Архив статей журнала

Концептуализации реформации: методология менеджеризма versus «головокружение от критики» (2024)
Выпуск: № 1 (23), Том 7 (2024)
Авторы: Казанцев Осип Андреевич

В статье представлен анализ книги Д. К. Богатырева и И. И. Докучаева «Провинциализация империи. Очерки истории образования в постсоветской России». Рецензент объясняет теоретическую и практическую актуальность рассматриваемой работы, приводит основные характеристики авторской концептуализации реформ в системе российского образования, а также показывает главные предметы критики в анализе исследователей. Вместе с тем, проведя сравнение концепции Д. К. Богатырева и И. И. Докучаева с менеджеристской методологией, автор показывает оторванность центральной для рецензируемой книги идеи «провинциализации империи» от мирового контекста институциональных изменений в самых разных странах, а также ее потенциал для производства конспирологических интерпретаций.

Сохранить в закладках
Влияние цивилизационного своеобразия российской ментальности на характер правовой культуры и правопонимания (2024)
Выпуск: № 1 (23), Том 7 (2024)
Авторы: Стойко Олег Анатольевич

Под влиянием современной внешнеполитической ситуации актуализировалась проблематика социальных наук, ориентированная на исследование российской цивилизационной идентичности и связанной с ней специфики общества и культуры. В частности, это относится к проблеме выявления и исследования влияния цивилизационных предпосылок на формирование устойчивых характеристик правосознания россиян. Статья посвящена анализу этой проблемы.

Методы. Теоретико-методологическим основанием статьи является концепция габитусов П. Бурдье, позволяющая исследовать дорефлексивные неосознаваемые схемы социального поведения; теории ментальности, и в частности правовой ментальности; методология цивилизационного анализа, дающая возможность выявить черты общности и различия российской и европейской цивилизаций.

Результаты и их обсуждение. В статье показано, что влияние цивилизационной дистанцированности России и Запада на правовую культуру россиян происходит через действие исторически сформировавшихся социокультурных характеристик, в частности специфики восприятия государства как сакрализованной инстанции. Осуществлен цивилизационный анализ общности и различия правовой культуры в российском и западном социумах. На этом основании предложена операционализация ключевых теоретических понятий для разработки программы эмпирического социологического исследования состояния правовой культуры населения Юга России.

Сохранить в закладках
Коллективная память об ирано-иракской войне (1980–1988 гг.) как средство конструирования иранской нации (на материалах армянской общины Ирана) (2024)
Выпуск: № 1 (23), Том 7 (2024)
Авторы: Назарьян Илона Никитична

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире обращение к переломным историческим событиям является не просто сферой внимания гуманитарного знания, но и неотъемлемой частью политических процессов. С помощью исторической (коллективной) памяти конструируются представления о прошлом в интересах настоящего. Коллективная память может быть использована в разных целях – как для укрепления социально-политический стабильности и национального единства, так и для усиления напряженности в обществе и обострения существующих конфликтов. В связи с этим в исследовании анализируется проблема формирования и функций коллективной памяти, а также то, с помощью каких социальных структур и средств коллективная память транслируется на различные группы населения.

Методы. Методологическая основа исследования базируется на основополагающих принципах объективности и системности. Были применены: структурный метод, метод сравнительного и критического анализа. Также произведен информационно-целевой анализ текстовой информации (периодической печати; интернет-ресурсов «веб-мемориалов»).

Теоретическое обоснование. В настоящее время в научном дискурсе широко обсуждается вопрос коллективной памяти. Начало изучения данной проблематики было заложено в первой половине XX в. Морисом Хальбваксом, который ввел в научный оборот термин «коллективная память» и рассмотрел память с точки зрения ее социальной природы. Коллективная/историческая память конструируется социальными группами и имеет сложную структуру, ее долговечность зависит от устойчивости группы и силы сообщества, которые ее сформировали. Перед исследователями стоят задачи разрешения взаимосвязи коллективной памяти и личных воспоминаний и исследования того, как коллективная память помогает заложить основы национальной идентичности.

Результаты и их обсуждение. В иранском постреволюционном обществе память об ирано-иракской войне выполняет консолидирующую функцию. Данное утверждение сформировано на основе оценки взаимодействия иранских властей с армянской диаспорой. Участие в войне солдат из армянской диаспоры Ирана рассматривается как ключевое событие с точки зрения объединения христиан и мусульман для борьбы против внешнего врага и защиты родины.

