Цель. Статья посвящена вопросу использования экономических показателей регионов России в образовательном процессе для развития навыков статистического анализа у учащихся. Авторы ставят целью обосновать эффективность применения реальных региональных данных в обучении географии, а также предложить конкретные примеры заданий для их интеграции в школьный курс географии.
Методология и методы исследования. При подготовке статьи использовались такие исследовательские методы, как: анализ научной литературы и нормативных документов, контент-анализ статистических источников, анкетирование, а также статистические методы обработки результатов. В статье акцентировано внимание на междисциплинарном подходе, сочетающего элементы математики, географии, обществознания и информатики. Методологическая основа исследования базируется на деятельностном и компетентностном подходах, предполагающих формирование у учащихся практических навыков статистического анализа через работу с реальными экономическими данными. Исследование включает анализ вариативности данных, построение графиков и диаграмм с точки зрения выявления их образовательного потенциала на ступени основного общего образования.
Результаты. В статье выделен перечень экономических показателей, которые наиболее целесообразно использовать в преподавании географии на ступенях ООО (например, ВРП на душу населения, уровень безработицы, инвестиции в основной капитал и др.), предложены задания, направленные на формирование у учащихся умений работать с экономической статистикой, а также представлена технологическая карта урока географии в 9 классе по теме «Население Европейского Севера: статистический анализ». Кроме того, в статье отражены результаты педагогического эксперимента, который был реализован в процессе обучения географии девятиклассников.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании роли региональной статистики для формирования статистической грамотности обучающихся. Практическая ценность состоит в разработке методических рекомендаций для преподавателей, включающих примеры задач и кейсов на основе данных Росстата и других официальных источников.
Выводы. Эксперимент подтвердил, что использование экономических показателей регионов России - эффективный инструмент для развития навыков статистического анализа у учащихся. Работа с реальными данными способствует глубокому пониманию предмета и формированию умений, необходимых для профессиональной деятельности.
Предметом данной работы является историко-географическое краеведческое исследование территории в окрестностях пруда Раменки в аспекте роли этого пруда в формировании культурного ландшафта в местном городском пространстве Москвы. Основной задачей исследования был анализ условий и особенностей формирования урбанизированной среды на локальной территории, включенной в границы Москвы в середине ХХ века, а до это являвшейся типичной сельской территорией с рекреационным и сельскохозяйственным профилем. Важно было проследить последовательные этапы градостроительной трансформации этой территории в высокоурбанизированное пространство с современной высотной застройкой, на всех этапах включающей старинный пруд в качестве ландшафтной доминанты. Также задачей исследования было показать эффективность культурно-ландшафтного подхода к исследованию городской среды крупного исторического города. Использованы метод системного анализа, а также историко-географический метод. В основу работы положены картографические, архивные, литературные и другие источники, воспоминания старожилов, а также систематизированы личные авторские наблюдения. Результаты проведенного исследования позволили показать, что на примере даже небольших и не самых известных природных объектов можно получить интересную и систематизированную информацию о формировании культурного ландшафта в местном городском пространстве, а также наглядно представить этапы и особенности формирования урбанизированной среды на данной локальной территории. Научная новизна исследования заключается в том, что на примере старинного московского пруда Раменки и его окружения прослежены этапы формирования культурного ландшафта данного микрорайона и выявлены специфичные для рассматриваемой территории ассоциативные ландшафты, характерные для окрестностей пруда в прошлом и настоящем. Были также отмечены особенности формирования урбанизированной среды на локальной территории после ее присоединения к Москве до настоящего времени. Кроме того, подтверждена идея устойчивости элементов природного каркаса городской территории, а также возрождения интереса и значимости пруда, как местной ключевой ландшафтной доминанты.
Статья содержит результаты историко-статистического исследования с использованием геоинформационных методов, ориентированного на изучение пространственной динамики заселенности территории России в ХХ веке. Цель исследования - выявление возможностей геоинформационных методов для визуализации и анализа пространственной динамики заселенности территории России в ХХ веке. Предмет исследования - заселенность территории России в ее исторической трансформации под влиянием социально-экономических и политических изменений. Под заселенностью территории в данной работе понимается численность населения, сконцентрированная в пределах административно-территориальных единиц на определенный период. Изменение этой численности во времени позволяет судить о пространственной динамике заселенности территории России. В основу исследования положены статистические данные о численности населения по административно-территориальным единицам губернского, областного краевого, республиканского уровней, представленные в официально изданных сборниках материалах и в архивных источниках; официально изданные политико-административные карты в разные годы ХХ в. Основными методами исследования в данной работе выбраны: историко-статистический; историко-географический; геоинформационный, а именно метод компьютерного моделирования с использованием геоинформационной системы Surfer. Исследование проводилось по пяти выбранным периодам (датам), которые отражали характерные изменения в заселенности территории России, обусловленные социально-экономическими и политическими факторами: 1900, 1936, 1946, 1965, 2000 гг. В результате исследования выявлены пространственные волны заселения территории России в ХХ в., визуализированы процессы формирования очагов концентрации расселения; наглядно представлена поляризация расселенческого пространства, характерная для каждого выделенного этапа социально-экономического развития под влиянием объективных факторов. Новизна исследования состоит в демонстрации эффективности метода геоинформационного моделирования с помощью ГИС-пакета Surfer для анализа динамики пространственного исторического процесса заселения территории России в ХХ веке. Это дало возможность выявить пространственные волны заселения территории России в ХХ в., визуализировать процессы формирования очагов концентрации расселения; наглядно представить поляризацию расселенческого пространства. Практическая значимость состоит в совершенствовании методологии прикладных историко-географических исследований, выполняемых с помощью цифровых технологий.