Данная статья посвящена анализу функций и дисфункций института лоббизма. Такого рода анализа особенно актуален в свете продолжающейся в России и мире дискуссии о природе лоббизма, о том, какое место должен занимать данный институт в политической системе, каким образом избежать его негативных проявлений. Автор стремится к тому, чтобы дать максимально взвешенную оценку преимуществ и недостатков института лоббизма, его роли в политическом процессе, а также возможным способам нивелирования негативных аспектов данного явления. Автор приходит к выводам, что противоречия между функциями и дисфункциями лоббизма были заложены в природе данного института. Возникнув в результате эволюции социально-политических потребностей определенных общественных групп, институт лоббизма не стал формальным институтом, таким как политические партии или парламент. Вместе с тем, он стал важным каналом коммуникации между обществом и государством, институтом, посредством которого происходит артикуляция и агрегирование интересов, групповая и общественная интеграции, формируется актуальная повестка дня. Вместе с тем, эволюция института лоббизма постоянно сопровождается рядом дисфункций. Суть дисфункций заложена в изначально неформальной и теневой природе данного института. Лоббизм не равняется коррупции, однако в силу своей закрытости, неподотчетности и неформальному характеру содержит в себе риски коррупционных отношений, варьирующихся от общества к обществу в зависимости от норм и традиций взаимодействия между организованными группами и государством. Кроме того, огромное и постоянно усиливающееся влияние групп интересов, особенно представляющих бизнес сектор, приводит к диспропорциональной защите частных интересов в угоду общественных. Решению данных противоречий может способствовать исключительно взвешенная государственная политика, направленная на выстраивание такого механизма продвижения и согласования групповых интересов, который отвечал бы в первую очередь общественным потребностям и интересам.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.24290/1029-3736-2024-30-3-118-139
Задача любой группы интересов и лоббиста заключается в выстраивании максимально эффективной коммуникации с органами власти с целью изменения мнений лиц, принимающих решения, по определенным вопросам.
Список литературы
1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М., 2002.
2. Васильева С.В. Цивилизованный лоббизм - средство или следствие борьбы с коррупцией // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 4.
3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
4. Кириллина В.Н., Яникеева И.О. К вопросу о лоббистской деятельности в современной России // Бизнес. Общество. Власть. 2017. № 1.
5. Курилла И. Американцы и все остальные: истоки и смысл внешней политики США. М., 2024.
6. Миллс Ч.Р. Властвующая элита. М., 1959.
7. Минтусов И.Е., Филатова О.Г. Этика GR-коммуникаций в общеевропейской и российской практике: сравнительный анализ // Вестник СПбГУ. 2015. Сер. 9. Вып. 4.
8. Общая социология. Основы современной социологической теории / Под общ. ред. Н.Г. Осиповой. М., 2017.
9. Павроз А.В. Группа интересов и лоббизм в политике. СПб., 2006.
10. Павроз А.В. Этический принципы лоббизма в условиях современной демократии // ПОЛИТЭКС. 2015. Т. 11. № 2.
11. Спенсер Г. Развитие политических учреждений. СПб., 1882.
12. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2000.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В своем исследовании мы рассматриваем основания и особенности межпоколенной солидарности между современным молодым поколением России (зумерами) и их прародителями (бумерами), принимая во внимание, что зумеры являются первым полностью постсоветским поколением, а бумеры – советским, прошедшим период активной социализации в совершенно иной социально-экономической и политической формации. Поэтому, мы не просто изучаем пространство межпоколенного обмена, но и в некотором смысле преемственность между разными эпохами – безвозвратно ушедшим советским прошлым и текущим настоящим. Материалом для анализа служат 34 интервью с зумерами и 20 интервью с их бабушками/дедушками. Теоретическими основаниями исследования выступают теория поколений и модель межпоколенной солидарности В. Бенгтсона и его коллег. В поддержании солидарности ключевую роль играют нематериальные трансферты, которые заключаются в эмоциональном обмене и поддержке, а также специфической роли обеих сторон. Старшие выступают источником знаний не только о прошлом семьи, но и о прошлом ушедшей эпохи, а младшие служат для своих прародителей надежными проводниками в современный цифровой мир. Такая уникальная экспертность обеих сторон наряду с общей неконфликтностью зумеров позволяет снизить конфликтный потенциал отношений, в которых сталкиваются не просто два поколения, но две совершенно разные эпохи и системы ценностей. Свои отношения с внуками российские бумеры оценивают как более теплые и близкие в сравнении с теми, которые были у них с прародителями.
