В статье охарактеризованы особенности использования золота в ювелирных промыслах Дагестана в период с конца ХIХ века по начало ХХI столетия. Интерес к золоту у дагестанских мастеров возник во время их знакомства с производством фабричных украшений из пробного золота. В советское время ювелиры из Дагестана широко использовали пробное золото, когда выезжали на заработки в республики Средней Азии, Кавказа. Использование золота для ювелирных украшений получило широкое распространение в народных промыслах Дагестана в постсоветское время. В настоящий момент «дагестанское золото» является брендом в торговле ювелирными изделиями
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Использование золота для изготовления ювелирных украшений и отделки оружия является давней исторической традицией, хорошо известной в мировом декоративно-прикладном искусстве [1]. Обработкой золота и изготовлением золотых украшений стали заниматься с начала ХХ века и мастера ряда народных промыслов России, в частности, Дагестана
Список литературы
1. Сохибназаров М.Д. Из истории изучения золота и золотых изделий Центральной Азии в ХVIII - начале ХХ вв. // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. 2015. № 4 (65). С. 29-38.
2. Тимохина А.В. Традиции и перспективы развития ювелирного искусства // Национальная ассоциация ученых (НАУ). Искусствоведение. 2015. IX (14). С. 98-100.
3. Магомедов А.Дж. Полевой материал. Экспедиция в Дахадаевский район Республики Дагестан. С. Кубачи. Август 2014 г. (информант Г.Г. Гужаев, 1948 г.р.).
4. Арсеньев М.С. Огневое золочение на бронзовых литых иконах, крестах и складнях. URL: https://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/50-ognevoe-zolochenie-na-bronzovyx-lityx-ikonax-krestax-i-skladnyax (дата обращения 24.11.2024).
5. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды. Махачкала: Зерихгеран, 2012. 240 с.
6. Брюзгина О.И. Ювелирное искусство Кубачи: альбом. М.: Интербук-бизнес, 2006. 157 с.
7. Художники Дагестана. Декоративно-прикладное искусство Дагестана ХVIII-ХХ вв.: альбом / авт.-сост. Д.А. Дагирова. Махачкала: Лотос, 2009. 248 с.
8. Аствацатурян Э.Г. Дагестанские мастера серебряного и оружейного дела в городах Северного Кавказа и Закавказья в конце XIX - начале XX века. URL: http://annales.info/kavkaz/small/mastera.htm (дата обращения 07.11.2024).
9. Юсупов Х.А., Муталимов М.А. Харбукцы: история и культура. Махачкала: Юпитер, 1997. 592 с.
10. Юсупов Х.А. Переписи и учетные документы как материалы по истории, культуре и языку (на примере села Харбук Дахадаевского района). Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2023. 364 с. EDN: JNHPNI
11. Магомедов А.Дж., Юсупов Х.А. Дагестанские традиции художественной обработки рога и кости // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 7 (97). Часть 3. С. 83-87. EDN: IDVXGV
12. Ниналалов С.А. Перспективы ювелирной промышленности Дагестана // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2015. № 3. С. 41-47. EDN: VLPGGP
13. Магомедов А.Дж. Полевой материал. Экспедиция в Дахадаевский район Республики Дагестан. Июнь 2024 г. (информант Г.М. Туллиев, 1962 г.р.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Архитектоника миниатюр с изображением Процветшего Креста в византийских рукописных Евангелиях X–XI вв. позволяет предположить, что их композиция основывается на строгом применении математических (геометрических) методов. Подобное предположение дает возможность с новых позиций рассмотреть самое, пожалуй, знаменитое изображение Процветшего Креста в древнерусской культуре – на саркофаге Ярослава Мудрого. В результате формального анализа выявлено, что в его композиции заложено решение трех знаменитых задач древности на построение: о трисекции угла, квадратуре круга и удвоении куба. При этом геометрические построения не являются самоцелью, а могут нести символический и богословский смысл
Среди самых известных сюжетов искусства Ренессанса были триумфы. Предмет изучения – ренессансные толкования темы Триумфа Любви поэтом XIV века Петраркой и художником XV века Аполлонио ди Джованни. В статье впервые показано, что произведения названных авторов являют разные уровни и языки искусства, но схожи концептуально (антропоцентризм, светскость, достоинство личности, восприятие прошлого как актуального настоящего). При этом высота поэтического текст а Петрарки сменяется эстетически новаторской городской визуальной риторикой художника
