Архив статей журнала
Рассматриваются базовые подходы к определению сущности экспортного потенциала отрасли как экономической категории, предлагается авторский подход к определению и анализу экспортного потенциала отрасли региона. Под экспортным потенциалом отрасли в территориальном разрезе авторы понимают способность предприятий отрасли, размещенных на территории конкретного региона, производить высококачественную, конкурентоспособную продукцию, обеспечивать рост производственных мощностей и экспортировать эту продукцию, ориентируясь на потребности внешних рынков. На основе данных официальной статистики систематизируются показатели экспортного потенциала виноградарско-винодельческой отрасли Республики Крым. Анализ показывает положительную динамику конкурентоспособности. Коэффициент международной конкурентоспособности отрасли перешел в положительную зону, что свидетельствует о формировании устойчивой внешнеторговой позиции. В отличие от общероссийской виноградарско-винодельческой отрасли, где коэффициенты эластичности экспорта остаются отрицательными, что отражает способность крымской виноградарско-винодельческой отрасли оперативно реагировать на изменения конъюнктуры мирового рынка. Перспективы отрасли связаны с расширением географии экспорта, увеличением площадей виноградников, внедрением современных технологий производства и активным продвижением продукции на зарубежных рынках. В целом, виноградарско-винодельческая отрасль Республики Крым демонстрирует значительный потенциал для дальнейшего развития и увеличения своего вклада в экспортный потенциал региона.
В статье, на основе анализа данных официальной статистики, представлена товарная и географическая структура внешней торговли товарами государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Выделены основные товарные группы, составляющие ядро взаимной торговли, и обоснована необходимость диверсификации товарной структуры экспорта и импорта. Показано, что в настоящий момент географическая структура внешней торговли государств-членов ЕАЭС имеет внешне-ориентированный характер, с акцентом на сотрудничество с дружественными странами-партнерами, такими как Китай, Египет, Таджикистан, Турция, Индия, Узбекистан, Бразилия и Монголия. Отмечен тренд на углубление взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС. Сделан вывод о том, что развитие внешней торговли государств-членов ЕАЭС направлено на создание более интегрированного, конкурентоспособного и диверсифицированного экономического пространства. Авторами обозначены приоритеты во внешней торговле товарами государств-членов ЕАЭС, которые включают как внутренние меры по гармонизации и улучшению инфраструктуры, так и внешние инициативы по расширению торговых связей и поддержке экспортеров. Показано, что для достижения этих целей необходимы скоординированные усилия на национальном и наднациональном уровнях, а также адаптация к глобальным экономическим изменениям и вызовам.