Архив статей журнала
В конкретной метафизике русского богослова и философа П. А. Флоренского соединяется религиозный, философский и культурологический подход к пониманию культуры в ее духовно-материальной целостности. Ядром этой целостности является символ, явленный в художественной реальности и религиозном опыте. В статье через обращение к символической триаде П. А. Флоренского «лик / лицо / личина», а также категориям видения и видимости, раскрывается амбивалентная природа феномена маски. Обращение к работе Флоренского «Иконостас» показывает, какими разными путями пошло развитие маски в культуре. В зависимости от мировоззренческого выбора личности, предпочтения духовного или мирского, маска может либо являть вневременную духовную сущность личности, что проявляется в лике и иконе, либо скрывать, подменять сущность, тогда маска оборачивается личиной.