Цель статьи заключается в раскрытии роли межпоколенного взаимодействия в экзистенциальном самоопределении будущего учителя и способов его организации.
Методология и методы исследования. В исследовании использовались материалы из научных источников и нормативных документов по теме работы, применялись теоретические методы анализа и обобщения, а также аналитико-статистические методы квалиметрии в процессе логического сравнения информации.
Результаты. Выявлено диалектическое единство межпоколенного профессионального (педагогического) взаимодействия и экзистенциального самоопределения будущего учителя в образовательной среде университета. Предлагаются примеры проектов организации межпоколенного взаимодействия в образовательной среде университета («Династии педагогов. Притяжение поколений», «Педагогические мемуары», «Подражание педагогическому идеалу: ретроспектива и перспектива», «Юность моя - тимуровцы», «Искусство экзистенциального рассказа», проектантикафе «Педагогическая перезагрузка»), обеспечивающие положительную динамику признаков экзистенциального самоопределения будущего учителя (экзистенциальной наполненности, экзистенциальной восприимчивости, экзистенциальной синергетичности).
Теоретическая и/или практическая значимость. Предлагается одним из механизмов межпоколенного педагогического взаимодействия считать общение, где важна диада «бытие будущего учителя - научно-педагогическая школа». Диада понимается как диалог двух событийных пространств через представителей разных поколений педагогического дела - будущего и прошлого/настоящего. Диалогичность проявляется в способности созидания экзистенциального опыта у будущего учителя через краеведческо-педагогическое погружение. Даются способы выявления результативности организации межпоколенного взаимодействия: критерии экзистенциального самоопределения будущего учителя (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) и диагностики, определяющие её динамику (Шкала экзистенции (Existenz-Skala, ESK) А. Лэнгле, К. Орглера; Шкала осознанного выбора и самосознания, PCASS; Опросник самоорганизации деятельности, ОСД).
Выводы. Межпоколенное взаимодействие не только воспитывает чувство уважения к старшим поколениям, но и выполняет роль социального ресурса, оказывающего положительное влияние на экзистенциальный выбор будущего учителя. Практика работы подтверждает эффективность организации проектной деятельности, включавшей в себя интеграцию поколений педагогов и студентов, а также погружение будущих учителей в историко-педагогическое наследие. Всё это привело к положительной динамике в экзистенциальной наполненности, экзистенциальной восприимчивости и экзистенциальной синергетичности будущего учителя. Предложенные проекты могут быть значимы в работе со студентами педагогических вузов, а также на курсах повышения квалификации.