Архив статей журнала

Развитие социальной среды и хозяйственная активность в субъектах Российской Федерации (2024)
Выпуск: Том 29, №3 (2024)
Авторы: Валентий Сергей Дмитриевич, Бахтизин Альберт Рауфович, Борисова Светлана Валерьевна, Кольчугина Анастасия Владимировна, Лыкова Людмила Никитична

В отечественных научных изданиях регулярно публикуются материалы, авторы которых исследуют различия уровней социально-экономического развития российских регионов. Проблема рассматривается в различных аспектах, в т. ч. с позиции определения способности региональных экономик обеспечить потребности проживающего в границах субъектов Российской Федерации населения. В статье представлены результаты рейтингования субъектов Федерации за 2019–2023 гг. на базе авторской методики. С незначительными изменениями методологии она продолжает серию ряда опубликованных ранее работ. Показано, что на протяжении 2019–2023 гг. для большинства субъектов Российской Федерации имел место неустойчивый тренд по всем трем ключевым составляющим итогового индекса (социальному, хозяйственному, бюджетному блокам). Не просматривается выраженной связи динамики показателя социального блока и степени хозяйственной активности в регионе. Подавляющее большинство регионов в целом успешно преодолели кризисные спады 2020 г. и 2022 г., но в 19 субъектах доковидные значения итогового индекса не были превышены и в 2023 г. Падение индексов социального блока в 2020 г. было менее значительным, чем после начала СВО – сказывалась поддержка социальной сферы в период пандемии. В 2023 г. для большинства субъектов Федерации имела место повышательная динамика итогового индекса и преодоление спада, связанного с санкционным давлением. Реакция регионов на этот кризис различалась, что выразилось в различной динамике всех трех составляющих итогового индекса (социального, хозяйственного и бюджетного блоков). Показана выраженная и растущая зависимость динамики социального блока от федеральных трансфертов как для регионов с понижательной динамикой индекса хозяйственного блока, так и для регионов с ростом хозяйственной активности.

Сохранить в закладках
Состояние бюджетной системы России и потенциал финансирования дефицита федерального бюджета (2024)
Выпуск: Том 29, №3 (2024)
Авторы: Букина Ирина Сергеевна

Бюджетная система России впервые подвергается масштабному напряжению по всем направлениям ввиду рисков потери налогооблагаемой базы из-за международных санкций, неуклонного роста непредвиденных рас - ходов, инфляционных рисков и роста расходов на обслуживание долга. В этой связи необходимо выявить и провести анализ потенциальных источников финансирования дефицита федерального бюджета как основного гаранта бюджетной устойчивости. В статье рассматривается состояние консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по итогам I полугодия 2024 г. Показано, что основным источником роста доходов остаются нефтегазовые доходы. Из ненефтегазовых доходов опережающим темпом растут поступления налога на доходы физических лиц и НДС от внутренней реализации. При этом позитивная динамика отдельных отраслей российской экономики во многом обусловлена бюджетным финансированием. Вместе с тем инфляция остается выше целевых значений, что вынуждает Банк России ужесточать денежно-кредитную политику. Сверхплановый рост расходов федерального бюджета и повышение номинальных ставок угрожает финансовой стабильности. В этой связи в статье оценивается потенциал финансирования дефицита федерального бюджета в условиях жестких ограничений по заимствованию. На основе анализа состояния внутреннего рынка облигаций федерального займа, сделан вывод о высоком риске кризиса ликвидности и потенциале размещения внутреннего долга за счет средств небанковских финансовых организаций и физических лиц.

Сохранить в закладках
Состояние бюджетной системы России и потенциал финансирования дефицита федерального бюджета (2024)
Выпуск: Том 29, №3 (2024)
Авторы: Букина Ирина Сергеевна

