Архив статей журнала
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов бакалавриата третьего курса НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (n = 326) с применением методики М. Рокича «Ценностные ориентации», в адаптации Д. А. Леонтьева. В исследуемой выборке преобладает патерналистский тип мотивации - ориентация на здоровье, безопасность, социальную защищенность и связанные с ними инструментальные ценности. Полученная иерархия ценностных ориентаций может быть следствием недостаточного осознания и принятия ценностей академического сообщества, частью которого являются студенты.
В работе представлены результаты проведенного исследования, направленного на выявление факторов мотивации студентов к занятиям физической культурой в вузе, а также проанализированы возможные формы занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» с применением средств йоги и их влияние на психоэмоциональное состояние обучающихся.
Автором рассмотрен результат экспертного опроса по теме ключевых психологических качеств, навыков и умений специалистов физической культуры. Теория вопроса соотнесена с понятием soft skills. Опираясь на результаты опроса, было произведено ранжирование психологически важных качеств для административного и педагогического направления в сфере физической культуры и спорта. Наиболее приоритетные soft skills были включены в проект рабочей программы дисциплины «Психологически важные качества специалиста в сфере физической культуры и спорта».
В статье анализируются вопросы организации спортивных соревнований, проведения розыгрышей, товарищеских встреч, первенств по настольному теннису. Особое внимание уделено проблемам развития этого вида спорта в СССР. Интерес представляет дискуссия, развернувшаяся на страницах журнала «Красный спорт» о пользе пинг-понга для советской физкультуры. Политика военизации сферы физической культуры и спорта, отсутствие материально-технической базы, спортивных залов, нехватка специалистов в начале 1930-х гг. значительно замедлили распространение и развитие настольного тенниса в стране.
Статья посвящена обзору публикаций по фитнес-аэробике и её эффективности в работе с различными группами занимающихся. Дается характеристика фитнес-аэробики как вида спорта. Раскрывается значение фирнес-аэробики в укреплении здоровья занимающихся.
Статья посвящена социальной ответственности профессионального спортсмена на примере семикратного чемпиона мира в классе «Формула 1» Льюиса Хэмилтона. Авторами исследована деятельность спортсмена за пределами автодромов, приведены конкретные факты биографии, свидетельствующие о том, что, добившись большого успеха в спорте, человек не забывает об окружающих его актуальных проблемах и дорожит своей профессиональной репутацией.
Спортивно-массовые мероприятия и проекты по продвижению ценностей здорового образа жизни являются значимыми для любого современного государства, заботящегося о своих гражданах. Статья посвящена комплексному исследованию спортивно-массовых мероприятий в четырёх странах: России, США, Китае и ОАЭ. Источниками для сбора и анализа информации послужили официальные сайты министерств, средства массовой информации и социальные сети проектов в заявленных странах. Определены значимые спортивно-массовые мероприятия и приведена сравнительная характеристика о количестве участников с начала реализации проекта и по итогам 2023 г. Материалы исследования подтверждают, что проведение спортивно-массовых мероприятий по продвижению ценностей здорового образа жизни имеет важное значение для поколений Y, Z, так как поддержка единомышленников имеет огромное влияние. Люди мотивируются на занятия спортом, увлекаются бегом, правильным питанием и в целом активным образом жизни. Приведённые в исследовании российские и международные практики возможно адаптировать в любом государстве мира.
В статье исследуется роль физкультурно-спортивной деятельности как средства эффективной социокультурной адаптации иностранных студентов с целью их последующей интеграции в процесс обучения в Астраханском государственном университете имени В. Н. Татищева. Рассмотрена актуальность и значимость данной тематики, т. к. в новых условиях иностранный обучающийся должен в короткий срок преодолеть языковой барьер, окунуться в малознакомую социокультурную среду и наравне с русскоговорящими студентами следовать учебному плану.
Рассматривается вопрос проведения студентами конкретных социологических исследований в сфере физической культуры и спорта в формате воркшоп. Обозначена значимость учебной дисциплины «Социология физической культуры и спорта», обобщены ее основные разделы и темы. Представлен опыт проведения семинарских занятий для обучающихся вуза физкультурного профиля на тему «Процедура и методика конкретных социологических исследований в сфере физической культуры и спорта» в формате воркшоп. Проанализированы и обобщены результаты по четырем исследованиям, проведенных группами студентов. Выявлена значимость работы в формате воркшоп для успешного освоения дисциплины.
В статье представлены данные теоретического анализа типичных объектов исследования истории физической культуры в России с позиции теории системы физической культуры В. М. Выдрина. Выявлены ведущие объекты исторических исследований в области физической культуры за несколько десятилетий, современные тенденции в данном направлении, определены актуальные объекты для перспективного изучения.