Архив статей журнала
В условиях становления нового технологического, а может быть и общественного уклада, основным источником национального богатства считается человеческий потенциал, т.к. главными отраслями экономики становятся образование, здравоохранение, наука и культура, которые формируют, так называемую, экономику знаний. Статья посвящена исследованию человеческого потенциала: генезиса этого понятия, его дефиниции и методикам измерения. Обосновывается, что понятие «человеческий потенциал» является одним из ключевых, интегральных для исследования и диагностики общественных процессов. Оно нуждается в расширительном толковании и не может сводиться к сугубо экономическим понятиям, типа «человеческий капитал», «человеческие ресурсы», «трудовой потенциал» или «человеческий потенциал экономики». Следует различать «качество жизни» и «человеческий потенциал» и рассматривать первое как средство, а второе как цель, понимая, что повышение качества жизни не обязательно влечет повышение качества населения и наоборот. Даётся авторская дефиниция человеческого потенциала и 5-ти этапная модель его реализации. В случае повышения полезного действия реализации потенциала, количественные характеристики населения, к которым, прежде всего, относятся демографические характеристики, будут терять свое значение, по сравнению с качественными. В работе проведена оценка опыта исследования человеческого потенциала и определены методические подходы к его измерению. Предложено на основе экспертных оценок и расчетов использовать метод предельно критических (пороговых) показателей для оценки человеческого потенциала. На основе этого метода делается предварительный вывод об ослаблении человеческого потенциала, т.к. за прошедшие 30 лет ни одна из проблем расширенного воспроизводства, прежде всего, коренного населения не решена. Основные результаты исследования могут быть использованы при разработке мероприятий в области укрепления российского человеческого потенциала и его реализации.
В статье рассматривается ряд вопросов малоэтажного жилищного строительства как одного из системных решений проблемы повышения качества жизни населения Российской Федерации и разрешения демографической проблемы. На основе данных результатов опросов Росстата «Комплексное наблюдение условий жизни населения» (КОУЖ) 2011, 2014, 2016, 2018, 2020 и 2022 гг. исследуются вопросы о влиянии объемов ввода нового жилья в 2011-2022 гг. на жилищную обеспеченность российских семей через рассмотрение динамики показателей общей площади и числа жилых комнат в индивидуальных домах и квартирах в городской и сельской местности, о доле домохозяйств с различным составом семьи, испытывающих определённую или большую стеснённость при проживании, и об изменение размера жилой площади в расчете на одного члена домохозяйства. В статье проанализирована проблема относительной неразвитости инженерной и социальной инфраструктуры и благоустройства в районах с преимущественно малоэтажной жилой застройкой, а также доступности государственных и муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, общественного транспорта и дорожной инфраструктуры. Показано преимущество индивидуальных домов перед квартирами в части наличия большей площади и пространства для воспитания детей. Выявлена имеющаяся дихотомия в жилищной обеспеченности и благоустройстве жилья по линии семей «с детьми / без детей», «проживающих в индивидуальных домах / в квартирах в многоквартирных домах», «из сельских населенных пунктов / из городов и посёлков городского типа», в рамках которой семьи с детьми в частных домах и из сельской местности систематически находятся в среднем в менее благоприятных жилищных условиях, чем семьи из второй соответствующей категории, в связи с чем актуальным является вопрос о справедливости и приоритетах в распределении нового вводимого жилья в стране.
В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования и использования человеческих ресурсов в России. Цель исследования - выявить параметры пространственной взаимосвязи между полученным профессиональным образованием и трудоустройством по обретённой специальности. Объект исследования - соотношение двух сфер социального пространства: 1) сферы образования, где происходит фиксация выбора будущей специальности и получение профессионального образования разного уровня и 2) сферы трудоустройства, которая соответствует, либо не соответствует полученной специальности, и в зависимости от этого влияет на достижимость задачи развития человеческих ресурсов. Эмпирической базой исследования послужили данные Росстата, данные платформ по поиску работы, социологических опросов ВЦИОМ. Показана динамика (2006-2021 гг.) представлений россиян относительно соотношения престижности профессий и их доходности. Проанализировано соответствие выполняемой россиянами работы полученным профессиональным навыкам: когда знания и навыки полученные в процессе образования и закрепления определённого профессионального уровня по конкретной специальности либо реализуются в экономике и способствуют дальнейшему формированию человеческих ресурсов (в большей степени характерно для крупных городов), либо не происходит применения имеющихся знаний в виду трудоустройства по «чужой» специальности. Полученные результаты имеют как теоретическое, так и практическое значение для учёных, исследователей и специалистов, которые занимаются проблемой несоответствия полученной специальности (как знаний и навыков, являющихся существенной частью человеческих ресурсов) и реальной выполняемой работой по профессии, а также для различных органов власти, принимающих участие в решении вопросов социального и экономического характера, в частности: формирования контрольных цифр приёма в учебные заведения и регулирования рынка труда.
В статье рассматриваются ключевые детерминанты самосохранительного поведения населения. В качестве методов использован анализ официальной статистики, касающейся приверженности россиян здоровому образу жизни (ЗОЖ) и его различным составляющим, в разрезе федеральных округов и половозрастных групп; вторичный анализ социологических исследований, посвящённых реализации принципов ЗОЖ специалистами, имеющими отношение к медицине (медицинскими работками, преподавателями медицинских вузов), в том числе, в сравнении с представителями немедицинских профессий; кроме того, проанализированы данные проведённого при участии авторов массового опроса столичных медицинских работников, направленного на выявление, во-первых, их собственной приверженности ЗОЖ и препятствий для его реализации; во-вторых, представлений о субъектах, несущих основную ответственность за формирование ЗОЖ населения, а также о том, что мешает гражданам следовать его принципам. Представлена авторская классификация объективных и субъективных факторов самосохранительного поведения населения, показана их взаимосвязь. По мнению московских медицинских работников, ключевыми детерминантами самосохранительного поведения являются осознание ответственности за своё здоровье самим человеком, доступность медицинских услуг и доверие системе здравоохранения. Меньшее значение имеют уровень доходов, мода на ЗОЖ и ситуация в стране. Судя по результатам вторичного анализа и собственным эмпирическим данным, ситуация с приверженностью ЗОЖ самих медицинских работников является неоднозначной. С одной стороны, существенная их часть декларирует свою ориентацию на ЗОЖ, с другой, у медицинских работников наблюдается отсутствие системности и комплексности при реализации его принципов. Около 90% опрошенных московских специалистов назвали самих граждан ответственными за формирование у населения приверженности ЗОЖ, ещё четверть - государство, и лишь каждый десятый указал на работников здравоохранения. В качестве основных барьеров реализации ЗОЖ названы недостаточная самодисциплина, нехватка сил и времени.