Сохранить в закладках
Теоретическая модель исследования мотивации старшеклассников в условиях онлайн-обучения (2024)
Выпуск: № 1 (23), Том 7 (2024)
Авторы: Чилингарова Диана Нораировна

В статье разрабатывается авторский категориальный аппарат, ориентированный на исследование мотивации к учебной деятельности старшеклассников в условиях онлайн-обучения. Отмечается, что инициативы Правительства РФ, ориентированные на перевод образования школьников на онлайн-формат, не подкреплены достоверной научной экспертизой. Инициаторы цифровизации средней школы не учитывают в должном объеме риски, вызванные онлайнизацией образовательного процесса. Представленная работа – одна из немногих, в которых разработана теоретическая модель исследования, способная стать базовым основанием для реализации эмпирических разработок обозначенной социальной проблемы.

Методы. Методологическую базу исследования составила концепция П. Лазарсфельда, который ввел в социальные науки операционалистский подход, основанный на разработке категориального аппарата через формализованные процедуры логических операций с понятиями.

Результаты и их обсуждение. Работа с понятиями осуществлялась в форме операционализации. Основной принцип построения авторского категориального аппарата – редукция от объекта к предмету исследования с отсечением второстепенных признаков понятий и объединением главных. Понятийная цепочка включает в себя следующие термины: «онлайн-обучение» (объект исследования), «мотивы обучения», «мотивы обучения старшеклассников», «мотивация старшеклассников в условиях онлайн-обучения» (предмет исследования). На завершающей стадии исследования автор вышел на формулировку эмпирических индикаторов: 1) личный опыт старшеклассников (учителей, родителей) в условиях онлайн-обучения; 2) познавательная активность старшеклассников в условиях онлайн-обучения; 3) материальные, технические и информационные ресурсы онлайн-обучения.

Сохранить в закладках
Осмысление опыта онлайн-обучения студентов медицинских специальностей (на примере Ростовского государственного медицинского университета) (2024)
Выпуск: № 1 (23), Том 7 (2024)
Авторы: Чистяков Анатолий Васильевич

В статье исследуется возможность достижения качественного образования по медицинским специальностям на основе использования технологий онлайн-обучения. Значимость данной проблематики обусловливается двумя факторами: высокими темпами цифровизации высшей школы и некоторыми особенностями медицинского образования, которые, предположительно, не совместимы с содержательными характеристиками онлайн-обучения. Эта гипотеза нуждается в эмпирической верификации. Цель статьи состоит в том, чтобы оценить взаимосвязь между переходом на онлайн-обучение и вероятностным снижением качества образования студентов медицинских специальностей.

Методы. Основной метод сбора эмпирической информации – массовый опрос. Время его проведения – февраль–март 2023 г. Эмпирический объект – студенты Ростовского государственного медицинского университета, имеющие опыт онлайн-обучения в качестве студентов медицинского вуза во время социальной самоизоляции. Выборочная совокупность составила 1509 респондентов.

Результаты и их обсуждение. Модель онлайн-обучения отклонена как актуальная большинством опрошенных в РостГМУ студентов медицинских специальностей. По всем предложенным индикаторам оценки связь между качественным образованием и информационно-технологическими возможностями онлайн-обучения не установлена. Онлайн-обучение допустимо рассматривать исключительно как инструмент дополнительного образования относительно классического аудиторно-контактного обучения. В этих условиях насильственная онлайнизация высшего медицинского образования недопустима, так как приведет к снижению его качества. Следствием может стать непоправимый урон общественному здоровью и возможности для отдельных граждан на получение медицинской помощи надлежащего качества. Современное медицинское образование должно оставаться умеренно консервативным. В этих условиях переход на онлайн-обучение был бы нерациональным выбором для руководства РостГМУ.

Сохранить в закладках
Влияние транспрофессионализма на развитие дополнительного образования в России (2024)
Выпуск: № 1 (23), Том 7 (2024)
Авторы: Богданова Оксана Владимировна

Основная идея данной статьи состоит в том, что высшее образование не способно обучать транспрофессионализму. Межпредметность и междисциплинарность, на которых зиждется транспрофессионализм, – это результат определенного развития личности профессионала, которая выходит на уровень надпрофессиональных компетенций, опираясь на внутренне осознаваемые потребности, собственные интеллектуальные возможности и на институциональную основу дополнительного образования. Таким образом, дополнительное образование является инструментом развития транспрофессионализма и одновременно само находит новую социальную нишу для собственного развития. Цель статьи: определить потенциал дополнительного образования в подготовке специалистов в условиях транспрофессионализации российского рынка труда.