Статья посвящена актуальным проблемам современного исполнительства, представленного деятельностью кроссовер-музыкантов. Им присущи особые качества, необходимые для осуществления такого рода самореализации. К таким качествам относятся эрудиция, способность к одновременному решению нескольких творческих задач, предполагающая сочетание различных профессиональных навыков, среди которых исполнительство, сочинение, аранжировка, импровизация и др. Система этих качеств обусловливает взаимосвязь между двумя явлениями – полидеятельностью и классическим кроссовером как одним из современных форматов существования музыкального произведения
Мелодрама «Орфей» Е. И. Фомина представляет собой одно из ключевых для истории русского оперного театра сочинений. Рассмотрение его в контексте развития европейских оперных традиций позволяет понять, что именно и каким образом повлияло на возникновение этого сочинения, и какие тенденции оказались важными и востребованными на русской музыкально-театральной сцене Е. И. Фомин демонстрирует в «Орфее» не просто поверхностную связь с традициями оперной и церковной музыки, но глубокую укорененность своего музыкального мышления в итальянской опере
В статье освещаются пути развития концертной симфонии в отечественной музыкальной культуре. Предметом исследования является концертная симфония в ее различных модификациях. В ходе анализа используется комплексный подход, объединивший жанровый, структурный, драматургический и концептуальный методы исследования. Некоторые произведения отечественных композиторов второй половины ХХ века анализируются впервые, что обусловливает новизну исследования и позволяет сделать обзорную характеристику одного из сквозных жанров в истории инструментального искусства.
Китайское музыкальное и певческое искусство в настоящий момент исследовано недостаточно; в частности, не выяснено, какую роль в его развитии сыграл Цзинь Телин. В статье выявлено, что в Китае с конца XX века начинается важный этап в преподавании народной вокальной музыки, связанный с деятельностью Цзинь Телина, создавшего собственную дидактическую систему. Профессор Цзинь Телин разработал шесть новых принципов подготовки певцов, включающих научный подход к вокалу, четкое произношение, владение китайским традиционным вокалом, физическую подготовку, хореографические навыки, эмоциональность исполнения. Школа Цзиня Телина имеет свои отличительные характеристики: системность, авторитетность, «китаизация бельканто», создание нового вида пения.
На основе анализа анимационного сериала «Ну, погоди!» (1969–1993 гг., реж. В. Котёночкин и В. Тарасов, студия «Союзмультфильм») выделены принципы интеграции музыкальных цитат в медиатекст через технику коллажа. Предложена классификация музыкального материала на основе точного цитирования инструментальных и вокальных произведений и введения аранжированных цитат. Исследование взаимосвязи между музыкальным оформлением и визуальными элементами в анимации дает возможность по-новому рассмотреть применение техники коллажа в художественной практике
В статье охарактеризованы особенности развития китайской музыки в условиях глобализирующегося мира. Новизна работы заключается в комплексном рассмотрении синтеза традиций и инноваций в китайской музыке XXI века. В результате исследования выявлены следующие тенденции, определяющие особенности развития современной китайской музыки: роль цифровых технологий, переосмысление традиционных форм китайской музыки и возникновение гибридных жанров. Сдел ан вывод о формировании в современном Китае уникального музыкального языка, сочетающего национальную идентичность и глобальные влияния. Отмечена роль системы музыкального образования в сохранении музыкальных традиций Китая.
В статье проводится социокультурный анализ практик сохранения историкокультурного наследия в Республике Дагестан и отмечаются успехи в этой области, основанные на уважительном отношении жителей к историческому прошлому, к памяти предков. Автор отмечает необходимость организации музея первого профессионального художника Дагестана Халил-бека Мусаева. Опираясь на принципы объективности и историзма, автор приходит к выводу, что создание подобных музеев способствует эффективному сохранению историко-культурного наследия, формированию новых культурных традиций и эстетических ориентиров.
В статье раскрывается значение воспоминаний музейных работников в качестве источника личного происхождения. Информация, содержащаяся в них, позволяет уточнить историю конкретного музея, выявить большое количество фактов, не нашедших отражения в других источниках или дополнить общеизвестные сведения. “Культурное наследие и сохранение исторической памяти” В этом отношении представляют интерес воспоминания Р. М. Алексиной, в которых рассказывается о процессе сохранения и популяризации творчества писателя Н. С. Лескова и создании единственного в стране мемориального музея писателя.
Необходимость изучения культурных кодов обусловлена их значимостью в сохранении этнокультурной идентичности и традиционных ценностей. Предметом исследования является форма реализации культурных кодов в адыгском свадебном обряде. Структурно-функциональный анализ показал: в системе культурного кодирования адыгской свадьбы реализуется направленность на разные категории участников обряда, а также на желаемые качества будущих супругов, на идеалы семейной жизни и способы коллективных взаимоотношений социума в разных ситуациях
В статье рассмотрен процесс развития «культуры отмены» как социокультурной практики. Автором отмечается, что в различные исторические периоды существовали как правовые, так и внеинституциональные процедуры воздействия на отдельную личность и социальные группы. На основании культурно-антропологического подхода показана взаимосвязь практик отмены и усложнения социальной структуры. На сегодняшний день «культура отмены» представляет собой трансформировавшиеся социальные практики, направленные на регуляцию антисоциальных действий и неприемлемых паттернов поведения
Патриотическое воспитание – это одно из наиболее приоритетных направлений деятельности государственных структур и социальных институтов, которое находит свое отражение на протяжении всей истории развития российского государства. Авторами рассматриваются механизмы формирования патриотизма и патриотического воспитания, распространения патриотических ценностей средствами институтов социальной памяти. Основное внимание сосредоточено на библиотечной деятельности Луганской Народной Республики. Глубокие корни исторической памяти народа, менталитета и культуры Луганщины стали основой для развития патриотизма регионального уровня. В результате исследования сделан вывод о том, что библиотеки обладают широким спектром интерактивных возможностей в рамках работы по патриотическому воспитанию
В данной статье рассмотрена методологическая проблематика культурологических исследований социокультурного пространства молодежи. Актуальность темы видится авторам прежде всего в том, что если апробированные методики исследований, проводимых культурологами, продуктивны в иных сферах социума, то по отношению к молодежному социокультурному пространству они недостаточно учитывают аспект субъектности. Научная новизна работы состоит в анализе возможностей культурологических методов применительно к осмыслению субъектности процессов, проходящих именно в молодежной сфере социума
Статья посвящена актуальной проблеме исследования адаптационных процессов социокультурной идентичности в условиях цифровых коммуникаций, а также анализу противоречий использования цифровой среды в развитии многообразных форм идентичности и их растворения в цифровом пространстве глобальной культуры. Современная коммуникация, как форма человеческого бытия, сталкивается с глубокими трансформациями в условиях многообразия сетевых взаимодействий, поэтому постоянная потребность в устойчивости идентичности требует осознанного определения приоритетных ролей и ценностей со стороны каждого отдельного индивида. Ключевые слова: виртуальность, идентичность, информационные технологии, коммуникация, культурное пространство, система ценностей человека, медиасреда, цифровое общество
Статья посвящена феномену исторической памяти. Предметом исследования является особая форма аккумулирования опыта прошлого в индивидуальном и массовом сознании – историческая память, представляющая особую форму хранения, воспроизводства и рефлексивного осмысления актуального для человека и для общества исторического опыта прошлого, который позволяет ориентироваться в настоящем и будущем. Научная новизна заключается в опыте обоснования типологизации форм исторической памяти, структуры исторической памяти, а также в характеристике трех основных типов исторической памяти и их функций – мифологической, меморативной и социально-конструктивистской
Сегодня российское общество сталкивается с нарастанием вызовов и угроз в гуманитарной сфере. Глобализация способствует разрушению уникальных традиционных культур, ситуация усугубляется многочисленными попытками «отменить» духовное наследие нашей страны. Между тем, массовая культура не может служить надежным фундаментом для связи между поколениями, основой единения общества. Поэтому важно противостоять унификации культур и сохранять цивилизационную идентичность России. Сохранение и передача исторической памяти и культурного наследия являются залогом сбережения глубокой связи между прошлым и настоящим.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/