с одной стороны, и Германии, да и всей Европы, - с другой. Автор статьи анализирует связи Л. И. Бакмейстера с немецкой диаспорой столицы Российской империи, к которой принадлежали его однокашники по университетам, а также петербургские пасторы, педагоги, чиновники немецкого происхождения. Они помогали друг другу делать карьеру на новой родине, знакомили с сильными мира сего, совершая значительный вклад в развитие русской культуры второй половины XVIII в. Поэтому значительное внимание автор статьи уделяет деятелям культуры, науки и образования немецкого происхождения. Автор статьи проанализировал работы XVIII-XIX веков, описывающие биографию Л. И. Бакмейстера, и работы о нем, опубликованных в конце XX-начале XXI столетий. Актуальность статьи связана с неизменным интересом современных ученых к историческим аспектам культурных процессов различных стран в определенные исторические эпохи. Новизна работы заключается в представлении личности Л. И. Бакмейстера в контексте культурологической парадигмы столицы Российской империи второй половины XVIII в. и роли немецкой диаспоры.

Сохранить в закладках
ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ КОСМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ХХ ВЕКА (СОВЕТСКАЯ БЕЗЫМЯНКА) (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Ковалюнас Нина Владимировна

«Безымянка» - название крупнейшего индустриального района города Куйбышева, ныне Самары. В современной научной литературе Безымянка, несмотря на то, что именно этот новый индустриальный район, развернутый в Куйбышеве в годы войны сделал город и «запасной столицей», и ведущим авиа- и ракетостроительным центром страны, слабо персонифицирована. Задуманный как территория, прилегающая к железнодорожной станции с аналогичным названием, этот район города в годы Великой отечественной войны был приспособлен для заводов и жилья рабочих, эвакуированных из разных районов страны. В военные и особенно послевоенные годы Безымянка фактически была превращена во второй исторический центр города: в 1949 году даже рассматривался вопрос о присвоении этому району статуса города, однако по ряду причин этим статусом наделили Новокуйбышевск, а Безымянка так и осталась промышленным районом Куйбышева. Тем не менее, по ряду признаков, она вполне могла считать себя «городом в городе», как долгое время жители Безымянки и считали. Современные исследователи утверждают, что Безымянка безмолвна и безлика. Философия индустриальной цивилизации вынесла на авансцену оценки трудовой подвиг и идеологию достижений успехов, оставив без внимания человеческое измерение жизни тружеников Безымянки. Гипотеза исследования состоит в том, что индустриальная Безымянка - это не отсутствие культуры, это особая культура, смысловым ядром которой является подвиг, жизнь ради большего, это немногословная, во многом засекреченная система, с особым набором ценностей, в новых условиях оказавшаяся нежизнеспособной. В статье используется методология анализа биографий, на основе которой и выявляются основные доминанты этой конфигурации ценностей.

Сохранить в закладках
СОТВОРЕНИЕ ГЕНИЯ МЕСТА (СТАНОВЛЕНИЕ КАЦКОЙ ЛЕТОПИСИ) (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Невзорова Екатерина Дмитриевна

Статья посвящена анализу кацкого феномена и осмыслению роли гения места в нем. Рассмотрена теоретическая база термина, в частности - интерпретации, предложенные А. В. Крейцер, П. В. Вайлем, В. Л. Алексеевой, Д. Н. Замятиным, И. О. Саюновым. В данной статье мы опираемся на интерпретацию, предложенную Д. Н. Замятиным: гений места - человек, превративший абстрактное географическое название в значимое, обладающее смыслами пространство, наделенное особыми, воспринимаемыми как специфические, в совокупности только ему присущими характеристиками. Для деревни Мартыново Ярославской области гений места - Сергей Темняткин - школьный учитель, а впоследствии - краевед и писатель. В статье описан его жизненный путь, предпосылки к появлению «кацкого проекта», основными компонентами которого станут газета краеведов «Кацкая летопись», одноименный клуб, состоящий из энтузиастов-соратников Темняткина и Этнографический музей кацкарей. За основу принята идея о том, что кацкари - русские люди, имеющие, однако, свои особенности в обычаях, языке, фольклоре. Проанализированы инструменты сохранения культурного наследия деревни. Осмыслен возрастающий интерес к самобытности русской деревни в контексте процессов урбанизации. В данной представлена история возникновения Этнографического музея кацкарей, расположенного в центральной деревне Кацкого стана. Описан путь его развития, роль гения места в его становлении: музей начинался как экспозиция в местной библиотеке, но сейчас - это комплекс крестьянских изб конца XIX-начала XX столетий.

