ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В АСПЕКТЕ СИНТЕЗА ИСКУССТВ: ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ В ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. Г. РУБИНШТЕЙНА (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена исследованию феномена синтеза искусств в творчестве А. Г. Рубинштейна. Автор акцентирует внимание на малоизученном направлении претворения выдающимся русским композитором ориентальных мотивов в оперном и камерно-вокальном жанрах. Проблематика синтеза искусств в творчестве Рубинштейна разрабатывается в контексте панорамы отечественного искусства XIX столетия. Устанавливается интегрирующее влияние восточного элемента как важнейшей черты русской музыкальной школы XIX века. Особенное внимание уделяется взаимодействию русской, восточной и европейской традиций в творчестве композитора. Определяются истоки обращения Рубинштейна к зарубежной культуре, связанные в том числе с особенностями жизни музыканта в юные годы. В исследовании автор опирается на широкий корпус трудов отечественных и зарубежных ученых, в той или иной степени освещающих проблему синтеза искусств в творчестве Рубинштейна. Выявляется традиционная для российской культуры тенденция преемственности, нашедшая отражение в музыке композитора, осмысливается влияние богатого и многообразного художественного наследия Рубинштейна на композиторов более поздних периодов. С позиции синтеза искусств анализируются такие значимые в отечественном музыкальном искусстве произведения, как оперы «Дмитрий Донской», «Фераморс», «Демон», цикл «Двенадцать персидских песен». Анализируя подходы Рубинштейна к воплощению в музыкальном искусстве образов, созданных русскими и зарубежными поэтами, автор особенно подчеркивает тенденцию композитора к сохранению заложенной творцами в литературных текстах национальной самобытности. Устанавливается многопластовость синтетических решений Рубинштейна в оперном и камерно-вокальном жанрах, определяемая потребностью композитора в синтезировании не только различных видов искусств, но также лирической и своеобразной этнической (восточной) сфер.

The article is devoted to the study of the phenomenon of synthesis of arts in the work of A.G. Rubinstein. The author focuses on the little-studied direction of the transformation of oriental motifs in opera and chamber-vocal genres by the outstanding Russian composer. The problems of synthesis of arts in the work of A. G. Rubinstein are developed in the context of the panorama of Russian art of the XIX century. The integrating influence of the Eastern element as the most important feature of the Russian musical school of the XIX century is established. Special attention is paid to the interaction of Russian, Eastern and European traditions in the composer’s work. The origins of Rubinstein’s appeal to foreign culture, caused, among other things, by the peculiarities of the musician’s life in his younger years, are identified. In the study the author relies on a wide body of works by Russian and foreign scholars, to a greater or lesser extent covering the problem of the synthesis of arts in the work of Rubinstein. The traditional for Russian culture tendency of continuity reflected in the composer’s music is revealed, the influence of A.G. Rubinstein’s rich and diverse artistic heritage on composers of later periods is comprehended. From the position of the synthesis of arts, such significant works in Russian music as the operas «Dmitry Donskoy», «Feramors», «Demon» and the cycle «Twelve Persian Songs» (Op. 34) are analysed. Analysing Rubinstein’s approaches to embodying images in musical art created by Russian and foreign poets, the author particularly emphasises the composer’s tendency to preserve the national identity inherent in literary texts. The multi-layered synthetic solutions of Rubinstein in opera and chamber-vocal genres, determined by the composer’s need to synthesise not only different types of art, but also lyrical and peculiar ethnic (eastern) spheres, are established.

Ключевые фразы: СИНТЕЗ ИСКУССТВ, национальная самобытность, опера, романс, а г рубинштейн, ориентализм, восточные мотивы
Автор (ы): Свистунова Вирджиния Анатольевна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
008. Цивилизация. Культура. Прогресс
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-2-137-229
eLIBRARY ID
67973430
Для цитирования:
СВИСТУНОВА В. А. ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В АСПЕКТЕ СИНТЕЗА ИСКУССТВ: ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ В ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. Г. РУБИНШТЕЙНА // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи