Архив статей журнала
Смещение производственных центров на восток СССР к началу 1942 г. потребовало изменения системы железнодорожных перевозок. На первое место вышел Урало-Кузбасс, который единственный в стране не сократил общей объем перемещения грузов. Уже в 1942 г. именно здесь было сосредоточено до половины всех грузоперевозок в стране. Одним из основных факторов функционирования промышленности оставалась работа железнодорожного транспорта. Более четверти всего грузооборота приходилось на уголь. Параллельно произошло существенное изменение в структуре самих угольных перевозок. Теперь высококалорийные угли Кузбасса и Караганды следовали на Урал исключительно для нужд коксования, обеспечивая возрастающие потребности металлургии. Для энергетических целей уральский регион был вынужден использовать исключительно местное низкокалорийное сырье. Такая структура позволила оптимизировать потребления топлива на местном уровне, но поставила Уральскую энергетику в положение, когда производство электроэнергии лимитировалось получением угля. Все военные годы электрогенерация Урала испытывала трудности в получение топлива, хотя в целом еще в течение 1942 г. удалось наладить основные транспортные потоки и остановить падение производства в энергетике. Основные военные производства в целом получали достаточно топлива и энергии, но невоенная промышленность и социальная сфера тыловых районов постоянно испытывали глубокий дефицит этих ресурсов.