Методы. В статье использованы общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Результаты и их обсуждение. На развитие дополнительного образования существенное влияние оказывают процессы транспрофессионализации на российском рынке труда. Транспрофессионализм возник как форма адаптации, с одной стороны, к углубляющемуся разделению труда, с другой – к появлению новых профессий, обучение которым не требует обязательной фундаментальной подготовки. Отчасти это особый способ профессиональной коммуникации на смежных профессиональных полях, но в значительной степени транспрофессионализм есть следствие приспособления к запросам рынка на овладение несколькими сопредельными профессиями. Он обеспечивает готовность быть профессионалом с широким набором компетенций. Высшая школа не может содействовать получению межпредметного образования. Она акцентирована на фундаментальном обучении. Любые попытки размыть узкоспециальное обучение несколькими профилями неизбежно потерпят фиаско, так как в конечном счете приведут к краху самого высшего образования. Сложившаяся ситуация объективно способствует росту социального статуса дополнительного образования. Транспрофессионализация выступает своеобразным триггером его становления. Реализуясь в двух формах – повышение квалификации и профессиональная переподготовка, – дополнительное образование удовлетворяет две транспрофессиональные потребности рынка труда: выход на межпредметные связи через высокий уровень профессионализма и обретение способности работать в межпредметных полях благодаря овладению смежными профессиями.

Сохранить в закладках
Методологический конструкт исследования количественных показателей в муниципальном управлении (2024)
Выпуск: № 1 (23), Том 7 (2024)
Авторы: Рудковская Алиса Леонидовна

В данной статье автором выстраивается методологический конструкт исследования возможностей количественных показателей быть надежным инструментом для оценки эффективности муниципального управления. Актуальность этой темы обосновывается тем, что количественные показатели стали безальтернативным индикатором, который в настоящее время используется в управленческих практиках местного самоуправления для измерения эффективности работы последнего. Между тем есть основания предполагать, что количественные показатели в сложившихся условиях потенциально могут привести к росту процессов имитации и суррогации в муниципальном управлении.

Методы. Основные методы данного исследования – сравнительный анализ, анализ документов, применение принципов операционализма. Цель исследования – разработать методологический конструкт для изучения способности количественных показателей быть надежным индикатором эффективности муниципального управления.

Результаты и их обсуждение. Методологический фундамент, на котором выстроено исследование, – концепция институциональных матриц С. Г. Кирдиной и теория человеческого и социального капитала Дж. Коулмана. Теория С. Г. Кирдиной позволяет методологически обосновать возможность изучения муниципального управления, когда применяются корпоративные инструменты неолиберальной модели (Y-матрица), а управленческие паттерны сформированы в командно-административной (X-матрица) управленческой культуре. Это дает возможность увидеть те проблемы и затруднения, с которыми муниципальные органы власти сталкиваются при работе, когда в основе управленческой деятельности лежат неолиберальные технологии.

Оценка эффективности труда по ключевым показателям эффективности возможна лишь в случае соответствия условий труда всем необходимым требованиям. В контексте данного исследования к таковым относится позитивное соотношение интересов и ресурсов среди субъектов муниципального управления. Муниципальные менеджеры, работающие в интересах местного сообщества и обладающие необходимыми ресурсами для их реализации, смогут доказывать свою эффективность реальными делами, в то время как оппортунистические управленцы, не представляющие местное сообщество и не обладающие необходимыми ресурсами для принятия важных решений, смогут подтвердить свою эффективность лишь при помощи манипуляций количественными показателями эффективности, т. е. прибегая к суррогации. Дальнейшие перспективы исследования автор усматривает в проведении экспертных опросов и глубинных интервью с российскими муниципальными менеджерами разных уровней управления.

Сохранить в закладках
Управление карьерой судей: постановка проблемы на примере судей футбола (2024)
Выпуск: № 1 (23), Том 7 (2024)
Авторы: Ильиных Светлана Анатольевна, Кальмуцкий Владислав Олегович

При проведении матчей на футбольных судей возлагается задача по поддержанию честной игры и управлению матчем. Арбитры оказывают значительное влияние на равновесие между командами, и футбольные организации заинтересованы в наборе, обучении и продвижении талантливых судей. Однако спортивные судьи находятся на периферии научных исследований. Цель статьи – обозначить проблемы, существующие при управлении карьерой футбольных судей.