Бюджетная система России впервые подвергается масштабному напряжению по всем направлениям ввиду рисков потери налогооблагаемой базы из-за международных санкций, неуклонного роста непредвиденных рас - ходов, инфляционных рисков и роста расходов на обслуживание долга. В этой связи необходимо выявить и провести анализ потенциальных источников финансирования дефицита федерального бюджета как основного гаранта бюджетной устойчивости. В статье рассматривается состояние консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по итогам I полугодия 2024 г. Показано, что основным источником роста доходов остаются нефтегазовые доходы. Из ненефтегазовых доходов опережающим темпом растут поступления налога на доходы физических лиц и НДС от внутренней реализации. При этом позитивная динамика отдельных отраслей российской экономики во многом обусловлена бюджетным финансированием. Вместе с тем инфляция остается выше целевых значений, что вынуждает Банк России ужесточать денежно-кредитную политику. Сверхплановый рост расходов федерального бюджета и повышение номинальных ставок угрожает финансовой стабильности. В этой связи в статье оценивается потенциал финансирования дефицита федерального бюджета в условиях жестких ограничений по заимствованию. На основе анализа состояния внутреннего рынка облигаций федерального займа, сделан вывод о высоком риске кризиса ликвидности и потенциале размещения внутреннего долга за счет средств небанковских финансовых организаций и физических лиц.

Сохранить в закладках
Итоги первого полугодия 2024 г. для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (2024)
Выпуск: Том 29, №3 (2024)
Авторы: Лыкова Людмила Никитична

В первом полугодии 2024 г. динамика общей суммы доходов региональных бюджетов незначительно отставала от темпов инфляции. Рост собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в значительной мере определялся динами - кой промышленного производства в большинстве регионов и ростом средней начисленной заработной платы. При этом имела место разнонаправленная динамика поступлений налога на прибыль организаций и НДФЛ: поступления первого сокращались, а второго – выражен - но росли. Если в сумме для всех субъектов Федерации рост доходов от НДФЛ компенсировал падение доходов от налога на прибыль, то для некоторых регионов ситуация была иной. В то же время поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет росли – преимущественно за счет поступлений от налога, исчисленного по доходам от ценных бумаг (дивиденды, проценты). Сохранялась сформировавшаяся ранее тенденция к сокращению безвозмездных поступлений из федерального бюджета. В структуре трансфертов увеличилась доля целевых видов. Рост расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации практически следует за динамикой доходов – незначительно отстает от темпов инфляции. Если по всем субъектам имеет место сокращение объема государственного субфедерального долга, то в 21 регионе объем долга увеличился. Рост госдолга происходил как за счет увеличения объемов бюджетных кредитов, так и за счет дорогих банковских кредитов.

Сохранить в закладках
Статистическая поддержка федеральных и региональных решений по стандарту благополучия (2024)
Выпуск: Том 29, №3 (2024)
Авторы: Кривов Виктор Дмитриевич, Самусевич Кира Александровна

Современная Россия проходит через сложные испытания и как государство, как гражданское сообщество находится в поиске новых идей, смыслов и целей для дальнейшего развития. Следовательно, необходим более зрелый подход к реализации социальной политики как на федеральном, так и региональном и местном уровнях. Таким подходом может стать стандарт благополучия. Общая идея стандарта благополучия подразумевает равноправный доступ граждан к общественным благам в любом населенном пункте страны. На данный момент в ряде регионов России реализуются программы, которые можно назвать составными частями стандарта благополучия, но всеобщей концепции, которая описывала бы данный стандарт, не создано. Авторы исследования предлагают свое видение стандарта благополучия и показывают, что процесс его создания требует усилий научного сообщества и активного обсуждения. Результатом внедрения стандарта благополучия может стать постепенное решение накопившихся проблем, которые волнуют граждан России. В исследовании представлен успешный опыт регионов, а также проанализированы наиболее распространенные сложности, мешающие успешной реализации государственных социальных проектов, развитию отдельных регионов. В ходе исследования предложено дополнять федеральный стандарт региональными стандартами благополучия в силу специфики того или иного региона.

Сохранить в закладках
Развитие российской сферы некрупных субъектов хозяйствования и ее государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях в чрезвычайных условиях (2024)
Выпуск: Том 29, №4 (2024)
Авторы: Виленский Александр Викторович

