Предметом исследования является корпус детской литературы из собрания Минусинской общественной библиотеки конца XIX - начала XX века, состоящий из 121 произведения, написанных между 1719 и 1905 годами. Эти тексты представляют собой значимый источник для изучения формирования географического восприятия у жителей провинциального сибирского города через художественную литературу. Особое внимание уделено анализу географических названий (топонимов), встречающихся в текстах, с целью выявления их частоты и географического распределения. Это позволяет реконструировать картину мира, представленную в книгах того времени, и понять, как она воспринималась детской аудиторией, формируя их представление о странах, городах и культурных центрах. Работа направлена на изучение роли детской литературы как культурного инструмента, который отражает и формирует географические представления, а также на выявление методологических вызовов и ограничений при работе с историческими корпусами. Методологическая основа включает приведение дореформенных текстов к машиночитаемому виду с использованием инструментов оцифровки и геопарсинг для автоматического выявления географических сущностей. Для анализа применялась библиотека Spacy с последующей ручной проверкой и корректировкой данных. Результаты исследования включают выявление 668 городов и 97 стран, представленных в текстах, а также построение картографической визуализации частотного распределения упоминаний. Анализ выявил неравномерность распределения географических наименований в различных текстах, где преобладают упоминания России, Польши и Англии среди стран, а Киева, Москвы и Санкт-Петербурга среди городов. Область применения результатов включает исследования в области цифровых гуманитарных наук, библиотековедения и историко-культурных исследований. Новизна же работы заключается в использовании современных методов геопарсинга для обработки русскоязычных текстов дореформенной орфографии и в анализе ранее не изученного корпуса литературы Минусинской библиотеки. Выводы подчеркивают значимость картирования текстов для понимания формирования географического восприятия и необходимость дальнейшего развития инструментов NER для сложных корпусов. Несмотря на ограничения, исследование вносит вклад в развитие методов NLP для исторических текстов.
Сайт https://scinetwork.ru (далее – сайт) работает по принципу агрегатора – собирает и структурирует информацию из публичных источников в сети Интернет, то есть передает полнотекстовую информацию о товарных знаках в том виде, в котором она содержится в открытом доступе.
Сайт и администрация сайта не используют отображаемые на сайте товарные знаки в коммерческих и рекламных целях, не декларируют своего участия в процессе их государственной регистрации, не заявляют о своих исключительных правах на товарные знаки, а также не гарантируют точность, полноту и достоверность информации.
Все права на товарные знаки принадлежат их законным владельцам!
Сайт носит исключительно информационный характер, и предоставляемые им сведения являются открытыми публичными данными.
Администрация сайта не несет ответственность за какие бы то ни было убытки, возникающие в результате доступа и использования сайта.
Спасибо, понятно.