Методы. В исследовании использовался метод документального анализа документов спортивных организаций: правила игры, локальные акты Российского футбольного союза и др.

Анализ литературы. Были изучены научные работы, посвященные различным аспектами управления карьерой спортивных судей и сделан вывод о том, что, несмотря на повышение интереса к теме, научные исследования в данной сфере носят обрывочный характер.

Результаты исследования и обсуждение.

Футбольные федерации как пример гибридной организации. В исследовании подчеркивается: спортивные организации – это гибридные организаций, занимающие промежуточное положение между свободным рынком и иерархической структурой. Карьера в такой структуре носит уникальный характер, когда футбольный арбитр может работать одновременно в нескольких спортивных организациях разного уровня, а его карьерный рост заключается в возможности судейства соревнований под эгидой вышестоящих организаций.

Профессионализация спортивного судейства. В работе предлагается термин «профессионализация спортивного судейства», рассматриваемый в двух аспектах: как переход от хобби к карьере при продвижении по карьерной лестнице и как наделение деятельности спортивного судьи атрибутами постоянной работы по мере развития спорта. Обучение на протяжение всей карьеры. Спортивное судейство является примером работы, где обучение происходит на протяжении всей карьеры.

Обучение играет настолько важную роль, что в рамках спортивных организаций возникли институты инспектирования и профессионального наставничества. В статье обозначены проблемы управления, специфичные для карьеры спортивных судей. Работа вносит вклад в понимание карьеры спортивных судей и поднимает вопрос необходимости поиска моделей управления карьерой, учитывающих эти особенности.

Сохранить в закладках
Наука, бизнес, государство и общество как акторы развития социального партнерства в современных российских условиях (на примере ВТРК «Архыз») (2024)
Выпуск: № 1 (23), Том 7 (2024)
Авторы: Салогуб Анжела Михайловна, Старовойтов Александр Сергеевич

В статье оценивается управленческий механизм сотрудничества научного сообщества, государства, бизнеса и общества на примере ВТРК «Архыз». Актуальность исследования обусловлена высокой потребностью российского сообщества, вызванной существующей геополитической обстановкой и нарастающим давлением недружественных государств, в создании управленческого механизма, позволяющего в полной мере достигнуть поставленной цели устойчивого развития, в том числе в создании туристического кластера, отвечающего современным стандартам индустрии гостеприимства, отдыха и развития самого региона присутствия. Сегодня наблюдается сближение институциональных сфер – государства, бизнеса, науки и сообществ, они начинают эффектно взаимодействовать на основе передовых социальных и цифровых технологий, частично перекрывая друг друга. Каждая институциональная сфера выполняет не только свои институциональные функции. Цель исследования заключается в анализе эффективности существующих механизмов управления ОЭЗ на примере ВТРК «Архыз» и оценке перспективности внедрения модели социального партнерства государства, бизнеса, научного сообщества и общественности на территории курорта на условиях интеграции целей и ценностей.

Методы. Методологической базой исследования стал контент-анализ, социологический, системный и сравнительный подходы. Эмпирической базой исследования являются данные Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России и нормативно-правовые документы.

Результаты исследования и их обсуждение. Для России остается актуальным вопрос построения системы эффективного взаимодействия между основными участниками общественных отношений – государством, научным сообществом, бизнесом и некоммерческими организациями. При этом эффективная система стимулов для бизнес-сообщества уже существует и показала свою эффективность. Внедрение и распространение управленческого механизма социального партнерства на территории ОЭЗ ВТРК «Архыз» положительно скажутся на социальном и экономическом положении курорта. Внутренний туризм после «закрытия» границ стал новой точкой роста для качества жизни граждан России, экономических субъектов, обнаруживает значительный потенциал для формирования туристического потока из дружественных стран.

Сохранить в закладках
Факторы миграции молодежи периферийного региона (на примере дагестанской молодежи, проживающей в Санкт-Петербурге) (2024)
Выпуск: № 1 (23), Том 7 (2024)
Авторы: Шекера Екатерина Александровна

Цель статьи: рассмотреть миграционный процесс (факторы миграции и миграционные намерения) дагестанской молодежи, проживающей в Санкт-Петербурге, сквозь призму половозрастных и этнических характеристик. При этом миграционный процесс осложнен значительными отличиями региона-реципиента и региона-донора: в 2019 г. Санкт-Петербург занимал 2-е место по индексу человеческого развития (ИЧР) среди всех субъектов Российской Федерации, в то время как Республика Дагестан – 70-е.