Сохранить в закладках
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В АСПЕКТЕ СИНТЕЗА ИСКУССТВ: ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ В ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. Г. РУБИНШТЕЙНА (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Свистунова Вирджиния Анатольевна

Статья посвящена исследованию феномена синтеза искусств в творчестве А. Г. Рубинштейна. Автор акцентирует внимание на малоизученном направлении претворения выдающимся русским композитором ориентальных мотивов в оперном и камерно-вокальном жанрах. Проблематика синтеза искусств в творчестве Рубинштейна разрабатывается в контексте панорамы отечественного искусства XIX столетия. Устанавливается интегрирующее влияние восточного элемента как важнейшей черты русской музыкальной школы XIX века. Особенное внимание уделяется взаимодействию русской, восточной и европейской традиций в творчестве композитора. Определяются истоки обращения Рубинштейна к зарубежной культуре, связанные в том числе с особенностями жизни музыканта в юные годы. В исследовании автор опирается на широкий корпус трудов отечественных и зарубежных ученых, в той или иной степени освещающих проблему синтеза искусств в творчестве Рубинштейна. Выявляется традиционная для российской культуры тенденция преемственности, нашедшая отражение в музыке композитора, осмысливается влияние богатого и многообразного художественного наследия Рубинштейна на композиторов более поздних периодов. С позиции синтеза искусств анализируются такие значимые в отечественном музыкальном искусстве произведения, как оперы «Дмитрий Донской», «Фераморс», «Демон», цикл «Двенадцать персидских песен». Анализируя подходы Рубинштейна к воплощению в музыкальном искусстве образов, созданных русскими и зарубежными поэтами, автор особенно подчеркивает тенденцию композитора к сохранению заложенной творцами в литературных текстах национальной самобытности. Устанавливается многопластовость синтетических решений Рубинштейна в оперном и камерно-вокальном жанрах, определяемая потребностью композитора в синтезировании не только различных видов искусств, но также лирической и своеобразной этнической (восточной) сфер.

Сохранить в закладках
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПТОВ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЯПОНСКОМ КУЛЬТУРНОМ ДИСКУРСЕ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Кравцов Андрей Дмитриевич

Исследование посвящено анализу культурно-философских концептов «бог» и «душа» в русской классической литературе на примере произведения Антона Павловича Чехова «Палата № 6» и описанию, как эта повесть была осмыслена в рамках японской культуры в период Реставрации Мэйдзи. Основная цель статьи - исследовать и сравнить интерпретации философских значений ключевых концептов «бог» и «душа» в контексте русской и японской лингвокультурных систем, чтобы выявить, насколько схожи или различны эти понятия в данных культурах. Автор рассматривает перевод Сэнумы Кайо как пример первопроходческого опыта в адаптации русских произведений, обращая внимание на изменение акцентов, которые отражают специфику японской культурной и философской мысли обозначенного трансформационного периода. В рамках статьи оценивается использование японских философских концептов ками и кокоро в качестве используемых Сэнумой Кайо альтернатив концептам «бог» и «душа», а также сравнивается семантический контекст данных концептов. Результаты исследования способствуют осмыслению вклада Сэнумы Кайо в межкультурный диалог между Россией и Японией на примере анализа её интерпретации концептов «бог» и «душа» в контексте адаптации христианских идей для японской аудитории XIX в., а также способствуют углублению понимания специфики японской философской интерпретации русской классической литературы. Результаты исследования могут быть интересны не только специалистам в области литературоведения и культурологии, но и трансдисциплинарным исследователям, в поле научных интересов которых входят вопросы межкультурной философии и взаимовлияния культур в исторической парадигме.

