ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫМ ПИТАНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Латыпова Миляуша Халитовна, Мигунова Юлия Владимировна, Селиванова Светлана Сергеевна

Охарактеризована система управленческой практики организации и обеспечения обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан школьным питанием. Актуальность заявленной темы обоснована с акцентом на социально-гуманистическую роль школьного питания для развития человеческого капитала. В связи с этим предлагается выделить социальные практики питания, куда относится и школьное, в особый вид экономической деятельности, в основе которого, с одной стороны, лежит невысокий коммерческий интерес основных игроков, а с другой - серьезные возможности для развития региональных экономик при поддержке государства. Выявлено, что основу системы управления школьным питанием составляют три важных процесса: планирование, реализация и контроль. Заключительным этапом управленческого процесса является корректировка. На этапе планирования, в соответствии с требованиями законодательства, органы исполнительной власти в лице министерств и ведомств осуществляют разработку и утверждение вариантов республиканских школьных меню, в том числе специализированных. К реализации плана приступают непосредственно образовательные организации. Этот этап условно делится на производство, за которое отвечают общеобразовательные организации и комбинаты питания, и потребление, участниками которого являются школьники и их родители. Реализация школьного питания тесно связана с системой контроля данного процесса. В Республике Башкортостан оценка организации и качества питания представлена в форме государственного и общественного контроля. Государственный контроль заключается в проверке санитарных условий и соответствия качества пищи установленным нормам. Общественный осуществляют Общественный совет при Министерстве образования и науки РБ, куда входят представители педагогического сообщества, специалисты в области развития образования, а также бракеражные комиссии, состоящие из родителей школьников. Анализ системы школьного питания на этапах планирования, реализации и контроля позволяет выявить необходимость корректировки на всех этих этапах для совершенствования механизма управления данным процессом.

Сохранить в закладках
ТРЕЗВОСТЬ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ В ОЦЕНКАХ ВРАЧЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ) (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Мигунова Юлия Владимировна

На основе результатов социологических опросов исследуется тема трезвого образа жизни. Методами стандартизированного и свободного интервью в фокус-группах было выявлено мнение врачей-наркологов и учителей общеобразовательных школ о том, что представляет собой трезвость, каковы мотивы ее выбора, положительные эффекты, каково отношение общества к тем, кто придерживается трезвого образа жизни и к тем, кто употребляет алкоголь. В ходе исследования определено, что трезвость не является для респондентов абсолютной категорией, и в ее понятие включается умеренное потребление алкоголя в соответствии с общепринятыми нормами. Мотивационная сторона выбора трезвости у здоровых людей связана с такими ценностями, как здоровье, семейное благополучие и религиозные нормы. У ранее зависимых от алкоголя лиц мотивация определяется позитивными или негативными примерами из ближнего окружения, способами проведения досуга, исключающими спиртное, и сохранением значимых отношений с близкими. Положительные эффекты выбора трезвого образа жизни в целом, по мнению респондентов, характеризуются укреплением здоровья, социальной активностью и широким кругом общения. У ранее зависимых лиц здоровый и трезвый образ жизни видится в отсутствии социальной деградации и сохранении своего социального положения. Значительная часть из них считает, что эти программы результативны. С целью формирования среди населения республики трезвого образа жизни каждая группа опрошенных экспертов выделила характерные меры. Среди них - профилактическая работа с молодежью, улучшение условий труда врачей-наркологов и материально-технической базы наркологических служб, развитие сети государственных реабилитационных центров, а также предоставление условий для досуга, исключающего потребление спиртного, усиление контролирующих и запретительных мер, препятствующих росту и распространению алкоголизации населения, мотивирующие меры, способствующие внутренней потребности человека к следованию здоровому образу жизни.

Сохранить в закладках
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЕДЫ В ШКОЛЬНЫХ СТОЛОВЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Мигунова Юлия Владимировна

Школьное питание исследуется сквозь призму потребительских предпочтений обучающихся. Проблема востребованности еды в школьных столовых является маркером эффективности организации школьного питания в целом. Наиболее верифицируемыми способами оценки потребительских предпочтений школьников в отношении еды из столовой являются метод сенсорного анализа, применяемый наряду с гедонистической шкалой и опросные методы. Сенсорный анализ отражает положительное, отрицательное или нейтральное отношение испытуемого к тому или иному блюду либо пищевому продукту. Опросные методы изучения востребованности еды включают сбор информации через фокус-группы, а также с помощью стандартизированного анкетирования или опроса непосредственных участников школьного питания - обучающихся и их родителей. С целью изучения потребительских предпочтений школьников Республики Башкортостан, посещающих и не посещающих столовую, был применен метод социологического опроса, основанный на оценках родителей обучающихся. На основе полученных данных выяснилось, какие блюда из школьной столовой наиболее востребованы обучающимися, а какие нет. Также рассматривался вопрос о степени удовлетворения обучающихся и их родителей качеством организации школьного буфета как разновидности школьного питания. По оценкам родителей, востребованность продукции из буфета в его нынешнем состоянии оказалась достаточно низкой именно у столичных школьников. Тем не менее обновленный буфет с принципиально иной организацией работы, широким ассортиментом предлагаемой продукции в целом нужен именно горожанам. Поскольку их в целом не удовлетворяет горячее питание в школьной столовой - буфет с его продукцией становится для детей городских жителей крайне востребованным.

Сохранить в закладках