Архив статей журнала
Статья посвящена рассмотрению марксистской концепции потребностей человека и их социокультурных детерминант. Общественные условия и процессы производства являются одними из факторов, влияющих на формирование и развитие потребностей в обществе, но они не являются единственными определяющими детерминантами. Потребности также зависят от индивидуальных особенностей и стремлений человека, от культурных и социальных влияний. В концепции К. Маркса, заключающейся в разграничении «материального» и «идеального» в деятельности, подчеркивается тот факт, что материальная жизнь и потребности являются основой для формирования сознания и деятельности людей. Производство и потребление являются взаимосвязанными и неразделимыми процессами. В стать отмечается, что в марксистской концепции социокультурные детерминанты потребностей человека отражают социально-экономические условия жизни и классовую принадлежность. Согласно этой теории, потребности человека определяются его общественным положением и историческими условиями, в которых он живет. Марксизм утверждает, что потребности людей формируются под влиянием экономических отношений и классовой борьбы. Это означает, что потребности зависят от того, к какому классу принадлежит человек, и от его места в экономической системе. К. Маркс отождествлял материальные аспекты с экономической жизнью, но это не означало, что он не учитывал другие, такие как идеологию или культуру. Он рассматривал их как результат и отражение материальных отношений, но при этом признавал их важность в формировании общественного сознания и поведения людей, их потребностей.
Понятие «благородный человек» является традиционным культурным символом, который сформирован и отшлифован конфуцианством. Именно в учении «Лунь Юй» Конфуций кропотливо размышлял и не уставал детализировать. Можно сказать, что само по себе понятие «благородный человек» отражает основную концепцию конфуцианства, глубоко отражает духовные поиски китайского народа. В связи с этим, необходимо понять саму суть значения «благородный человек», правильно понимать путь взращивания «благородной личности», верно трактовать социальную значимость «культуры благородного человека». Все это имеет относительно важную ценность в современном развитии выдающейся традицонной культуры - секретный код вечной молодости китайской нации как раз заложен в постоянном совершенствовании культуры высоких моральных качеств личности.
Введение. Осуществление критического анализа указанных в названии концептов, т. е. их определений представляется очередным шагом в сторону выработки твердых идеологических оснований с целью достижения большей сплоченности граждан России. Теоретический анализ. Основная масса определений, даваемых указанным концептам, содержит одни и те же формулировки и, соответственно, ошибки. 1) Понятия «русский» и «российский» не являются тождественными: последнее включает в себя все множество людей, имеющих российское гражданство, а не только русских. 2) В большинстве определений просматривается прямая линия отождествлений: «русский» = «российский» (могонациональный) = «православный». 3) Давая определения российской цивилизации, авторы редко включают в них социально-политический и технико-технологический компоненты, ограничиваясь «духовным» содержанием. 4) Часто значимой характеристикой российской цивилизации становится «замкнутость», что не соответствует действительности. Концепт национального (этнического) самосознания представляется более разработанным на уровне отдельного человека, но не соответствующей социальной общности. Сама реальность объектов, обозначаемых концептами русской (российской) цивилизации и национального самосознания не очевидна, но их социально-политическая польза не подлежит сомнению. Предлагаем закрепить за ними статус «общественно и политически-полезных научных абстракций».
Музыкальная культура рассмотрена как уровневое образование в контексте деятельностного подхода к досуговой сфере. Доказано, что «музыкальная культура» - это уровень потребности человека в сфере музыки. В рамках исследования предложена уровневая модель музыкальной культуры, которая выделяет углубленную, усредненную и посредственную музыкальную культуру через отношение к музыке, уровень осведомленности об основах музыкальной теории и музыкальной литературы и прикладному использованию музыкального контента. Уровневые характеристики применены к исследованию предметной досуговой деятельности в подростковом возрасте. Показано, что современные общественные процессы требуют увлечения и развлечения ребенка в первую очередь, что вынуждает понижать требования к музыкальной культуре личности до усредненного уровня - когда интерес к музыке инертен, но общий уровень музыкальной эрудиции позволит человеку в дальнейшем развиваться самостоятельно. Обозначен комплекс формирования музыкальной культуры подростка, в котором ключевая роль отведена близкому окружению ребенка и деятельности организаций дополнительного образования. Уровневая модель формирования музыкальной культуры подростка, отражающейся в уровне потребности подростка в сфере музыки, зависит от музыкального окружения и музыкального воспитания субъекта.
Советская идеология делила всю историю человечества на два периода - до октября 1917 года и после октябрьской революции 1917 года. Вся прошедшая история объявлялась подготовкой к тому моменту, когда человечество из «царства необходимости» перепрыгнет в «царство свободы»; когда «греховный» мир станет «очищенным» и «освященным». «Эпоха, открытая Великой Октябрьской революцией, - учила советская пропаганда, - явилась мощным стимулирующим фактором социального развития миллионов трудящихся масс, перехода огромных масс людей от стихийного участия в историческом процессе к сознательной деятельности, превращения их в активных творцов исторического процесса». С течением времени происходит процесс сакрализации советской истории и её вождей, ритуализация гражданской жизни общества. Данный факт говорит о формировании новой, советской религии - «гражданской религии» (Ж. Ж. Руссо) в СССР. Советские люди воспитывались на известном стихотворении, главным лейтмотивом которого являлись следующие строки - «Всем известно, что Земля начинается с Кремля…». Центральным сакрализованным местом становится Мавзолей В. И. Ленина, рядом с которым находятся могилы видных коммунистов, возведенных в ранг «святых». Всё это вместе с Музеем В. И. Ленина составляло мистический центр новой, коммунистической цивилизации. «Но у мавзолея - особые функции и значение. Во время двух главных коммунистических праздников, 7 ноября и 1 мая (аналоги Рождества и Пасхи), на него взбирались вожди. Только здесь два раза в год … даровалось высочайшее благо - видеть верховных кремлевских жрецов. …Посещение этого капища становится для жителей страны священной минутой. Мавзолей материализовал мистику коммунизма. Ленин превратился в бога новой антихристианской цивилизации, стремившийся охватить весь мир». «Божественное предназначение» Ленина - быть бессмертным, вечным и не умирающим - пропагандировалось в следующих лозунгах советской эпохи: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить»; «Ленин и сейчас живее всех живых» и т. п. А его «божественная» чистота и непорочность (в отличие от всех других людей на земле) подчеркивалась следующей фразой: «Ленин - самый человечный человек». Такого рода мировоззренческие идеи носят псевдо - или квазирелигиозный характер, что требует постановки новых подходов в решении проблем философии религии.