Архив статей журнала
В условиях всеобщей цифровой трансформации модели цифрового участия и вовлечения граждан представляют не только прикладной, но и научный интерес. Цифровая партисипация как феномен современного общества стала предметом научного анализа представителей различных школ и направлений. Сегодня это предмет междисциплинарных и международных исследований, однако и в контексте социологического знания эвристическим потенциалом обладает определение теоретико-методологических оснований для ее исследования, определение ее содержательных характеристик. Цель статьи - выявить ключевые особенности цифровой партисипации как разновидности коммуникативного поведения в гибридной реальности, охарактеризовать ее сущность и условия развития. Методы и методология. Выводы и положения статьи основаны на результатах международных и всероссийских исследований. В качестве теоретико-методологической основы использованы подходы М. Кастельса, Ю. Хабермаса, Г. Лассуэла, А. В. Тихонова, В. С. Богданова, Л. А. Василенко, Н. Н. Мещеряковой, партисипаторные теории.
Результаты. Проанализированы современные теоретические подходы к цифровой партисипации, раскрывающие мультидисциплинарный характер исследований феномена. Определено, что социологический подход к исследованию цифровой партисипации требует полипарадигмального основания для анализа сущностных изменений цифровизации, связанных с «моделированием гибридных инфосоциальных систем». Предложено авторское определение цифровой партисипации как разновидности коммуникативного поведения в цифровом пространстве. Цифровая партисипация имеет субъект-субъектный характер и проявляется как цифровое участие, цифровая вовлеченность и цифровое влияние на процесс принятия и реализации управленческих решений. Выделены сущностные характеристики цифровой партисипации как субъект-субъектной формы коммуникативного поведения в гибридной реальности: мобильность, оперативность, демократичность, интерактивность, эмоциональность. Обозначены ключевые условия для развития цифровой партисипации: комплексная доступность и цифровая грамотность.