В статье исследуются интерпретации транскрипций аланских имен, содержащихся в «Истории Юань». Целью исследования стал критический анализ представленных в научной традиции этимологических реконструкций указанной аланской антропонимии, а также их обобщение и систематизация. Отличие фонологической системы китайского языка от фонологических систем других языков препятствовало использованию в полной мере сравнительно-лингвистических методов для анализа большей части рассматриваемого ономастикона. Однако разноязычные источники, содержащие сведения о древнем, средневековом и современном ономастиконе, послужившие, наряду с «Историей Юань», материалами для исследования, позволили представить этимологические реконструкции и сопоставления для большинства рассмотренных антропонимических транскрипций. В результате было установлено, что 23 из 38 представленных реконструкций связаны с аланской культурной традицией. Сделан общий вывод о том, что аланы, находившиеся на протяжении ста тридцати лет при монгольском и юаньском дворах, сохраняли свое этническое самосознание, частью которого было исповедание ими христианства. Вместе с тем отмечается, что наличие тюркских, монгольских и, возможно, китайских имен в их ономастиконе свидетельствует о начале ассимиляции алан, а также о влиянии китайской культуры на их мировоззрение.
Статья посвящена анализу этнонима татары в контексте китайских исторических источников эпохи Сун, в частности, в династийной истории «Сун ши» и трудах Ли Синьчуаня. Авторы исследуют разнообразие иероглифических записей данного этнонима в документах эпохи Сун, отражающее сложность и многогранность восприятия этого этноса китайскими летописцами. Установлено, что в «Сун ши» впервые появляются сведения о татарах 塔塔, являющихся конкурентами черных татар, к которым принадлежал Чингисхан. Выявлено, что татары (культурные), проживающие в районе горы Иньшань, поддерживали контакты с Китаем с конца эпохи Тан и Пяти династий до 984 года, но после восстания Ли Цзицяня эти отношения прервались. Показано, что Ли Синьчуань впервые обратил внимание на появление этнонима монголо-татары с возникновением империи Чингисхана. Таким образом, статья подчеркивает важность китайских источников для изучения истории татар и их взаимодействия с народами региона, а труды Ли Синьчуаня представляют собой ценный вклад в понимание этнической и политической истории Центральной Азии в эпоху Сун и раннего периода монгольской империи.