Архив статей

К ВОПРОСУ КОНСТИТУИРОВАНИЯ СМЫСЛОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ (2024)
Выпуск: № 2 (93) (2024)
Авторы: Мудрян Н. С.

В статье рассматриваются функционально-смысловые аспекты музыкальной культуры. Систематизация теоретических и эмпирических материалов продемонстрировала возможности структурно-функционального подхода в вопросе анализа социального функционирования музыкальной культуры, а семиотического подхода – в выявлении ее смыслового наполнения. Взаимодействие структурно-функционального и семиотического подходов позволило исследовать содержательные аспекты музыкальной культуры в парадигме выполняемых ею функций, значимых для конкретной социальной группы

Сохранить в закладках
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙТВИТЕЛЬНОСТИ (2024)
Выпуск: № 2 (93) (2024)
Авторы: Горенкин Валерий Анатольевич, Гаспарян Людмила Сергеевна, Швецова Антонина Викторовна

В статье рассмотрены социокультурные практики как повседневные действия, нормы и обычаи, которые, будучи частью культурной жизни общества, выступают ретранслятором базовых ценностей, формирующих архитектуру современных социокультурных отношений. Показано, что культурные практики не являются статичными образованиями. Они изменяются, эволюционируют и приобретают все новые и новые формы в соответствии с изменяющимися потребностями и условиями. Так, глобализация ведет к унификации и в какой-то степени к деконструкции ранее сформировавшейся ценностной системы, что актуализирует вопрос изучения современной специфики социокультурных практик.

Сохранить в закладках
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА "ВОСПИТАНИЯ ТАНЦЕМ" В ДИСКУРСЕ АКСИОЛОГИИ ТРАДИЦИОННОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (2024)
Выпуск: № 1 (92) (2024)
Авторы: ТАТАРИНЦЕВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ, КАЛИНИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

Концептуальный дискурс статьи1 находится в области экспликации эстетической парадигмы «воспитания танцем», базирующейся на высокой танцевальноисполнительской культуре, призванной облагораживать и эстетизировать человека, формировать понимание красоты и отношение к прекрасному, центрирующему сферу искусства. В этой связи обосновывается своего рода «предохранительный механизм», призванный противодействовать практикам некорректной интерпретации танцевального фольклорного оригинала, которые имеют место в ходе фривольной обработки фольклорного первоисточника. Доказывается, что данные тенденции являются недопустимым искажением глубинной философии народного танцевального искусства и его базово-ценностных компонентов. В равной степени они губительны для формирования целостного культурно-исторического и эстетического сознания российской молодежи. Одновременно уточняется ключевая роль педагога-наставника, призванного раскрывать обучающимся «рисунок» танца во всей палитре его уникальности и своеобразия

Сохранить в закладках
ВАРВАРИЗАЦИЯ ОБРАЗА РОССИИ В НЕМЕЦКОМ РУСОФОБСКОМ ДИСКУРСЕ КОНЦА XVIII-XIX ВВ. (2024)
Выпуск: № 1 (92) (2024)
Авторы: Монина Наталья Петровна

Статья посвящена трактовке образа России как варвара в немецкой публицистике XVIII–XIX вв. Методологическую базу исследования составляют методы исторического и культурологического анализа. Сделаны выводы о том, что варваризации образа России в немецкой публицистике обозначенного периода способствовали исторические, природно-климатические и религиозные факторы, обусловливающие трактовку русской истории и культуры исключительно как азиатской и деспотической. Ракурс рассмотрения дихотомии «Европа – Россия» в немецком русофобском дискурсе переводится в плоскость противостояния цивилизации и варварства. Дихотомия «цивилизация – варварство» однозначно дополняет оппозицию Европа – Россия

Сохранить в закладках