Сохранить в закладках
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ НАСТАВНИКОВ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Бурлина Елена Яковлевна

Цель предлагаемой статьи состоит в представлении авторской трактовки наставничества. Эмпирической базой, на которую опирался автор, являются культурфилософские исследования и многолетние связи с университетскими кафедрами философии, социологии и культурологии, в том числе в Самарском госуниверситете, Челябинском институте культуры, Ярославском государственном педагогическом университете. Обращаясь в прошлое, автор высказывает благодарность всем тем, кто «позвал в науку» и «привел» к культурфилософским диалогам со студентами. По мнению автора статьи, процесс вузовской профессиональной подготовки зависел и зависит не только от подготовленности преподавателя, но и от общей атмосферы вуза и профессиональной согласованности коллег. Предлагаемая ниже статья базируется большей частью на личных воспоминаниях о наставниках в столичных вузах, где прошла учеба автора, о выборе концепций, которые легли в основу данной статьи и первой диссертационной защиты, непосредственно связанной с тематикой наставничества. Автор обращается также к годам своей преподавательской и научной деятельности, роли наставников в своей научной жизни. Имея тесные контакты с эстетиками и культурологами в вузах Петербурга и Самары, Ярославля и Москвы, Челябинска и Екатеринбурга, автор статьи имеет представления о разных научных парадигмах, научных школах и научной преемственности. Некоторые примеры, на который ссылается автор, были почерпнуты также в процессе взаимодействия с немецкими университетами (Дюссельдорф, Эссен и др.) кафедры философии и культурологии Самарского медицинского университета. Фундаментальные проекты, так же как научные журналы и монографии - один из важнейших каналов «этики наставничества». Взаимодействие с наставниками формирует уважительное отношение к прошлому, потребность к творчеству в настоящем и передачу научной эстафеты в будущее.

Сохранить в закладках
ДВИНСКОЙ ДОМ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Усов Алексей Александрович

В статье представлено исследование комплекса крестьянского дома-двора конца XIX - начала XXI вв. в культурном ландшафте исторических поселений Русского Севера в территориальных рамках Нижнего Подвинья. Дом - один из ключевых объектов этнокультурологического исследования. Именно с домом соотносятся важнейшие элементы картины мира человека. Конструктивные особенности дома, тип крестьянской усадьбы и поселения в целом демонстрируют в предметно-пространственном воплощении особый образ жизни русского человека в суровой лесной зоне. Автор опирается, прежде всего, на материалы эмпирических экспедиционных исследований 2023 г., проведенных в с. Чухчерема Холмогорского района Архангельской области. А также на анализ памятников в экспозиции музея под открытым небом Архангельской области «Малые Корелы». В работе была использована авторская методика доктора культурологии А. Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию памятников деревянного зодчества -исторических поселений как объектов культурного наследия с созданием историко-культурного опорного плана, апробированная в экспедициях и опубликованная в монографиях. Были произведены обмеры и фотофиксация жилищ, проведены этнографические интервью. Новые полученные данные по памятникам гражданской архитектуры отражают традиционное жилище как способ сохранения локальной и севернорусской идентичности. В статье утверждается, что традиционное жилище формирует культурный ландшафт репрезентативного с. Чухчерема, его меняющийся во времени облик фиксирует изменения в социокультурном пространстве поселений. Традиционный дом служит потенциальным залогом организации туристической инфраструктуры и выступает одним из факторов поддержания и актуализации как локальной, так и севернорусской идентичности населения Нижнего Подвинья.

Сохранить в закладках
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Афанасьевская Наталья Владимировна

