Архив статей журнала
Рассматривается актуальная проблема общества - роль культуры в совершенствовании общества в направлении его большей справедливости. Дается авторская концепция социологического культуры как способа образцового осуществления субъектами культуры видов деятельности по воплощению ими социальных смыслов. Отмечается первоначальность в истории людей социальной культуры, регулирующей наиболее глубинные - сущностные проявления их социальной жизни, ее связь со всеми видами культуры. Выявляется значение для совершенствования общества основных социальных свойств культуры, благодаря которым обеспечивается устойчивость общества, его движение в направлении большей справедливости. Даются определения социальной справедливости, экологической справедливости, общества социальной справедливости. На основе собственного эмпирического исследования делаются выводы, что вопрос социальной справедливости волнует абсолютное большинство опрошенных (91 %). Фиксируется их желание осваивать для себя новые знания и культуру для того, чтобы добиваться социальной справедливости (98 %), однако отмечается их низкая активность в отстаивании справедливости (15 %). Выявляются причины такой низкой активности. Дается характеристика положительных и отрицательных сторон современного постиндустриального общества, для которого характерен инструментальный подход к культуре и идеологизация техники, экономизация общества в ущерб его экологизации, результатом чего является дегуманизация культуры и возможность исчезновения человека из общества и природы. В заключение утверждается, что при опоре на положительные стороны развития данного общества, а также при изменении в нем условий для внедрения новых эталонов культуры и формирования на их основе личностей нового типа возможны коэволюция общества и природы, возвращение культуре ее подлинных социальных смыслов и на их основе движение к более справедливому обществу.
Рассматривается цивилизационная ветвь исторического процесса, в котором, наряду с формационной и эпохальной ветвями, происходит ее протекание. Отмечается, что цивилизационная ветвь представляет собой развитие социальной жизни людей, являющейся их подлинной жизнью, отвечающей природе рода «человек». И поэтому среди ветвей исторического процесса, состоящих в изменениях экономической жизни и в развитии форм общественного сознания, она основная и сущностная, адекватная по своему содержанию тому, что является социальным прогрессом. Указывается что цивилизация возникает с появлением у людей социальных отношений при переходе их от присваивающей деятельности к производящей, что проходит она в своем развитии три стадии: аграрную, индустриальную, постиндустриальную, основанные на ручной, машинной, автоматизированной технологиях производственной деятельности людей, вследствие чего происходит изменение общественной формы социальной жизни этих стадий цивилизации. Развитие цивилизационной ветви осуществляется самими людьми, но не как им вздумается, а так, как позволяют это их средства производства, т. е. объективно. Подчеркивается, что развитие исторического процесса является следствием не радикальных подвижек в формационной его ветви - смене форм собственнических (экономических) отношений людей, как это многими считается, а результатом создания людьми, ведущими социальную жизнь, новой техники и технологии производственной деятельности. В статье дается представление о предполагаемом будущем цивилизационной ветви исторического процесса после прекращения существования капитализма и смене ее только социальным прогрессом, которым он до этого во всей своей полноте не был.