Архив статей

КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СЕМАНТИКИ ЯДЕРНЫХ ЛЕКСЕМ КОНЦЕПТОВ «ПРАЗДНИК» И «БУДНИ» (НА МАТЕРИАЛЕ РЕКЛАМНОГО МЕДИАДИСКУРСА) (2025)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Авторы: КАСЫМОВА ОЛЬГА ПАВЛОВНА, ЛЕОНОВА АННА СЕРГЕЕВНА

Целью статьи является системное описание ядерных лексем концептов «праздник» и «будни» на материале рекламных микротекстов, которые ранее не рассматривались в данном аспекте. Сравнительный лингвистический анализ значения и функционирования ядерных лексем позволил определить общее и специфическое в их семантической структуре. Объектом исследования стали тексты современных медиареклам, где используются указанные концепты, предметом - ядерные лексемы, без обращения к их периферии - синонимам, фразеологическим единицам и ассоциатам. Материал был отобран методом сплошной выборки из региональных объявлений и видеороликов последних лет. В ходе работы использовались методы компонентного, корреляционного и контекстного анализа, корпусный метод. Общая функция рассматриваемых концептов в анализируемых рекламных текстах заключается в продвижении товаров и услуг. Слово «праздник» означает нерабочий день, а также счастливый, радостный день, в котором происходят важные, приятные события. Слово «будни» имеет противоположное значение: это монотонная, повседневная, обыденная жизнь. В контексте рекламы слово «праздник» кроме основного значения приобретает добавочное: это товар, который покупается, организуется, праздником называют скидки, разные важные события в жизни. Слово «будни», в свою очередь, не развивает добавочного значения. Оно обладает меньшими функциональными возможностями в сравнении со словом «праздник», выступая в роли триггера, призванного вызывать противоположные празднику ассоциации, т. е. используется для подчеркивания контраста со словом «праздник» или синонимичными ему словами.

Сохранить в закладках