Автор статьи размышляет о проблемах и перспективах широкого распространения гаджетов в современном цифровом мире. Развитие информационных технологий затрагивает все сферы жизни людей, в том числе вносит изменения в супружеские и детско-родительские отношения. В статье рассматривается современная литература и проводится вторичный анализ данных исследований Фонда общественное мнение (ФОМ), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и др., касающихся позитивных и негативных аспектов влияния цифровых технологий на семейное взаимодействие. Уделяется внимание особенностям сетевого поведения, онлайн общения как родителей, так и детей, в частности таким проблемам как: гаджетозависимость (гаджет-аддикция), т. е. неконтролируемое пользование гаджетами; фаббинг – привычка погружаться в гаджет во время разговора с оффлайн собеседником и т. д. Гаджеты становятся членами семьи, одушевляются и вписываются в привычный домашний ландшафт. Родители, с одной стороны, пытаются контролировать взаимоотношения гаджет-ребенок, с другой – сами погружены в гаджеты, а также используют их как средство поощрения/наказания, тем самым только повышая ценность девайся в глазах ребенка.
Являясь одним из важнейших атрибутов жизни современного человека, гаджеты отличаются функциональностью, мобильностью и практически непрерывной возможностью выхода в Интернет. Они позволяют преодолеть ограничения реальных контактов, объединяя в себе людей проживающих далеко друг от друга, помогают поддерживать связь с близкими на расстоянии, совмещать трудовую деятельность и воспитание детей, получать новые знания, совершать покупки, не выходя из дома.
Было бы ошибочным оценивать влияние гаджетов на повседневные практики, в том числе семейные по шкале “положительное – отрицательное”. “Гаджетизация” – сложный процесс, требующий пристального изучения.
Статья посвящена историческому термину “самодержавие” в трактовке профессора П. Е. Казанского, как самостоятельная, непроизводная, имеющая единственное основание в самой воле Божией, и потому в земной действительности, являвшую собою господствующую силу в государстве. Эта сила не только юридически верховная, но и фактически, социально сильнейшая, без чего невозможно было бы и господство.
В своей концепции профессор П. Е. Казанский утверждает, что самодержец был суверен не только юридический, как обладавший юридически закреплёнными в Основных законах государства правами верховной власти, но являлся сувереном и фактическим, обладавшим исторически господствующей силой в обществе.
В статье рассматриваются социальные изменения, происходящие в глобальной системе мирового хозяйства. Исследованы причины кризиса, сложившегося после Второй мировой войны международного социально-экономического и политического порядка, главными из которых являются идеология и практика неоколониализма и попытки организовать жизнь мирового сообщества, опираясь не на нормы и принципы международного права, а на сформулированные мировым меньшинством и выгодные исключительно этому меньшинству некие “правила”. В статье определены социально-экономические факторы глобальных социальных трансформаций, которые подрывают основы либеральной глобализации. Среди них – усиление роли развивающихся стран в мирохозяйственных связях, стремящихся к формированию многополярного мира как содружества равноправных народов и установлению более справедливой системы международных политических и эконмических отношений. Особое внимание уделено углублению глобального неравенства и обострению противостояния между Севером и глобальным Югом. Обоснован объективный характер происходящих в мире социальных изменений. Подтверждена значимость политики российского государства, направленной на укрепление национального суверенитета, в том числе в сфере экономического развития, в условиях жестких экономических и политических санкций, введенных против нашей страны коллективным Западом.
