Архив статей журнала
В исследовании содержатся выводы из анализа исторической сущности армяно-азербайджанского конфликта. В рамках исследования определяются этапы, повлиявшие на природу этнополитического конфликта и столкновения двух стран. Исследованы как религиозные, так и политические аспекты конфликта, негативно влияющие на безопасность Российской Федерации. Историческая сущность таких конфликтов состоит в том, что отсутствие продуманной государственной политики в разрешении этнополитического конфликта и заблаговременных действий для разрешения споров приводит к разрушению государственности. В настоящее время итоги российской внешней политики на постсоветском пространстве можно назвать противоречивыми и деструктивными, характеризующимися возникновением этнополитических конфликтов между бывшими союзными республиками. Разрешить конфликтную ситуацию возможно только при помощи дипломатических усилий России, основанных на взаимном уважении культурных и социальных традиций двух народов.
В статье на основе диагностики динамических и структурных показателей делается вывод относительно сбалансированности функционирования экономической системы Самарской области. Аналитические расчеты выполнены на основе верифицированной выборки статистических данных за период 2014-2023 годов, который позволяет построить устойчивый тренд и выявить стабильность причинно-следственных связей. Вывод относительно сбалансированности формулируется на основе сопоставления структуры экономики региона, в которой группируются следующие базовые отрасли: торговля, сфера услуг, обрабатывающее производства, строительство, сельское хозяйство. Достоинством работы является динамическая оценка изменения структурных показателей, отражающих удельный вес каждой отраслевой группы в общей величине ВРП. Аналитическая надежность и статистическая устойчивость сделанных выводов гарантируются относительно длительным временным интервалом диагностики, который учитывает все ключевые макроэкономические потрясения крайних лет. Практическая значимость работы заключается в возможности использования её результатов и методических наработок для формирования информационной базы, необходимой для грамотной коррекции инструментов управления социально-экономическими системами в пространстве регионального менеджмента. Стержневая цель управленческого воздействия состоит в достижении устойчивости региональной экономики в условиях макроэкономической турбулентности. При этом сбалансированность отражает формирование укрупненной отраслевой структуры, релевантной современным вызовам цифровой трансформации и запросам потребительского сообщества, а также соответствующей исторически сложившейся хозяйственной специализации региона. Сбалансированность представляет собой такое состояние региональной экономической системы, которое позволяет наиболее рационально использовать доступный ресурсный потенциал для минимизации социальных рисков и построения траектории прогрессивного развития, устойчивой к разного рода внешним негативным воздействиям.
В статье уточняются базовые аспекты сущностной составляющей потребительской лояльности, способствующие расширению теоретико-методологического пространства для построения эффективного управленческого механизма в данной области. Лояльность потребителей обладает максимальной актуальностью для предприятий всех направлений предпринимательской деятельности в условиях макроэкономической неопределенности и агрессивной конкуренции. В работе уделено внимание исследованию управления потребительской лояльностью в гостиничном бизнесе в рамках региональной экономической системы. Лояльность потребителей играет важнейшую роль в достижении коммерческого успеха предприятий гостиничной индустрии. Лояльность представляет собой процесс формирования длительных отношений с клиентом на основе его эмоциональной привязки к бренду, имеющей выражение в системной потребительской активности. Важным аспектом существующих закономерностей в гостиничном бизнесе является осознание необходимости создания условий не только для привлечения клиентов, но и для их удержания. Генерирование эффекта разовой покупки не принесет устойчивости компании в конкурентном пространстве, но выстраивание стратегических коммуникаций с клиентами позволит гарантировать потенциал долгосрочного успеха. Потребительская лояльность в гостиничном пространстве является инструментом антикризисного управления и источником приобретения дополнительной клиентской активности, она выступает в качестве инвестиционного актива стратегического успеха, позволяет тиражировать положительный контент в потребительской среде, участвует в создании благоприятного имиджа, позволяет стабилизировать финансовые потоки. Каждый из представленных аспектов проявляет свою значимость по-разному на длительном этапе жизненного цикла гостиничного предприятия, но в целом они создают синергетический эффект, который расширяет потенциал коммерческого развития. Таким образом, фундаментальная основа лояльности формируется в рамках устойчивого психологического образа потребителя относительно благоприятных последствий использования того или иного продукта или услуги.
В статье проведен анализ модели управления и регулирования политических рисков государственной властью в современных условиях развития России. Рассматриваются системы поддержки принятия решения, которые могут привести к значительному снижению рисков операций, улучшению экономических и социальных показателей, повышению операционной эффективности, что в конечном итоге будет способствовать повышению устойчивости и гибкости реализации принятых решений органами государственной власти. В рамках анализа модели управления и регулирования политических рисков государственной властью в современных условиях определяются изменения в структуре управления, что позволяет реализовать трансформацию сложной системы отношений между носителями власти и обществом и делает возможным рассмотрение вопроса о факторах политического риска в противовес обобщающим универсальным суждениям. Определение модели управления и регулирования политических рисков связано с рассмотрением единства социально-экономической и политической системы, при этом данный подход позволяет минимизировать риски. Отмечается, что модели управления и регулирования политических рисков государственной властью в современных условиях являются фактором минимизации развития кризисных процессов во внешней политике, выразившихся в политической и экономической изоляции России странами коллективного Запада. Автор делает выводы, что модели управления и регулирования политических рисков государственной властью в современных условиях влияют на политическую обстановку, их минимизация является жизненно важным приоритетом в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
В публикации выделяются ключевые отличительные особенности современного делопроизводственного обеспечения в системе кадрового менеджмента, которые должны быть учтены при построении достоверного, объективного и комплексного корпоративного информационного пространства управления человеческим капиталом при минимизации рисков экономической безопасности. Делопроизводственное обеспечение является механизмом документального сопровождения всех изменений статуса сотрудника предприятия в рамках выполняемых им трудовых функций на основе положений действующего правового поля. Отличительной особенностью текущих процессов в кадровом делопроизводстве является интеграция цифровых технологий, ее наиболее яркое проявление - электронный документооборот. К числу основных достоинств цифровой трансформации делопроизводственного обеспечения необходимо отнести автоматизацию максимального количества трудовых функций сотрудников кадровой службы, снижение трудоемкости кадровых операций, рост оперативности движения кадровых документов в пространстве документального обеспечения системы управления персоналом, а также создание и поддержание устойчивости внешних коммуникаций. Качественная система делопроизводственного обеспечения актуальна с позиции разработки как общекорпоративной, так и персонифицированной модели управления человеческим капиталом с целью роста эффективности его использования. Общекорпоративная модель строится на изложенных в работе принципах и учитывает воздействие всей совокупности факторов неопределенности, а также направлена на достижение стратегических целей кадрового менеджмента. Наличие индивидуальной информации по каждому сотруднику позволяет разработать персонифицированный трек карьерного развития с учетом действенной мотивационной базы. Множество подобных треков обеспечивает решение комплекса тактических задач, которые в совокупности создают условия достижения стратегической цели.
В статье рассматриваются инструменты искусственного интеллекта, применяемые при разработке продуктов, обосновывается утверждение о том, что современные достижения в области генеративной технологии ИИ создали новую категорию в средствах повышения производительности труда. В современном мире сложно создать добавленную стоимость, поэтому разработка продукта - ресурсоемкий процесс, слабореализуемый без инструментов искусственного интеллекта. Отмечено, что искусственный интеллект преобразует бизнес-операции, включая прогнозирование спроса. ИИ использует такие данные, как текущие продажи, цены конкурентов, количество запасов и тенденции отрасли, чтобы определять тенденции спроса в реальном времени. Отмечено, что, используя алгоритмы машинного обучения, ИИ агрегирует информацию из внутренних и внешних источников данных для выявления закономерностей и идей, которые являются основой для бизнес-решений. Рассмотрены способы использования ИИ при разработке продуктов. В заключение сформулированы рекомендации по использованию ИИ в процессе разработки продукта.
В статье рассматриваются периоды экономического развития СССР/РФ - эпоха военного коммунизма (до 1921 г.), НЭП (1921-1929 гг.), индустриализация (с 1929 по 1941 г.), послевоенный период (1945-1965 гг.), развитый социализм (1964-1985 гг.), приватизация. Особое внимание уделяется воздействию государственного управления на социально-экономическое положение государства. В этой связи рассматриваются темпы роста экономики, а также то, какое влияние оказывают решения органов государственного управления на удовлетворение потребностей населения страны. Рассматривается соотношение малого бизнеса и крупного промышленного капитала, в том числе государственного, и их роль в социальном развитии общества. Делается вывод о том, что для эффективного планирования своей деятельности, а также для обеспечения устойчивого и динамичного экономического развития страны Правительству РФ необходимо использовать методы межотраслевого баланса. Необходимо также привести нормативно-правовую базу в соответствие с принципами совершенной конкуренции в целях обеспечения равных условий хозяйствования для всех экономических агентов. В этом процессе важную роль должны играть политические партии, ориентированные на электорат либо крупного капитала, либо малого предпринимательства, либо иных групп населения.
В статье анализируется кадровая политика российского государства в период плановой экономики и последующих социально-экономических и политических реформ в сравнении с системой управления в других государствах. Особо подчеркивается эффективность управления экономикой в советский период, когда существовала система подбора кадров. Впервые предлагается ввести механизм контроля за действующей властью, требования к ней и оценку ее эффективности. По мнению автора, одним из недостатков федеральной власти является ее низкий профессионализм, отсутствие в ней представителей академической науки. Для оценки эффективности существующей власти сравнивается транспортное обеспечение села в Советском Союзе и сегодня, уровень жизни жителей Чукотки и Аляски. По этой же причине возникают проблемы с модернизацией БАМа и всего Восточного полигона. Отмечается, что такая грандиозная стройка осуществляется без необходимого научного обоснования и целевой программы развития всей прилегающей территории. Сегодня перед Россией стоят сложные задачи вхождения в лидеры мировой экономики, которые могут быть решены только на основе баланса между федеральной законодательной и исполнительной властью в условиях реальной и конкурентной многопартийности и квалифицированного обсуждения наиболее важных социально-экономических приоритетов современной России.
Анализируя взаимоотношения России и Запада в XXI веке, авторы статьи характеризуют их как процесс постепенной утраты доверия и растущей взаимной настороженности. С начала 2000-х годов взаимодействие между сторонами часто колебалось между периодами сотрудничества и конфликтов, что способствовало формированию фрагментированного понимания глобальной безопасности. Экономические санкции против России после вхождения Крыма в состав России в 2014 году стали важным фактором, изменившим баланс сил как на восточноевропейской, так и на мировой арене. Ответные меры Москвы усилили изоляцию и активизировали поиски альтернативных союзников, что привело к углублению взаимосвязей с такими странами, как Китай и Иран. Авторы отмечают, что идеологические разногласия также играют ключевую роль в динамике отношений. Запад часто обвиняет Россию в нарушении демократических стандартов и прав человека, в то время как Москва заявляет о своих законных интересах в регионе. Социокультурные факторы, такие как пропаганда и медийные нарративы, усиливают любое недопонимание, поскольку обе стороны стремятся продемонстрировать свою правоту на международной арене. В статье указывается, что текущая конфронтация вызвана не только политическими и экономическими обстоятельствами, но и глубоко укоренившимися историческими предрассудками. Дальнейшее ухудшение отношений может иметь катастрофические последствия для международной безопасности, требуются новые подходы к диалогу и поиску компромиссов. Ситуация усугубляется различиями в стратегических интересах стран, особенно в контексте НАТО и военных манёвров у границ России. Москва рассматривает расширение альянса как угрозу своей национальной безопасности, утверждая, что Запад игнорирует озабоченности России. Это создаёт дополнительные уровни недоверия и укрепляет чувство изоляции. В то же время экономические связи между Россией и западными странами претерпевают значительные изменения. Западные компании и инвестиции постепенно уходят из России, что ведёт к экономической стагнации и технологической отсталости. Россия ориентируется на Восток, укрепляя экономические и политические связи с азиатскими странами, что создаёт новую многополярную структуру на международной арене. Несмотря на существующие проблемы не следует забывать о возможности диалога. Начало переговоров на высоком уровне и обмены мнениями могут помочь выявить общие интересы и стремления. Создание платформ для взаимопонимания, основанных на уважении и равенстве, может стать шагом к улучшению отношений в будущем.
В статье рассматриваются вопросы многопартийности и внешней политики России. Автор отмечает, что отечественная высшая власть пришла к принципу построения цивилизационной внешнеполитической концепции. Констатируется, что внешнеполитическая деятельность непосредственно увязана с деятельностью партий и других институтов общественной жизни, которые создают фундаментальные основания для формирования качественно новой внешней политики государства и определяют фиксированное положение страны в мире. Выделен ряд факторов, обусловливающих актуальность темы строительства многоцивилизационного мира. Автор отмечает, что в основу партийного строительства должна быть положена цивилизационная миссия России. Преобразования должны предусматривать переориентацию направления реализации предпочтений в партийном развитии в соответствии с задачами национальной экономики и цивилизационных изменений. Отмечается, что Либерально-демократическая партия России давно и плодотворно занимается проблематикой цивилизационного строительства как главного тренда общественного строительства нашего государства. Отражены основные положения миссии России как государства-цивилизации.
В своей работе автор исходит из представления о том, что в настоящее время требуется качественно новая теория обеспечения цивилизационной безопасности с учётом и использованием возможностей многопартийных политических систем. В связи с этим рассматриваются три сущностно отличающиеся политические системы, представленные в современном мироустройстве, - нация-государство, корпорация-государство и государство-цивилизация. Россия, по мнению автора, является уникальной страной, являющейся одновременно государством-нацией, государством-корпорацией и государством-цивилизацией, имеющей общепланетарную миссию по формированию нового миропорядка и мироустройства. Сущность «государства-цивилизации» связана с особой ролью, которую играет в нем государство; государство, формирующее свою цивилизационную модель развития, обретает при этом новые свойства, к которым относятся новые созидательные функции, ценностные ориентиры и духовные смыслы. В статье рассматриваются также наиболее актуальные проблемы социально-экономического развития России, в решении которых должны принимать участие все партийные структуры.
В статье представлены результаты исследования политико-психологического контекста трансформации политического пространства, в фокусе которого находится молодежь новых субъектов РФ. На основе интегративной концептуальной модели, соединяющей идеи идентитарного, политико-психологического и пространственного подходов, выявлены тенденции трансформации социокультурного пространства РФ и их влияние на состояние гражданской идентичности молодежи новых территорий РФ. На основе данных эмпирического исследования, материалов 12 фокус-групповых дискуссий с молодежью новых территорий РФ, а также 30 экспертных интервью выявлены пять типов гражданской идентичности молодежи: российская, гибридная, донбасская, нулевая, украинская, а также соответствующие им социокультурные факторы и социокультурный контекст. Выявлены три особенности политико-социализационных процессов, в которые вовлечена молодежь новых территорий: значимое влияние специфического социокультурного пространства (многослойность социально-политических представлений), определяющее траекторию и направленность политико-социализационных процессов; конфликтность (противоречие внутри политико-социализационных моделей); изменение функций и значимости институтов политической социализации. Показано, что перспективными направлениями дальнейших исследований политико-психологического контекста трансформации политического пространства РФ являются исследования сопутствующих институциональных трансформаций (в том числе институтов политической социализации и ресоциализации) и микроуровня политики (результатов политической социализации разных социально-демографических групп новых субъектов РФ).
- 1
- 2