В силу широкого распространения визуальных образов, а также их возрастающей роли в культуре и силы влияния на общество, изучение визуальной культуры становится актуальным и необходимым для научного осмысления многих социокультурных процессов. Учитывая особенности актуальных форм самопрезентации и самоопределения, визуальная культура обладает значительным эвристическим потенциалом и может рассматриваться как исследовательская оптика, что открывает дополнительные возможности в исследовании этнокультурной идентичности. Изучив роль визуального в контексте идентичности, можно заключить, что визуальные образы играют большую роль в формировании и выражении этнокультурной идентичности в современной культуре. Сложность и многогранность ключевого концепта визуальных исследований - образа - в полной мере раскрывается при его рассмотрении в контексте идентичности. Визуальные образы могут включать в себя знаки, символы и смыслы, которые вместе создают уникальное визуальное впечатление, отражающее и формирующие ценности, историю и традиции определенной этнокультурной группы, являются богатым источником информации о культуре, а также способствуют формированию чувства социальной принадлежности и культурной самобытности. В рамках данной статьи автор, в частности, вводит и обосновывает понятие «образ идентичности», широко используемое в научном и публицистическом дискурсе, но до сих пор не имеющее четкого определения. Образ идентичности - это концепт, объединяющий в себе визуальный образ и ментальный конструкт, содержащий знаки, указывающие на культурные основания идентичности определенного этнонационального сообщества или его отдельного представителя; являющийся носителем символов, транслятором смыслов.

Сохранить в закладках
АРХИТЕКТОНИКА СОВЕТСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ МЫСЛИ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Злотникова Татьяна Семеновна

В настоящей статье происходит диалог автора с коллегой, философом С. А. Никольским, по поводу понятия и структуры такого значимого философского, социально-нравственного и культурологического понятия, как советское . При обсуждении советского как идеологической системы, как совокупности политических и социально-нравственных акций, исследователи чаще всего сосредоточивают свое внимание на смыслополагании феномена советское . « Советское » - прилагательное, употребленное С. Никольским в среднем роде и данное без существительного, является широким и значимым, самостоятельным понятием. Книга 1 содержит постановку проблемы, и рядом с советским в заголовке фигурируют два теоретически значимых концепта: «идея» и «практика». Каждое из двух слов дано в единственном числе, и то, что рядом стоят понятие-философема (идея) и понятие-текст (практика), - придает простоту, убедительность и решительную определенность следующей за этим заголовком книге. Книга 2 содержит разворот конкретных примеров и анализа, развивая мысли, которые высказывались и доказывались по другим поводам этим автором: «философско-литературный анализ» - важное продолжение работ С. Никольского, который не раз настаивал на том, что русская литература - это философствующая литература, а русские писатели - это писатели-философы. В новых книгах они еще и пророки, провидцы и провозвестники. А советское предстает как сложная система, как структура, состоящая из нескольких уровней (социального, нравственного, художественно-эстетического) и множества ответвлений - философско-антропологических, межкультурных, групповых и массовых. Советское в версии С. Никольского многогранно и динамично. Именно в этом видится его архитектоника, проанализированная современным философом.

Сохранить в закладках
ПАМЯТЬ ДЕТСТВА: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЛОКУСЫ МИРА ДЕТСТВА - ЧАСТИ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ЕКАТЕРИНБУРГА (СВЕРДЛОВСКА) (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Попкова Татьяна Дмитриевна, Воронцова Анастасия Александровна

Для гуманитарного дискурса XX века характерен рост интереса к memory studies - изучению памяти. С одной стороны, она является частью индивидуального опыта, обуславливающего единство и самотождественность человека. С другой стороны, существует культурная память - часть коллективного разума. Прошлое прямо или косвенно воздействует на жизнь и сознание индивида. Обращаясь к памяти своего детства, взрослый репрезентирует его, исходя как из чувственной, так и рациональной рефлексии. Осмысливая события детства, человек и возобновляет эмоциональную память, и концентрирует локусы истории. Актуальность темы обусловлена поиском фактографических данных об эмоциональных рефренах взрослого человека - воспроизведении в памяти локусов детства. Исходя из этого, авторы определяют целью статьи выявление у жителей Екатеринбурга сохраненных образов детства, связанных с конкретными местами - пространственными локусами, выступающими в роли памяти культуры прошлого столетия. Для получения достоверных данных в исследовании используются партиципаторные технологии, позволяющие получить факты, основанные на взаимосвязи значимых для детей мест, наиболее частых для посещения, ситуаций (памяти о них), а также переживаемых чувствах и эмоциях. В целом этот фон позволяет воспроизвести социальный и культурный контекст определенного временного периода в жизни поколений. Данный исследовательский проект предусматривает его популяризацию в музее г. Екатеринбурга, привлекая посетителей к активному общественному содействию в поиске и фиксации социального и культурного наследия мира детства.