Поддержка некрупного предпринимательства является существенным инструментом государственной политики противодействия кризисным явлениям, обеспечения социально экономического развития. В статье рассматриваются результаты воздействия в чрезвычайных условиях последних лет расширения системы государственной поддержки некрупных субъектов хозяйствования в России на динамику развития их составных групп: малое, среднее, индивидуальное предпринимательство, а также самозанятые. Последние официально, по закону, не являются предпринимателями. Но они обычно рассматриваются в официальных российских документах, включая материалы стати - стики, как общее целое с малым и средним предпринимательством. Объектом исследования являются как эти группы некрупных субъектов хозяйствования, так и сама система их поддержки в ее нынешнем виде. Сделан вывод, что наблюдающийся в нашей стране ускоренный рост занятых в группе малого и среднего предпринимательства, в группе самозанятых вызван значительным улучшением системы их государственной поддержки. Рывок в формировании и расширении этой системы поддержки обусловлен повышенным вниманием государства к сфере некрупных субъектов хозяйствования как к действенным средствам противодействия кризисным процессам, демпфирования экономических и социальных провалов. Это повышенное внимание обусловлено чрезвычайно сложной ситуацией в экономике страны и ее регионов. Обращает на себя внимание учет в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых специфики каждой из региональных экономик страны.

Сохранить в закладках
Декомпозиция причин обращения мультиголосующих акций на финансовом рынке (2024)
Выпуск: Том 29, №4 (2024)
Авторы: Восканян Роза Оганесовна

Мультиголосующие акции – относительно новый финансовый инструмент для мирового финансового рынка и совершенно новый – для российского. Это подтверждается тем, что в России нормативно-правовое ре - гулирование мультиголосующих акций появилось в 2022 г. и пока только для международных компаний. Ввиду этого представляет интерес комплекс причин, побуждающий регуляторов финансовых рынков допускать обращение мультиголосующих акций. В рамках настоящей статьи автором поставлена цель декомпозиции причин обращения мультиголосующих акций на финансовом рынке для оценки возможностей решения стратегических задач развития российской экономики посредством введения в обращение нового финансового инструмента. Достижение данной цели предопределило необходимость выделения четырех блоков причин: финансовых, пространственных, технологических и корпоративных. Крупнейший блок формируют корпоративные причины, связанные с управлением рисками при реализации финансовой политики компании и формировании инвестированного капитала. Блок финансовых причин связан с необходимостью развития финансового рынка и повышения уровня устойчивости финансовой системы. Блок пространственных причин связан с возможностями развития экономики отдельных регионов Российской Федерации за счет дополнительного развития инфра - структуры и повышения налоговых доходов от компаний, регистрируемых в качестве МКПАО, в т. ч. для использования мультиголосующих акций. Блок технологических причин связан с развитием конкуренто - способной экономики, высокотехнологичного производства и снижения уровня зависимости от высокотехнологично импорта. Проведенная декомпозиция позволила автору обосновать перспективную роль мультиголосующих акций в обеспечении финансовой стабильности российского финансового рынка за счет частичного снижения волатильности котировок акций в корпоративном секторе.

Сохранить в закладках
Бюджетная система России в 2024 г. предварительные итоги и формирующиеся тенденции (2024)
Выпуск: Том 29, №4 (2024)
Авторы: Лыкова Людмила Никитична, Букина Ирина Сергеевна

В январе – сентябре 2024 г. доходы всех составляющих российской бюджетной системы демонстрировали позитивные темпы роста. Наиболее значительно увеличились поступления доходов в федеральный бюджет как за счет нефтегазовых, так и за счет ненефтегазовых доходов. Сохраняется выраженная зависимость доходов федерального бюджета от мировых цен на нефть, провоцируя формирование рисков исполнения бюджета. Темпы роста доходов консолидированного (расширенного) бюджета страны отставали от роста доходов федерального бюджета, но опережали темпы инфляции. Превышение прошлогодних значений в реальном выражении имело место как по налоговым доходам, так и по страховым взносам на социальное страхование и прочим налогам и сборам. По сравнению с прошлым годом увеличились поступления практических всех налогов. Исключение составляют доходы бюджетов от налога на прибыль организаций, которые сократились даже по номинальным значениям. Доходы региональных бюджетов увеличились только по номинальным значениям. Здесь на фоне номинального роста собственных доходов имело место абсолютное сокращение безвозмездных поступлений. Падение доходов региональных бюджетов от налога на прибыль во многих субъектах Российской Федерации не компенсировалось приростом поступлений НДФЛ. Динамика расходов составляющих бюджет - ной системы по итогам 9 месяцев года также опережала инфляцию.

