Архив статей журнала
Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу места и роли саморегулируемых организаций (далее также - СРО) в организации и проведении мероприятий общественного контроля в строительстве в РФ. Обосновывается место и роль института общественного контроля в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия граждан страны в управлении делами государства. Анализируется перечень возможных субъектов общественного контроля в строительстве, а также место в нем СРО. Цель исследования состоит не только в выявлении, формализации и анализе основных проблем, препятствующих организации и осуществлению общественного контроля СРО в строительстве, но и в разработке системы мероприятий по разрешению указанных проблем. В числе данных проблем в работе исследуются: незакрепленность института общественного контроля в Конституции РФ; неопределенность в законодательстве относительно оснований и пределов осуществления общественного контроля в отношении строительных организаций (частных застройщиков); отсутствие в законодательстве о СРО закрепления возможности организации ими общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений их членов; отсутствие детализации механизма осуществления общественного контроля в Градостроительном кодексе РФ; слабые реальные полномочия СРО в строительстве в сфере организации и осуществлении мероприятий общественного контроля; слабое использование положительного зарубежного опыта участия СРО в мероприятиях общественного контроля; недостаточная организационно-техническая база СРО для реализации общественного контроля и их зависимость от членов СРО в данном вопросе. Разрешение данных проблем возможно путем инкорпорирования института общественного контроля в Основной закон страны с закреплением возможности его осуществления в отношении деятельности, актов и решений любых юридических лиц; внесения дополнений в законодательство об общественном контроле относительно того, что деятельность, акты и решения юридических лиц (включая строительную сферу) могут подвергаться общественному контролю, если это затрагивает права и свободы человека и гражданина; включения института общественного контроля в законодательство о СРО отдельной главой (разделом); детализации механизма осуществления общественного контроля в Градостроительном кодексе РФ с расширением полномочий СРО в сфере строительства по организации и проведению мероприятий общественного контроля; организации Общественной палатой РФ совместно с профильными министерствами и ведомствами анализа зарубежного опыта участия СРО в функционировании общественного контроля с последующей его адаптацией и внедрением в российское законодательство; принятия Правительством РФ комплекса федеральных программ, направленных на развитие организационно-технической базы и самостоятельности (независимости) СРО как субъектов общественного контроля.
Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу организации и функционирования мероприятий общественного контроля в области соблюдения требований охраны труда. В работе отмечается, что в настоящее время общественный контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется в России преимущественно профсоюзными организациями, которые относятся к категории иных организационных структур общественного контроля. Однако организация и осуществление мероприятий общественного контроля за соблюдением требований охраны труда связаны с многочисленными проблемами, в числе которых можно выделить, в частности, отсутствие формализации данного института гражданского общества в Конституции страны; незакрепление контроля за соблюдением требований охраны труда в качестве одной из задач общественного контроля в России; трудности в осуществлении мероприятий общественного контроля в сфере соблюдения требований охраны труда мигрантов; отсутствие в уголовном и административном законодательстве мер повышенной правовой ответственности за противодействие законной деятельности представителей субъектов общественного контроля в вышеназванной сфере и недостаточность у них соответствующих полномочий; недостаточная материально-техническая база субъектов общественного контроля. Целью научного исследования выступает не только формализация и анализ основных проблем, препятствующих организации и осуществлению мероприятий общественного контроля за соблюдением требований охраны труда, но и разработка, а также обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
Настоящая статья посвящена анализу места и роли института общественного контроля в Российской Федерации в системе форм социального протеста. В работе исследуются различные формы социального протеста, проведена и обоснована их авторская классификация. Автором исследуются различные точки зрения в научной и учебной литературе на место и роль общественного контроля в системе форм социального протеста. Проведен анализ международно-правовых основ правового регулирования конструктивных форм социального протеста, а также отношение российского законодательства к конструктивным и деструктивным формам социального протеста. В работе проведен анализ влияния института общественного контроля на различные формы социального протеста. В статье обоснована авторская точка зрения относительно того, что институт общественного контроля в России можно отнести к формам конструктивного социального протеста, но одновременно данный институт гражданского общества выступает как инструмент предупреждения и профилактики формирования и реализации в обществе деструктивных форм социального протеста. В работе формализованы и исследуются основные проблемы, препятствующие развитию института общественного контроля в Российской Федерации как конструктивной формы социального протеста, разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем, в том числе путем внесения изменений и дополнений как в Конституцию страны, так и действующее законодательство.