Сохранить в закладках
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРНОГО ГЕРОЯ В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИНТЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Летина Наталия Николаевна

В статье представлены результаты культурологического анализа коммуникативных стратегий культурного героя как значимого фактора воспитания социокультурных интенций российских детей и подростков. Представленное исследование было осуществлено в рамках Государственного задания Ярославскому государственному педагогическому университету им. К. Д. Ушинского на 2024 год от Минпросвещения РФ по теме «Социокультурные основы развития воспитательных систем общеобразовательных организаций» (номер реестровой записи 720000Ф.99.1.БН62АБ84000). Основная задача статьи - определить ключевые коммуникативные стратегии культурного героя - традиционного, исторически закрепленного в русской и российской культуре (богатыря) и экстраординарного в эстетическом или духовно-нравственном аспектах. Эмпирический материал составили произведения современного российского экранного искусства, задействованы также русский былинный эпос и живопись.

Научная значимость определена необходимостью целенаправленного изучения и позиционирования культурного героя как культурно-антропологической матрицы, модели, образца, важного для развития социокультурных интенций современных воспитательных систем. Научная значимость статьи обеспечена комплексностью культурологического анализа, социокультурного анализа, герменевтики, семиотики, мифокритики, искусствоведческого и киноведческого анализа. В предлагаемой статье актуализированы культуротворческие, социокультурные, воспитательные аспекты культурного героя как персонажа, носителя и творца культуры, культурно-антропологической модели и матрицы, коррелирующей с архетипом и культурным кодом. Определены основания формирования былинного богатыря как эффективного полноценного коммуниканта и коммуникатора, способного к синергии мысли, слова, дела, вербальной и невербальной коммуникации, зафиксирована его роль в качестве национального культурного героя, образца для подражания, которая не теряет своего духовно-нравственного и эстетического статуса в живописи рубежа XIX-ХХ вв. Выявлены воспитательные риски десакрализации богатыря в современной российской медиасреде, следствием которой явилась утрата статуса национального культурного героя и неэталонность коммуникативных стратегий. Верифицированы экстраординарные решения культурного героя через актуализацию эстетической метамодернистской парадигмы и героико-трагического дискурса, несущие положительный воспитательный потенциал.

Сохранить в закладках
РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ НАСКАЛЬНЫХ РЕЛЬЕФОВ ДАЦЗУ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Се Чжоу, Болдырева Елена Леонардовна, Казьмина Ольга Александровна

Статья посвящена исследованию синкретизма религиозной культуры храмово-пещерного комплекса Дацзу, охарактеризован китайский религиозный синкретизм; описана история храмово-пещерного комплекса Дацзу, произведен комплексный семантический и композиционный анализ наскальных рельефов Дацзу, рассмотрены религиозно-философское содержание и элементы религиозного синкретизма наскальных рельефов Дацзу, в частности отдельных гротов в Дафоване в горе Баодиншань. Авторы демонстрируют, что наскальные рельефы Дацзу представляют собой пещерную скульптуру, сочетающую в себе три религиозно-философские системы: конфуцианство, даосизм и буддизм. Такая «интеграция конфуцианства и буддизма» свидетельствует о том, что конфуцианство, отражающее традиционные китайские этические нормы, уже проникло в буддийскую этическую мысль и что буддизм как заимствованная религия уже приобрел китайские особенности. На примере анализа многочисленных скульптур, изображающих буддийские сутры («Изображение Сутры о глубокой доброте родителей», «Изображение Амитаюрдхьяна сутры», «Изображение Сутры об аде» и др.), показано, как они одновременно воплощают и основные постулаты буддийской доктрины, и ключевые понятия конфуцианской этической системы (концепция сыновней почтительности «сяо», «золотой середины», «трех устоев и пяти постоянств» и др.). Авторы приходят к выводу, что искусство комплекса Дацзу большей частью связано с религиозным буддийским сознанием, которое соединяет в себе элементы философии, духовной практики, основ поведения, взаимоотношения поколений, имеющих значение для формирования мировоззрения, и в пластическом многообразии наскальных рельефов фиксирует как универсальные категории культуры, так и важнейшие общечеловеческие нравственные ценности.

Сохранить в закладках