Настоящая статья посвящена критическому анализу концепции пропаганды видного французского ученого Жака Эллюля, который получил широкую известность в российском социологическом дискурсе за счет некорректно приписываемому ему словосочетанию “социологическая пропаганда”, которое на самом деле является неверно сконструированным понятием и в оригинальной трактовке автора звучит как “пропаганда социальная”.
В данной связи главная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы точно и корректно передать оригинальные взгляды автора на феномен пропаганды, но систематизировать их так, чтобы в своей сумме они ставили целостную концепцию пропаганды, которая смогла бы найти достойное место в дальнейшем социологическом и политологическом анализе связанных с ней феноменов. Для этого автор, опираясь на материалы, изложенные в первых главах труда Ж. Эллюля, пытается ответить на группы вопросов. К ним относятся: что понимает Ж. Эллюль под феноменом пропаганды в самом общем смысле? С какими методологическими трудностями связано научное изучение этого феномена? Кто выступает объектом, а кто – субъектами пропагандистского воздействия? Какие конкретно инструменты и механизмы запускают действие пропаганды? Каковы ее цели?
Согласно Ж. Эллюлю, подчеркивает автор, пропаганда представляет собой манипуляцию, направленную на изменение мировоззрения, внушение чуждых идей, внушение иных представлений об отдельном событии или о мироустройстве в целом, а затем – подтолкнуть его к действиям. Следовательно, важнейшим свойством и результатом пропаганды является именно отделение мыслительного процесса от действия и поступков: “…одно выполненное действие делает необратимым пропагандистское влияние. Тот, кто совершает поступок под влиянием пропаганды, уже не может вернуться назад и стать собой прежним”.
Особо значимыми вопросами в концепции Ж. Эллюля автор считает вопросы об основах и содержании пропаганды, проблема последовательности в организации процесса пропаганды, ее эффективности. Заслуживающими внимания являются типологизация и классификация видов и разновидностей пропаганды по Ж. Эллюлю, постановка им вопросов о правдивости и научности пропаганды.
Детального анализа основных положений концепции Ж. Эллюля позволил автору обосновать ряд критических выводов, в том числе о чрезмерной психологизации процесса пропаганды, о неправомерности тезиса о вторичности идеологии по отношению к пропаганде, которая функционирует на практическом уровне ее выражения, а также излишней фетишизации пропаганды, что нивелирует влияние на личность традиционных социальных институтов, и практик.
Настоящая статья посвящена осмыслению сущности “Большой Игры” (The Great Game) – политики сдерживания развития России англосаксонскими элитами и державами, насчитывающей уже более двух столетий, классиками русской школы геополитики. Автор статьи рассматривает геополитические концепции основоположников цивилизационного подхода и цивилизационной геополитики – Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, представителей панславизма (Р. А. Фадеева, И. И. Дусинского), военно-стратегического направления (Д. А. Милютина, А. Е. Вандама, А. Е. Снесарева), евразийства (П. Н. Савицкого), Ю. С. Карцова, В. П. Семенова-Тян-Шанского, П. Н. Дурново.
Автор подчеркивает, что развитие русской геополитической мысли происходило в условиях отсутствия политического заказа со стороны государства, а также политических и экономических элит на выработку геополитической стратегии развития России и осуществления ее внешней политики. К сожалению, констатирует автор, многие идеи классиков русской школы геополитики (в частности по осмыслению ими сущности, содержания и динамики “Большой Игры”) оказались невостребованными правящими кругами и правительствами, среди которых было много лиц, англофильской ориентации, продвигающих идеи союзнических отношений с Англией в ущерб национальным интересам России.
В то же время, отмечает автор статьи, осмысление сути и особенностей развития событий “Большой Игры” представителями русской школы геополитики в значительной степени осуществлялось фрагментарно, часто в аспекте анализа многовекового цивилизационного противостояния России и романо-германского культурно-исторического типа (западноевропейской великой культуры, цивилизации), а не чисто континенталистских концепций.