Распространение экстремизма в мире приобретает угрожающий характер. В экстремистскую деятельность нередко оказываются вовлеченными несовершеннолетние, что становится одной из проблем современных государств. Целью работы является анализ распространения экстремизма в подростковой среде, исследование его причин и способов, а также механизмов противодействия данному явлению. В исследовании был использован комплекс разнообразных методов научного познания - диалектики, юриспруденции и других общественных наук. Материалами исследования стали разработки отечественных ученых, занимающихся проблематикой распространения экстремизма в среде несовершеннолетних. Рассмотрены причины вовлечения граждан молодого, в том числе подросткового возраста в экстремистскую деятельность: ухудшение социально-экономических условий и неблагополучие в семье несовершеннолетнего, возрастные особенности детского и подросткового периода, несформированность в полной мере критического мышления, недостаточный контроль за пребыванием несовершеннолетних в сети Интернет. Проанализировано влияние деструктивных организаций на вовлечение подростков в экстремистскую деятельность, приведена краткая характеристика подобных субкультур. Выявлено также негативное влияние на несовершеннолетних компьютерных игр, нередко пропагандирующих насилие, основанное на экстремистских сюжетах. Получили обсуждение правовые регуляторы - нормативные правовые акты, направленные на противодействие экстремистским проявлениям. Обоснованы выводы о консолидации усилий органов публичной власти, гражданского общества, включая образовательные организации, правоохранительных органов в сфере антиэкстремистской деятельности.
Целью статьи является анализ изменений, произошедших в России с начала специальной военной операции, в правовой, социальной и других сферах. Появилось новое направление научных разработок, исследующих вопросы трансформаций общественного отношения к военным действиям за освобождение территорий Новороссии; поддержки и помощи гражданами и волонтерскими объединениями наших военнослужащих, находящихся в зоне боевых действий. Выявлено, что государство с началом СВО столкнулось с необходимостью качественного и количественного дополнения существующих ранее мер социальной защиты военнослужащих. Для участников СВО, членов их семей, семей погибших воинов потребовались новые формы социальной поддержки и принципиальное изменение механизма их доведения до получателей. Под этот социальный заказ был создан государственный фонд «Защитники Отечества», сосредоточивший в единой структуре помощь и заботу о названных категориях граждан. Проанализирован другой социальный институт, образованный специально для участников СВО - образовательная кадровая программа «Время героев», реализуемая с этого года Президентской академией. Ее цель - возвысить героев СВО, продвигая лучших из них в руководство органов публичной власти, престижных государственных компаний. Именно эти люди должны стать новой элитой России. Анализ и осмысление изученного материала позволили сформировать некоторые выводы по затронутой тематике.
Статья посвящена исследованию значимых преобразований местного самоуправления в современной России. Автор рассматривает основные изменения законодательства в организации местного самоуправления, выделяет определенные даты и события, предшествующие нововведениям. Особая часть рассуждений направлена на законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который вносит свои коррективы в понимание местного самоуправления. До настоящего момента проект закона находится в стадии разработки, из-за чего интерес к его нормативному наполнению становится еще притягательнее. Целью работы является формирование целостного научно-теоретического представления об этапе становления местного самоуправления в современной России, а также анализ предстоящих законодательных изменений в рассматриваемой сфере. В качестве теоретической базы приняты во внимание труды видных исследователей в сфере муниципального и конституционного права, в которых поднимаются актуальные вопросы, соответствующие указанной области изучения. Методологическую основу работы в большей мере составляют общенаучные методы обработки информации (анализ, синтез), а также специальные методы исследования: сравнительно-правовой, нормативно-логический, технико-юридический. Их использование позволило определить начальный период становления института местного самоуправления на переходном этапе от распада СССР к современной России, проанализировать последующие трансформации, а также обобщить основные направления предстоящих нововведений в законодательстве о местном самоуправлении.