Цель статьи - раскрыть контекстно-культурный подход в музыкальном образовании, определить его роль и возможности использования при формировании вокально-педагогической культуры преподавателя-музыканта в условиях китайского вуза.
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили следующие подходы: контекстно-культурный, интегрирующий культурные ценности и традиции китайского искусства в образовательный процесс и позволяющий обеспечить будущему преподавател-музыканту разностороннюю базовую подготовку; герменевтический, направленный на интерпретацию культурных смыслов музыки, аксиологический, предполагающий выявление и оценку ценности музыкального образования в культуре, культурологический, позволяющий трансформировать цель подготовки: от формирования узкого специалиста - к становлению культурно-компетентной личности преподавателя-музыканта, способного к смыслотворчеству и культурной рефлексии. Для достижения результатов исследования использовались теоретические методы, такие как контент-анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические методы: анализ данных, наблюдение, оценивание.
Результаты исследования раскрывают сущность, содержание, принципы контекстно-культурного подхода и обосновывают необходимость его интеграции в образовательный процесс профессиональной подготовки преподавателей-музыкантов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и теоретическом обосновании потенциала контекстно-культурного подхода для решения актуальных научных проблем теории и методики формирования вокально-педагогической культуры будущего преподавателя-музыканта в условиях образовательной среды китайского вуза. Практическая значимость состоит в том, что теоретические положения и результаты исследования могут быть использованы в практике профессионального обучения студентов музыкально-педагогической специализации высших и средних специальных педагогических учебных заведений, в системе повышения квалификации и переподготовки учителей музыки.
Выводы. Не все выпускники вокальных отделений консерваторий и музыкальных факультетов китайских вузов связывают своё профессиональное будущее со сценической деятельностью или сольной карьерой певца, многие из них идут на преподавательскую работу, к которой тоже надо быть хорошо подготовленным. Именно контекстно-культурный подход в формировании вокально-педагогической культуры преподавателя, акцентирующий внимание на социокультурном окружении и индивидуальном опыте обучающихся, может быть особенно эффективен. Для Шэньянской консерватории это особенно важно, т. к. данный подход к обучению будущего преподавателя-музыканта учитывает уникальность китайской культуры, особенности региона, дополняет общую профессиональную подготовку студента и значительно расширяет его педагогические компетенции.