К авторам, осмысляющих в своих произведениях сущность и знаковые события “Большой Игры”, относятся: представители панславизма – Н. Я. Данилевский, И. И. Дусинский, Р. А. Фадеев; представители военно-стратегического направления – А. Е. Снесарев и А. Е. Вандам; Ю. С. Карцов и П. Н. Дурново. Остальные классики русской школы геополитики обращались к данной проблематике выборочно, в рамках других интересующих их тем.
Данная статья является логическим продолжением авторской публикации “Образ здоровья в блогосфере: социологический анализ” (Часть 1) и посвящена исследованию влияния блогосферы на конструирование социальных представлений о здоровье и практиках заботы о нем. Данная тема рассматривается как актуальная, но недостаточно разработанная в отечественном научном дискурсе, вследствие чего, а также с учетом значимости здоровья как важнейшей составляющей общественной и индивидуальной жизнедеятельности, возникает необходимость ее изучения. В работе предпринята попытка анализа особенностей репрезентации образа здоровья и практик здоровьесбережения в блогосфере, а также основных направлений научной дискуссии по данной теме посредством систематизации релевантных отечественных и зарубежных публикаций. По результатам проведенного исследования автором выявлены факторы, направления и способы воздействия блогинга на конструирование социальных представлений о здоровье и практиках заботы о нем.
Статья посвящена социологическому анализу особенностей процесса медиатизации в ее электронно-цифровой форме и его влиянию на такие важнейшие сферы социальной жизни как медицина и здоровье. Авторы отмечают, что в настоящее время многие социальные процессы, происходящие в обществе, трактуются, преимущественно, через призму медиапространства, представленного, в большинстве случаев, новыми медиа. Такое явление исследователи трактуют как медиатизация, уделяя особое внимание его новой модификации – цифровой медиатизации.
Спектр современных социогуманитарных исследований, посвящённых социальным проблемам, вызванным к жизни процессом медиатизации, достаточно широк. Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей показывает, что термин “медиатизация” сегодня широко востребован в не только в журналистике и коммуникативистике, но и в социологии, где закрепился в качестве ключевого для обозначения процесса влияния медиа на различные стороны жизни социума.
В третьем тысячелетии новые, электронно-цифровые средства массовой информации стали не просто неотъемлемой частью повседневной жизни индивида и общества, но и главным инструментом, воздействующим и на общественное сознание, и на процесс реформирования социальных институтов, среди которых особенно следует выделить медицину и здравоохранение.
Под медиатизацией медицины и здравоохранения понимается трансформация этих социальных институтов, вызванная появлением средств цифровой коммуникации, в результате которого массы получили свободный доступ к медицинской информации, медицинское знание стало менее сакральным, личность конкретного актора и его коммуникативные навыки получили решающее значение во взаимодействии.
Однако в отношении медицины и здоровья новые СМИ служат не только источником медицинской информации и целевого распределения, учитывающего самые разные аудитории и использующего информационные запросы, в числе которых основы здорового образа жизни, диагностика, профилактика и лечение болезней, лекарственные препараты, социально-медицинское обслуживание, организация системы здравоохранения и т. п., но и понимание в обществе здоровья как важнейшей жизненной стратегии. Таким образом, все вопросы, связанные со здоровьем человека и общества, диалоги специалиста и пациента (потребителя) оказываются сегодня в СМИ, а медиатизация медицины становится процессом, наблюдающимся сегодня в любом обществе.
Обозначенная ситуация ставит серьезные социальные проблемы, которые требуют взвешенного научного анализа. Спектр таких проблем достаточно широк: это и выход на арену медицинской практики явных мошенников, и реклама, под видом нетрадиционной медицины, разрушительных для физического и психического здоровья человека практик, и агрессивная реклама лекарственных препаратов и многое другое. В данной связи первостепенное значение имеет выделение самых острых, ключевых проблем, которые однозначно влекут за собой деструктивные социальные последствия не только для отдельных индивидов, но и для всего общества. К ним авторы относят: популяризацию медицины посредством электронно-цифровых СМИ, выход медицинского знания за пределы профессиональных границ; перевод медицинской практик в онлайн формат, в котором все большую популярность приобретают врачи – блогеры; активное включение сугубо медицинских проблем в актуальную повестку дня и организация медицинского дискурса СМИ широкого профиля, которые детально раскрывают как с помощью теоретического анализа, так и посредством результатов эмпирических исследований.
