Архив статей журнала
В статье зафиксировано завершение перехода от секторального (национального) управления через региональное к глобальному управлению Арктикой и, как следствие, обострение противостояния англосаксонской и славянской цивилизаций в Арктическом стратегическом регионе; определены вызовы, угрозы и риски российского суверенитета, формируемые усилиями Объединенного Запада; определены современные отрицательные факторы, влияющие на формирование стратегий противодействия им в условиях СВО; выявлена необходимость корреляции стратегий государственного управления глобальной и региональной безопасностью с акцентом на Арктический стратегическом регион; проанализированы имеющиеся возможности противостояния англосаксонской гегемонии с учетом повышения активности масс в рамках парадигмы «четырехфазной амплитуды эгоэргоэкоритма «15+10+10+15» с помощью современных стратегий управления; раскрыта сущность западных стратегий управления в Арктике; представлен тематический контент-анализ стратегий управления в Арктике, в числе которых: стратегия преодоления геополитических барьеров, выстраиваемых Западом; стратегия оперативной адаптации государственной поддержки и отечественного законодательства к военным условиях жизнедеятельности страны; новая стратегия международного регионального партнерства; стратегия активизации участия в арктических проектах неарктических регионов страны; новая логистическая стратегия на всем протяжении Северного морского пути; новая арктическая стратегия развития телекоммуникаций и спутникового обеспечения; новая арктическая военная стратегия; раскрыты подходы отечественных и западных ученых и экспертов по проблемам управления; акцентировано внимание на активизацию в 2023 году действий НАТО на северо-восточном направлении, нацеленном на северо-западные рубежи России; раскрыты стратегии управления, оптимальные для обеспечения безопасности в Арктическом регионе.
Автор анализирует национальный и зарубежный опыт использования образования в качестве инструмента для продвижения национальных интересов, опираясь на концептуальные положения теории «мягкой силы» Д. Ная. Рассматривается положительная практика России, Великобритании, Германии, Китая, США, Турции, Франции и других государств как с позиции национального стратегического развития в целом, так и со стороны формирования и реализации тактических приемов выгодного позиционирования отдельных субъектов - университетов, их объединений, воплощенных примеров государственно-частного партнерства, территориальных образований. Принимается во внимание долгосрочный горизонт планирования с учетом важности имеющей место динамики международного взаимодействия. Сделаны выводы, согласно которым способность образования выполнять роль «мягкой силы» определяется рядом обстоятельств - его социальной ориентированностью и участием в межкультурной коммуникации, в формировании кадров нового поколения и духа товарищества, в обучении национальному языку и в приобщении к национальной культуре и др., а также тем, что академический престиж переносится на престиж государства. В целях повышения действенности образования в рассматриваемом аспекте автор признает необходимым развитие сетевого взаимодействия университетов и бизнес-организаций, повышение уровня привлекательности обучения для иностранных студентов, уменьшение дисбаланса лингвистических компетенций и включение системы образования в реализацию целей устойчивого развития.
В своей работе автор исходит из представления о том, что в настоящее время требуется качественно новая теория обеспечения цивилизационной безопасности с учётом и использованием возможностей многопартийных политических систем. В связи с этим рассматриваются три сущностно отличающиеся политические системы, представленные в современном мироустройстве, - нация-государство, корпорация-государство и государство-цивилизация. Россия, по мнению автора, является уникальной страной, являющейся одновременно государством-нацией, государством-корпорацией и государством-цивилизацией, имеющей общепланетарную миссию по формированию нового миропорядка и мироустройства. Сущность «государства-цивилизации» связана с особой ролью, которую играет в нем государство; государство, формирующее свою цивилизационную модель развития, обретает при этом новые свойства, к которым относятся новые созидательные функции, ценностные ориентиры и духовные смыслы. В статье рассматриваются также наиболее актуальные проблемы социально-экономического развития России, в решении которых должны принимать участие все партийные структуры.
На мировой арене сегодня происходят кардинальные изменения, идейно-ценностные трансформации мирового порядка, что обусловливает и выстраивание внешнеполитического курса России с большей опорой на ее национальные интересы, их более четкую артикуляцию, формирование более последовательной, твердой, независимой и самостоятельной российской внешней политики в жесточайших условиях противостояния коллективному Западу. Одним из факторов, который способен обеспечить ее проведение, является потенциал российской нации, «твёрдая опора» внутри страны в лице ее населения. Изучение мнений представителей современной молодежи о векторах внешней политики РФ является чрезвычайно актуальным, но недостаточно изученным направлением. Основная цель - исследование внешнеполитических ориентаций молодежи в современных условиях. На основе данных авторских исследований 2023-2024 гг. и результатов опросов ВЦИОМ проводится анализ отношения молодежи российских регионов к российскому внешнеполитическому курсу, рассматривается роль России в обеспечении справедливого и безопасного миропорядка. По результатам анализа было выявлено, что современная молодежь интересуется происходящими в мире событиями, часть ее знакома с основными концептуальными документами в отношении внешней политики РФ. По мнению молодежи, мир и безопасность страны являются основным внешнеполитическим приоритетом; они определяют проводимую внешнюю политику нашей страны как самостоятельную и независимую, а Россию рассматривают как гаранта мира и безопасности в мире.
В статье раскрывается современное значение военной мощи в достижении государствами своих национальных и внешнеполитических целей. Обосновываются кардинальные изменения в развитии системы международных отношений в условиях становления новой мировой системы. Отмечается осознание многими государствами и народами мира необходимости решения глобальных и региональных проблем не за счет военной мощи и силы государств, а путем укрепления межгосударственного взаимовыгодного сотрудничества. Однако, по мнению авторов, препятствием к такому сотрудничеству является политика коллективного Запада, которая в настоящее время направлена на сохранение доминирующего положения США и их союзников на мировой арене. На основе анализа военной мощи ведущих государств мира и ее использования во внешнеполитической деятельности все государства мира разделены авторами на три условные группы. Определяя возросшую роль невоенных форм и методов в современном межгосударственном противоборстве, авторы делают вывод о том, что роль военной мощи в деятельности государств мира в настоящее время достаточно велика, что создает многочисленные вызовы и угрозы национальной, региональной и международной безопасности.