Методы. Методологическую базу исследования составили теория «притяжения – выталкивания» (pull «+» / push «–») Э. Ли и теория человеческого капитала (Г. Беккер, Т. Беккер и др.), эмпирическая база собрана посредством анкетного опроса.

Результаты и их обсуждение. Рассмотренные эмпирические данные позволили выявить миграционные факторы и миграционные намерения молодежи из Дагестана, проживающей в Санкт-Петербурге, сквозь призму половозрастных и этнических характеристик, впервые были выявлены особенности половозрастных подгрупп и этнических групп, влияющих, соответственно, на весь миграционный процесс. Санкт-Петербург притягивает возможностями, позволяющими реализовать человеческий капитал: получение образования, расширение возможностей для развития, увеличение дохода, повышение уровня жизни, реализация желания найти более интересную работу и трудоустроиться по специальности. Желание реализовать человеческий капитал после переезда выражается в активном встраивании в учебную и трудовую деятельность. Основной выталкивающий фактор из Республики Дагестан, по мнению дагестанской молодежи, – отсутствие перспектив нормальной жизни на прежнем месте (получения конкурентноспособного образования, трудоустройства за достойную заработную плату, в том числе по специальности, возможностей для саморазвития, наличия удобной и разнообразной инфраструктуры и т. д.). В то же время проживание в Санкт-Петербурге подходит не всем приезжим, наибольшая проблема – неподходящий (плохой) климат, также ведущую роль играют семейно-родственные связи (отсутствие родных и близких и иные семейные причины) и наличие трудностей в соблюдении религиозных обрядов и обычаев, агрессивная городская среда.

Сохранить в закладках
Исламский фактор в семейно-брачном поведении дагестанской молодежи (2024)
Выпуск: № 1 (23), Том 7 (2024)
Авторы: Шахбанова Мадина Магомедкамиловна

Постсоветский период Российского государства отметился религиозным возрождением, которое в настоящее время существенно укрепило свои позиции. Основанием для такого утверждения являются наблюдающиеся мощные религиозные процессы, особенно ярко проявляющиеся в регионах, население которых исповедует исламское учение.

Теоретическое обоснование. Современное дагестанское общество демонстрирует ориентированность на обозначение авторитета исламского учения и духовных лидеров, проповедующих внедрение в повседневную жизнь мусульманина положений о поведении и взаимоотношениях с окружающими, зафиксированных в Коране и Сунне. Свидетельством является увеличение количества религиозных зданий (мечетей), изменение облика мужчин и женщин, ношение ими мусульманской формы одежды, распространение полигамии.

Методы. Методологическую основу исследования составляет шкала социальной дистанции Богардуса, позволяющая выявить установки на межличностное взаимодействие в разных социальных сферах. Эмпирическое исследование проведено в 2023 г. методом случайного отбора. Объектом исследования является дагестанская молодежь. Предметом исследования выступают религиозные установки дагестанской молодежи в семейно-брачной сфере. Место проведения опроса: г. г. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт, а также Ботлихский, Дербентский, Казбековский, Кизлярский районы. Распределение по социально-демографическим параметрам: а) пол: мужчины – 249 чел. (48,8%), женщины – 261 чел. (51,2%); б) возраст: 15–17 лет – 144 чел. (28,3%), 18–25 лет – 173 чел. (34,0%), 26–35 лет – 193 чел. (41,7%); в) образование: неполное среднее – 74 чел. (14,4%), среднее – 107 (21,0%), среднее специальное – 173 чел. (34,1%), высшее – 156 чел. (30,5%); д) отношение к религии: убежденно верующий – 198 чел. (38,8%), верующий – 273 (53,5%), колеблющийся – 25 чел. (4,9%), неверующий – 11 чел. (2,2%), убежденно неверующий – 3 чел. (0,6%), N = 510.

Результаты и их обсуждение. Анализ семейно-брачного поведения дагестанской молодежи показывает существование в их массовом сознании негативного восприятия иноверца в статусе брачного партнера. Гендерный анализ показывает консервативность в позициях женской части в сравнении с мужской. Авторская гипотеза о влиянии уровня образования на формирование толерантного отношения к межрелигиозному брачному союзу эмпирическим материалом не подтверждается: подавляющая часть опрошенного молодого поколения дагестанцев не готова принять человека иного вероисповедания в статусе брачного партнера. Верификация эмпирики свидетельствует о доминировании позиции о недопустимости официального разрешения на многоженство.