Настоящая статья поднимает проблему общественного здоровья, которое является одной из областей социальной реальности, а также важной сферой жизнедеятельности общества, которая подлежит социальному конструированию. Важной составляющей механизма подобного конструирования является укрепление индивидуального здоровья, конструирование траектории здоровой личности, которые осуществляются в процессе ее социализации. Авторами подчеркивается, что сегодня социализация, вхождение человека в социальную среду через овладение общепринятыми социальными ценностями и нормами, рассматривается как фактор, влияющий на показатели здоровьесберегающего поведения. Соответственно, ее основным структурообразующем элементом должна стать популяризация системы ценностей и установок, имеющих отношение к высшей ценности – здоровью, основанных на убежденности в необходимости ведения здорового образа жизни. Врачебное сообщество едино во мнении, что активность населения в отношении здоровьесбережения является важнейшим фактором сохранения, восстановления и поддержания здоровья нации. В профессиональной медицинской среде под медицинской активностью принято понимать деятельность людей по отношению как к своему (личному, персональному), так и общественному здоровью. К показателям медицинской активности относят: санитарную грамотность, гигиенические привычки, обращаемость за медицинской помощью, отношение к медосмотрам, выполнение медицинских рекомендаций, рациональность питания, физическую активность, отсутствие вредных привычек, своевременность обращений за медицинской помощью. Значительное внимание в данной статье уделяется деструктивным факторам, прямо или косвенно влияющим на здоровье современного человека. К ним, прежде всего, относятся переизбыток информации, которая буквально обрушивается из интернета и вызывает синдром информационной усталости и интернет-зависимость, которая плохо влияет на самочувствие человека, ухудшая сон, память, внимание, а отсутствие лечения может привести даже к психическим расстройствам. Одной из важнейших проблем XXI в. является гиподинамия – пониженная активность, которая запускает негативные изменения в работе внутренних органов и систем, ведет к активному росту заболеваний позвоночника, остеохондрозу, обострению хронических патологий и неизбежно приводит к ожирению. В последнее время во всем мире наблюдается рост частоты ожирения у детей и подростков: 25% подростков имеют избыточную массу тела, а 15% страдают ожирением. Избыточный вес в детстве – значимый фактор ожирения во взрослом возрасте: 50% детей, имевших избыточный вес в 6 лет, становятся тучными во взрослом возрасте, а в подростковом возрасте эта вероятность увеличивается до 80%. Очевидной социальной проблемой, с которой сталкиваются люди, страдающие ожирением, является стигматизация людей в зависимости от параметров тела, которую существенно облегчают цифровые информационные технологии. Наряду с ожирением серьезный вред здоровью человека наносят алкоголизм, наркомания и табакурение – факторы, которые становятся самой злободневной проблемой в нашем обществе. Авторы утверждают, что в основу формирования ценностных ориентиров в отношениях личности и общества, которых должен быть заложен системный подход, который осуществляется путем систематических реализации различных мероприятий и национальных проектов, направленных на повышение продолжительности жизни, укрепление общественного здоровья в период от младенчества до пожилого и старческого возраста.
В 1892 г. в журнале “Русская старина” был опубликован перевод на русский язык автобиографических записок некоего Иоганна Виганда. Эти записки интересны тем, что в них, помимо прочего, сообщаются оригинальные сведения о московских масонах-мартинистах, центр деятельности которых в 1770–1790-е гг. находился в тогдашнем Императорском Московском университете, и с которыми И. Виганд тесно общался в пору своей службы в должности экстраординарного профессора.
Автобиографические записки Иоганна Виганда содержат немало интересной информации о деятельности масонов-мартинистов в стенах Московского университета. Не вся эта информация подтверждается другими источниками, однако, именно в этом и состоит их оригинальность.
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/