Сохранить в закладках
Доходность сельского хозяйства в России и меры по ее регулированию (2024)
Выпуск: Том 29, №4 (2024)
Авторы: Петриков Александр Васильевич

После 2021 г. наметилась тревожная тенденция снижения доходности сельскохозяйственного производства, что отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли и создает риски для ее роста в среднесрочной перспективе. Кроме того, как показывает проведенный в статье анализ, наблюдается существенная дифференциация рентабельности сельского хозяйства по регионам страны, крупным и мелким хозяйствам, а также по отдельным подотраслям аграрного производства. Задача создания в сельском хозяйстве равных с другими отраслями условий получения доходов относится к одной из главных задач аграрной политики. Существенным фактором, определяющим снижение рентабельности сельскохозяйственных предприятий, является опережающий рост (диспаритет) цен на ресурсы и услуги для сельского хозяйства по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию. Автор статьи предлагает ряд мер по смягчению этого диспаритета.

Сохранить в закладках
Инструменты пространственного развития (2024)
Выпуск: Том 29, №4 (2024)
Авторы: Одинцова Александра Владимировна

В экспертном и научном сообществах идет активное обсуждение проекта новой (обновленной) Стратегии пространственного развития Российской Федерации. Для того чтобы это обсуждение было плодотворным, важно оценить возможности уже существующих и апробированных в российских условиях инструментов пространственного развития и механизмов инфраструктурной поддержки регионов. Важным представляется оценка результатов их функционирования с точки зрения целей, стоящих перед пространственным развитием в целом. В статье дается характеристика основных инструментов пространственного развития, обеспечивающих инфраструктурную поддержку социально-экономического развития регионов: государственных программ (прежде всего индивидуальных программ социально-экономического развития регионов), преференциальных режимов (особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития, Свободный порт Владивосток, специальный административный район, Арктическая зона Российской Федерации), а также совокупности механизмов, включенных в проект «Инфраструктурное меню» (инфраструктурные бюджетные кредиты, специальные казначейские кредиты, инфраструктурные облигации ДОМ. РФ). На примере реализации отдельных программ и проектов рассматриваются результаты применяемых механизмов и динамика их распространения на территории России.

Сохранить в закладках
Опыт организации биоэкономической деятельности некоторых азиатских стран-лидеров (2025)
Выпуск: Том 30, №1 (2025)
Авторы: Титова Екатерина Сергеевна

Биоэкономика стала одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных секторов мировой экономики, обладающим доказанными возможностями использования биотехнологий для сокращения производственных издержек, получения принципиально новых продуктов, в т. ч. снижающих антропогенное воздействие на окружающую среду или принципиальным образом преобразующих отрасли народного хозяйства. С учетом этого в статье представлен анализ опыта развития биоэкономики ряда стран азиатского региона, наибольших по численности населения, включая Китай и Индию, а также нескольких стран, лидирующих по уровню инновационной деятельности (Сингапур, Южная Корея, Япония, Малайзия, Таиланд, Вьетнам, Филиппины и Индонезия). Охарактеризованы некоторые особенности систем организации хозяйственной деятельности в этих странах, связанных с состоянием производительных сил и производственных отношений, а также с функционированием рынков биопродуктов. На основе выявленных особенностей институционального развития биоэкономики в десяти странах Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии сформирована обобщенная функциональная модель организации биоэкономики. Кроме того, проведен качественный анализ организации процесса создания и использования биотехнологий для развития национальных биоэкономик. Автору удалось выделить основные детерминанты развития биоэкономической деятельности в странах указанного региона.

Сохранить в закладках
Научно-технологическое развитие сельского хозяйства России в современных условиях (2025)
Выпуск: Том 30, №1 (2025)
Авторы: Петриков Александр Васильевич

В последнее десятилетие государством предпринимаются меры по стимулированию инноваций в сельском хозяйстве. Однако уровень научно-технологического развития отрасли не отвечает общественным потребностям. Инновационная активность сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по экономике. Импорт сельскохозяйственных технологий существенно уступает экспорту, что создает риски для продовольственной безопасности. В статье анализируются проблемы научно-технологического развития аграрного сектора и обосновываются пути их решения: преодоление ведомственной разобщенности в организации управления аграрной наукой; рост объемов и оптимизация структуры финансирования сельскохозяйственных исследований; реорганизация сети государственных аграрных НИИ и опытных хозяйств; стимулирование притока в аграрную науку молодых ученых.

Сохранить в закладках