Архив статей

О ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОМ ПОДХОДЕ К ПОДГОТОВКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В МАГИСТРАТУРЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ТОРЕЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Цель настоящей статьи - описать возможность применения полипарадигмального подхода к подготовке исследователей сферы образования, обучающихся в магистратуре классического университета по программам международной академической мобильности.

Методология и методы. В процессе работы применялись полипарадигмальный, системный и междисциплинарный методологические подходы. Использовались элементы контент-анализа научно-педагогических источников на русском и английском языках. При обосновании методологии исследования автор опирался на принципы педагогической аксиологии, метод философской герменевтики и сравнительно-педагогический метод, позволяющий сопоставить специфику подготовки педагогов-исследователей в России и за рубежом. В эмпирической части исследования был задействован метод анкетирования.

Результаты исследования. Сравниваются интерпретации ключевых категорий полипарадигмального подхода (парадигма, парадигмальность, полипарадигмальность) в педагогике и других гуманитарных дисциплинах. Описана сущность теории множественности педагогических парадигм. Теоретическая и/или практическая значимость. Обоснована возможность применения полипарадигмального подхода к подготовке иностранных педагогов-исследователей в магистратуре классического университета. На примере образовательных практик факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова представлен опыт применения полипарадигмального подхода в контексте формирования готовности магистрантов из Китая к проведению прикладных исследований в сфере образования.

Выводы. Опора на методологические принципы полипарадигмального подхода в практике подготовки зарубежных магистрантов-будущих исследователей сферы образования позволяет успешно формировать специальные (исследовательские) и универсальные (метапредметные) компетенции обучающихся; создаёт основу для обеспечения фундаментальности педагогического образования в условиях классического университета; способствует становлению традиционных нравственных ценностей магистрантов; повышает мотивацию к участию в педагогических исследованиях.

Сохранить в закладках