Основные положения:
– для мусульманского населения всегда был приоритетным заключенный по исламским канонам брачный союз;
– дагестанская молодежь демонстрирует социальную дистанцированность в семейно-брачной сфере;
– дагестанская молодежь демонстрирует ориентацию на поддержание межличностного взаимодействия во всех социальных сферах, за исключением семейно-брачной.

Сохранить в закладках
Семейно-брачные отношения и демографические установки дагестанской семьи (2024)
Выпуск: № 1 (23), Том 7 (2024)
Авторы: ЗАГИРОВА ЭЛЬВИРА МАХАЧЕВНА

Демографическая проблематика стала одной из ключевых на повестке государственной семейной политики, ибо наблюдающийся спад рождаемости, рост смертности и разводимости, появление новых моделей семьи логично отражаются на состоянии института семьи в целом. Традиционная дагестанская семья также подвержена изменениям, происходящим в институте семьи, наблюдается снижение рождаемости, на смену многодетной семье пришла двухдетная семья, имеют место деструктивные явления в семейно-брачной сфере, в частности появление нехарактерной для дагестанского общества полигамии, благодаря чему увеличивается количество неполных семей, существует ориентированность на карьерный тип семьи и т. д. В связи с этим изучение семейно-брачных отношений, причин, побуждающих вступать в брак, их приоритетности и отражения на демографическом поведении представляется актуальным, ибо позволит прогнозировать демографическое поведение.

Теоретическое обоснование. Фамилисты активно обсуждают семейно-брачные установки и их отражение на демографическом поведении. Возросшее внимание научного сообщества к одному из аспектов социологии семьи обусловлено преобразованиями института семьи, появлением новых моделей брака (сожительство, которое именуется гражданским браком, распространение среди последователей ислама полигамии), внебрачной рождаемостью, увеличением возраста вступающих в брачный союз, ориентированностью на малодетность.

Методы. Предметом исследования выступают семейно-брачные установки дагестанского населения и их отражение на демографическом поведении. Социологический опрос проведен в 2024 г. в дагестанских городах (Дербент, Кизляр, Махачкала, Хасавюрт) и районах (Ботлихский, Дербентский, Левашинский, Хасавюртовский), N = 647. Методом исследования является массовый стандартизированный опрос. Распределение по социально-демографическим параметрам респондентов выглядит следующим образом: а) пол: мужчины 301 чел. (46,5%), женщины – 346 чел. (53,5%); б) семейное положение: замужем/женат – 303 чел. (46,8%), разведен(-а) – 167 чел. (25,8%), холост (не замужем) – 177 чел. (27,4%); в) возраст: 18–25 лет – 154 чел. (25,3%), 26–35 лет – 189 чел. (28,2%), 36–50 лет – 167 чел. (24,2%), старше 50 лет – 137 чел. (22,3%); г) образование: среднее – 249 чел. (38,5%), среднее специальное – 213 чел. (32,9%), высшее – 185 чел. (28,6%); д) отношение к религии: верующий – 552 чел. (85,3%), неверующий – 43 чел. (6,6%), колеблющийся – 52 чел. (8,1%).

Результаты и их обсуждение. Исследование показывает, что аргументами регистрации брачного союза для опрошенного дагестанского населения являются религиозный фактор, эмоции, рождение детей в законном супружеском союзе. Полученный эмпирический материал показывает векторы развития демографического поведения дагестанского населения, отношение к полигамии, во-первых, как к возможности для женщины стать матерью, во-вторых, как к способу решения проблемы одиночества. В целом в массовом сознании подавляющей части населения имеет место характеристика полигамии как отрицательного явления с доводом о ее деструктивной роли. Обозначенные респондентами намерения супружества показывают приоритетность мотивов и существование отличий по социально-демографическим параметрам. Семейно-брачные установки должны учитываться при разработке демографической политики.

Основные положения: – для легитимизации брачного союза ключевыми установками выступают исламские предписания наряду с эмоциональным компонентом (чувство любви) и рождением детей. Явно выраженных отличий мотивации по гендерной, возрастной, религиозной принадлежности, образовательному статусу респондентов не выявлено;
– брачные установки определяются не возрастом, а готовностью партнеров к супружеству, хотя комфортным считается интервал 19–25 лет;
-для опрошенных не имеет существенного значения такой социальный параметр, как этническая принадлежность брачного партнера: наблюдается толерантное отношение к супружеству сына с представительницей иной этнической общности по сравнению с межнациональным союзом дочери.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →