Роль родителей в использования детьми цифровых устройств достаточно хорошо изучена в дошкольном и подростковом возрастах, тогда как данных о младших школьниках существенно меньше. При этом младший школьный возраст характеризуется особой ситуацией, когда использование детьми цифровых устройств уже не так сильно контролируется родителями, но первоклассники еще не обладают достаточными знаниями и умениями для того, чтобы справляться с многочисленными цифровыми рисками. Это обусловливает цель данной статьи, которая посвящена изучению особенностей медиации цифровой активности младших школьников. В исследовании приняли участие 200 детей в возрасте от 7.2 до 8.3 лет, посещавшие первые классы общеобразовательных школ г. Москвы и г. Якутска. Для изучения особенностей использования цифровых устройств первоклассниками с детьми было проведено полуструктурированное интервью, содержавшее вопросы о медиации просмотра видеоконтента и цифровых игр первоклассниками. В результате проведенного исследования удалось выявить большую роль не только родителей, но и сверстников (друзей и сиблингов) в медиации цифровой активности первоклассников. При возросшей самостоятельности первоклассников при использовании цифровых устройств их компетентность остается на невысоком уровне. Анализ половых различий показал, что девочки при использовании цифровых устройств проявляют меньше самостоятельности и больше ориентируются на помощь и сопровождение со стороны семьи (родителей и сиблингов), а мальчики проявляют большую самостоятельность и больше ориентируются на друзей.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Анализ половых различий позволил составить представление об особенностях использования ЦУ современными мальчиками и девочками в первом классе. Так, современные первоклассницы чаще используют ЦУ для съемки фото и видео, чем мальчики. Они чаще, чем мальчики, играют в цифровые игры только одни, им значимо чаще, чем мальчикам, помогают устанавливать игры сиблинги. При этом девочки значимо чаще делятся впечатлениями от просмотренных видео с родителями, чем мальчики. Мальчики же в первом классе облают большей самостоятельностью во взаимодействии с ЦУ: они чаще, чем девочки, сами устанавливают/скачивают цифровые игры; предпринимают самостоятельные попытки что-то исправить, когда сталкиваются с трудностями в цифровой игре. Мальчики значимо чаще, чем девочки, говорили о том, что обращались за помощью к друзьям, когда что-то не получается в цифровой игре.
Список литературы
1. Белова, Е.С., Шумакова Н.Б. (2024). Игровое взаимодействие старшего дошкольника с родителями как ресурс развивающей микросреды в условиях цифровизации. Современное дошкольное образование, 18 (4), 24-36. ,. DOI: 10.24412/2782-4519-2024-4124-24-36 EDN: DOTXQN
2. Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А., Калимуллин, А.М., Ощепкова, Е.С., Шатская, А.Н., Зинченко, Ю.П. (2024). Цифровые устройства в жизни современных дошкольников. Наука телевидения, 20 (1), 171-215. ,. DOI: 10.30628/1994-9529-2024-20.1-171-215 EDN: WTQUQI
3. Денисенкова, Н.С., Тарунтаев, П.И. (2022). Роль взрослого в использовании ребенком цифровых устройств. Современная зарубежная психология, 11 (2), 59-67. DOI: 10.17759/jmfp.2022110205 EDN: PQNRUJ
4. Денисенкова, Н.С., Тарунтаев, П.И. (2023). Взаимосвязь детско-родительских отношений и использования цифровых устройств старшими дошкольниками. Социальная психология и общество, 14 (3), 31-45. ,. DOI: 10.17759/sps.2023140303 EDN: UKGCVD
5. Клопотова, Е.Е., Смирнова, С.Ю., Рубцова, О.В., Сорокова, М.Г. (2022). Доступность цифровых устройств детям дошкольного возраста: различия в родительских позициях. Консультативная психология и психотерапия, 30 (2), 109-125. ,. DOI: 10.17759/cpp.2022300207 EDN: DRDKBR
6. Курганский, А.М., Гурьянова, М.П., Храмцов, П.И. (2023). Медицинские и социально-педагогические риски использования детьми младшего школьного возраста цифровых устройств: эмпирическое исследование. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 20 (3), 501-525. ,. DOI: 10.22363/2313-1683-2023-20-3-501-525 EDN: BQFWMW
7. Лучинкина, А.И., Юдеева, Т.В., Жихарева, Л.В., Лучинкина, И.С., Андреев А.С. (2024). Подростковые девиации в сетевом сообществе. Российский психологический журнал, 21(4), 34-44. DOI: 10.21702/zdz9bs08 EDN: SLOEBH
8. Медведева, А.С. (2020). Реакции детей и подростков на сексуальный онлайн груминг. Психология и право, 10 (1), 123-132. ,. DOI: 10.17759/psylaw.2020100111 EDN: WQHFXX
9. Печерская, Э.П, Меркулова, Д.Ю. (2013). Дошкольники в сети интернет. Теория и практика общественного развития, 10, 76-77. EDN: REFXVJ
10. Солдатова, Г.У. (сост.) (2017). Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: практическое пособие. М.: Федеральный институт развития образования, 64 с.
11. Руднова, Н.А., Корниенко, Д.С., Волкова, Е.Н., Исаева, О.М. (2023). Цифровая родительская медиация и ее связь с показателями психологического благополучия детей школьного возраста. Наука телевидения, 19 (1), 175-198. ,. DOI: 10.30628/1994-9529-2023-19.1-175-198 EDN: RBDUZW
12. Смирнова, Е.О., Смирнова, С.Ю., Шеина, Е.Г. (2019). Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий. Современная зарубежная психология, 8 (4), 79-87. ,. DOI: 10.17759/jmfp.2019080408 EDN: LWYZQB
13. Смирнова, С.Ю., Клопотова, Е.Е., Рубцова, О.В., Сорокова, М.Г. (2022). Особенности использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста: новый социокультурный контекст. Социальная психология и общество, 13 (2), 177-193. ,. DOI: 10.17759/sps.2022130212 EDN: XWGKAU
14. Солдатова, Г.У., Теславская, О.И. (2019). Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Национальный психологический журнал, 4 (4), 12-27. ,. DOI: 10.11621/npj.2019.0402 EDN: UYGLQX
15. Солдатова, Г.У., Чигарькова, С.В., Илюхина, С.Н. (2024а). Метаморфозы идентичности человека достроенного: от цифрового донора к цифровому кентавру. Социальная психология и общество, 15 (4), 40-57. ,. DOI: 10.17759/sps.2024150404 EDN: DDDLSG
16. Солдатова, Г.У., Чигарькова, С.В., Илюхина, С.Н. (2024b). Технологически расширенная личность: разработка и апробация шкалы самоуправления цифровой повседневностью. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47 (2), 175-200. ,. DOI: 10.11621/LPJ-24-20 EDN: HDXGHE
17. Спасская, Е.Б., Проект, Ю.Л., Иванушкина, Н.О. (2023). Что думают родители о значении мобильных устройств в обучении их детей: роль установок и родительской медиации. Психология человека в образовании, 5 (4), 536-555. ,. DOI: 10.33910/2686-9527-2023-5-4-536-555 EDN: DFVSHX
18. Чичинина, Е.А., Бухаленкова, Д.А., Чурсина, А.В., Болдырева, А.Я. (2023). Особенности использования цифровых устройств современными мальчиками и девочками 6-7 лет. Психолого-педагогические исследования, 15 (3), 38-51. ,. DOI: 10.17759/psyedu.2023150303 EDN: QQPGJE
19. Шумакова Н.Б., Нуриева Г.Р. (2024). Особенности представлений одаренных подростков о человеке цифрового общества. Теоретическая и экспериментальная психология, 17 (4), 9-28. ,. DOI: 10.11621/TEP-24-31 EDN: KRMJUB
20. Ярошевская, С.В., Сысоева, Т.А. (2023). Смартфоны в школьной повседневности подростков: исследование при помощи включенного наблюдения. Национальный психологический журнал, 18 (4), 177-187. ,. DOI: 10.11621/npj.2023.0415 EDN: ZTVECF
21. Aierbe, A., Oregui, E., & Bartau, I. (2019). Video games, parental mediation and gender socialization. Digital Education Review, (36), 100-116. DOI: 10.1344/DER.2019.36.100-116
22. Barr, R., Kirkorian, H., Coyne, S., & Radesky, J.S. (2024). Early childhood and digital media. Cambridge University Press. DOI: 10.1017/9781108885751
23. Beyens, I., Valkenburg, P., & Piotrowski, J. (2018). Developmental trajectories of parental mediation across early and middle childhood. Human Communication Research, 45 (2), 226-250. DOI: 10.1093/hcr/hqy016
24. Brito, R., & Dias, P. (2019) Technologies and children up to 8 years old: What changes in one year? Observatorio (OBS*), 13 (2), 068-086. DOI: 10.15847/obsOBS13220191366
25. Bukhalenkova, D.A., Chichinina, E.A., & Almazova, O.V. (2023). How does joint media engagement affect the development of executive functions in 5- to -7 year- old children? Psychology in Russia: State of the Art, 16 (4), 109-127. DOI: 10.11621/pir.2023.0407 EDN: FKEQYE
26. Chakravarty, R., Jagota, G., & Sahoo, S. (2023). Impact of online dating on the adolescent population: A brief review of the literature with special reference to the Indian scenario. Consortium Psychiatricum, 4 (3), 65-70. DOI: 10.17816/CP222 EDN: GLUYUF
27. Chaudron, S., di Gioia, R., & Gemo, M. (2017). Young children (0-8) and digital technology, a qualitative study across Europe. Luxembourg: Publications Office of the European Union. DOI: 10.2760/294383
28. Collier, K.M., Coyne, S.M., Rasmussen, Е.Е., Hawkins, A.J., Padilla-Walker, L.M., Erickson, S.E., & Memmott-Elison, M.K. (2016). Does parental mediation of media influence child outcomes? A meta-analysis on media time, aggression, substance use, and sexual behavior. Developmental Psychology, 52 (5), 798-812. DOI: 10.1037/dev0000108
29. Condeza, R., Herrada-Hidalgo, N., & Barros-Friz, C. (2019). New parental mediation roles: parents’ perceptions of their children’s relationship with multiple screens. El Profesional de la Información (EPI), 28 (4), 1699-2407. DOI: 10.3145/epi.2019.jul.02
30. Davies, J.J., & Gentile, D.A. (2012). Responses to children’s media use in families with and without siblings: A family development perspective. Family Relations, 61 (3), 410-425. DOI: 10.1111/j.1741-3729.2012.00703.x
31. Dias, P. Brito, R., Ribbens, W., Daniela, L., Rubene, Z., Dreier, M., Gemo, M., Gioia, R. & & Chaudron, S. (2016). The role of parents in the engagement of young children with digital technologies: Exploring tensions between rights of access and protection, from ‘Gatekeepers to ‘Scaffolders.’ Global Studies of Childhood, 6 (4), 414-427. DOI: 10.1177/2043610616676024
32. Fardouly, J., Magson, N.R., Johnco, C. J., Oar, E.L., & Rapee, R.M. (2018). Parental control of the time preadolescents spend on social media: Links with preadolescents’ social media appearance comparisons and mental health. Journal of Youth and Adolescence, 47, 1456-1468. DOI: 10.1007/s10964-018-0870-1 EDN: LVASYL
33. Garmendia, M., Garitaonandia, C., Martínez, G., & Casado, M. Á. (2012). The effectiveness of parental mediation. In S. Livingstone, L. Haddon, & A. Görzig (Eds.), Children, risk and safety on the internet: Research and policy challenges in comparative perspective (pp. 231-244). Bristol University Press. http://www.jstor.org/ stable/j.ctt9qgt5z.23.
34. Goh, W.W.L, Bay, S., & Chen, V.H.H. (2015). Young school children’s use of digital devices and parental rules. Telematics and Informatics, 32, 787-795. DOI: 10.1016/j.tele.2015.04.002
35. Hiniker, A., Lee, B., Kientz, J.A., & Radesky, J.S. (2018). Let’s play! Digital and analog play patterns between preschoolers and parents. In R. Mandryk, & M. Hancock (Eds.), Proceedings of the 2018 CHI conference on human factors in computing systems (pp. 1-13). ACM SIGCHI. DOI: 10.1145/3173574.3174233
36. Hinkley T., Verbestel, V., Ahrens, W., Lissner, L., Molnár, D., Moreno, L.A., Pigeot, I., Pohlabeln, H., Reisch, L.A., Russo, P., Veidebaum, T., Tornaritis, M., Williams, G., de Henauw, S., & de Bourdeaudhuij, I. (2014). Early childhood electronic media use as a predictor of poorer well-being: A prospective cohort study. JAMA Pediatrics, 168 (5), 485-492. DOI: 10.1001/jamapediatrics.2014.94
37. Kalmus, V., & Roosalu, T. (2022). Parental mediation of EU kids’ internet use revisited: Looking for a complex model of cross-national differences.International Journal of Media and Cultural Politics, 7 (1), 55-66. 10.1386/ mcp.7.1.55_3. DOI: 10.1386/mcp.7.1.55_3
38. Kashirskaya, I.K. (2023). Attitudes toward altruism or sel shness among boys and girls depending upon virtual or real communication preferences. New Ideas in Child and Educational Psychology, 3 (1-2), 81-92. 10.11621/ nicep.2023.0405. DOI: 10.11621/nicep.2023.0405 EDN: UICHCG
39. Lim, S.S. (2016). Through the tablet glass: Transcendent parenting in an era of mobile media and cloud computing. Journal of Children and Media, 10 (1), 21-29. DOI: 10.1080/17482798.2015.1121896
40. Livingstone, S., Ólafsson, K., Helsper, E.J., Lupiáñez-Villanueva, F., Veltri, G.A., & Folkvord, F. (2017). Maximizing opportunities and minimizing risks for children online: The role of digital skills in emerging strategies of parental mediation. Journal of Communication, 67 (1), 82-105. DOI: 10.1111/jcom.12277
41. Lwin, M.O., Stanaland, A.J.S., Miyazaki, A.D. (2008). Protecting children’s privacy online: How parental mediation strategies affect website safeguard effectiveness. Journal of Retailing, 84 (2), 205-217. 10.1016/j. jretai.2008.04.004. DOI: 10.1016/j.jretai.2008.04.004
42. Martins, N., Matthews, N.L., & Ratan, R.A. (2015). Playing by the rules: Parental mediation of video game play. Journal of Family Issues, 38 (9), 1215-1238. DOI: 10.1177/0192513X15613822
43. Nikken, P. (2017). Parental mediation of media. In P. Rössler, C.A. Hoffner, L. van Zoonen (Eds.), The international Encyclopedia of Media Effects (pp. 1-16). Hoboken, NY, USA: John Wiley & Sons. DOI: 10.1002/9781118783764.wbieme0204
44. Nikken, P., & Jansz, J. (2006). Parental mediation of children’s videogame playing: A comparison of the reports by parents and children. Learning, Media and Technology, 31 (2), 181-202. DOI: 10.1080/17439880600756803
45. Nikken, P., & Schols, M. (2015). How and why parents guide the media use of young children. Journal of Child and Family Studies, 24, 3423-3435. DOI: 10.1007/s10826-015-0144-4 EDN: STMDRK
46. Schmuck, D. (2021). Following social media influencers in early adolescence: Fear of missing out, social well-being and supportive communication with parents. Journal of Computer-Mediated Communication, 26 (5), 245-264. DOI: 10.1093/jcmc/zmab008 EDN: EBDZWS
47. Smith, E.E. (2012). The digital native debate in higher education: A comparative analysis of recent literature. Canadian Journal of Learning and Technology, 38 (3), 1-18. DOI: 10.21432/t2f302
48. Symons, K., Ponnet, K., Walrave, M., & Heirman, W. (2017). A qualitative study into parental mediation of adolescents’ internet use.Computers in Human Behavior, 73, 423-432. DOI: 10.1016/j.chb.2017.04.004
49. Talves, K., & Kalmus, V. (2015). Gendered mediation of children’s internet use: A keyhole for looking into changing socialization practices. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, 9 (1), Article 4. DOI: 10.5817/CP2015-1-4
50. Taywade, A., & Khubalkar, R. (2019). Gender differences in smartphone usage patterns of adolescents. The International Journal of Indian Psychology, 7 (4), 509-515. DOI: 10.25215/0704.060
51. Wang, M., Lwin, M.O., Cayabyab, Y.M.T.M., Hou, G., & You, Z. (2023). A meta-analysis of factors predicting parental mediation of children’s media use based on studies published between 1992-2019. Journal of Child and Family Studies, 32 (5), 1249-1260. DOI: 10.1007/s10826-022-02459-y EDN: LOAPBR
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена теме содержательного наполнения музыкальных радиопрограмм. С декабря 2023 года радио «Sonora» (Джакарта) транслирует цикл «Вечер классики» (оригинальное название программы - «Classic Nite Berkolaborasi dengan Radio Orpheus Rusia»). Звуковой и текстовый контент для его создания предоставляет радио «Орфей» (Москва). Работа над новым для Индонезии форматом была задумана как экспериментальная творческая площадка. Одновременно в ходе решения практических задач выкристаллизовалась теоретическая проблематика. Сложности, возникшие в ходе верификации сценарной части программы, определили ракурс настоящего исследования. Сегодня интерес теоретиков медиа сосредоточен на стиле подачи эфирного материала. Степень достоверности использованной информации остается за рамками обсуждения. Между тем, изучение текстового контента, сопровождающего плейлисты радиостанций, позволяет выявить проблемы, характерные для музыкального сообщества в целом. В их числе - противоречие между относительной доступностью русского академического репертуара на мировом рынке звукозаписи и дефицитом серьезных публикаций, посвященных истории создания этих сочинений, в пространстве англоязычного Интернета. Сравнение материалов, размещенных на сайтах зарубежных радиостанций, симфонических оркестров, концертных объединений, демонстрирует разночтения в транслитерации русских имен и отсутствие общепринятых стандартов при переводе названий музыкальных сочинений. Ряд ошибок можно трактовать как искажение исторических фактов. Обозначенную проблему можно было бы устранить за счет развития отечественных ресурсов. Однако российские учреждения культуры редко включают в англоязычные версии своих сайтов раздел «Библиотека персон». Перспективной здесь альтернативой являются неформальные организации, объединяющие энтузиастов - музыковедов и переводчиков, в сферу интересов которых входит русская музыка. Их деятельность не только укрепляет международное научное сотрудничество, но помогает в решении прикладных задач по расширению аудитории музыкального искусства.
Туман как символ, однозначный в изобразительных искусствах (закрытость, неясность), приобретает неоднозначность в искусствах экранных. В статье на примере наиболее публично обсуждаемых художественных фильмов Вернера Херцога показано, что он осмысляет через этот образ амбивалентность социальных процессов. Туман выступает физическим пространством и его метафизическим сокрытием, символизируя поиск и обретение смысла героями произведений. Туман позволяет уточнить понятия чести и достоинства человека, проводя границу между видимостью и сущностью, физикой и метафизикой, потусторонним и здешним миром. Херцог показывает кризис человеческой исключительности, контингентность события становится фундаментальным свойством бытия и познания; кинематограф превращается в механизм признания событий, формирующих человека и ставящих мораль под вопрос. Методологической основой статьи стали современные построения экологических теорий и акторно-сетевой теории. Туман у Херцога - топос внутриличностной катастрофы, способ проживания природного в себе, автокоммуникация, распространенная и на природу с ее формами субъектности. Кинематографические и литературные герои Херцога - Хироо Онода, Агирре, Фицкарральдо, Лесник - слышат зов бытия как зов природы, возвращаются в ее лоно и необратимо утрачивают представления о чести. В фильмах Херцога туман как явление природы становится метафорой агрессивности и трансгрессии. Связать различные семантические решения Херцога, связанные с туманом, позволяет метод топологической рефлексии, рассматривающий психическую жизнь героев как карту их маршрутов, а топос тумана как единственный доступный познанию их актуальный психологический статус.
Особенности драматургии фильма «Барби» проявляются в сочетании двух арок персонажей - одна, арка Барби, выполняет декоративную, отвлекающую внимание зрителя функцию, другая, арка Кена, играет роль несущей конструкции, поддерживающей связное целое всей архитектуры киноповествования. Внешне все элементы пути героини, указывающие на ее внутреннее путешествие и, как следствие, формирование идентичности, присутствуют, однако ее «Я» не перестраивается, на протяжении фильма Барби остается продуктом чужих проекций, тогда как персонаж второго плана, Кен, проходя необходимые этапы пути, включая «ошибочное прозрение» и «неверный план действий», достигает сепарации, осознания себя как отдельного, самостоятельного субъекта, преодолевшего состояние зависимости и слияния с объектом любви. Барби превращается в человека физически, но внутренне остается куклой, в то время как Кен, пройдя испытания, проживает психическое рождение и перед ним открывается перспектива становления.
Статья основывается на идеях А. Кирби, провозгласившего в 2000-е годы наступление цифромодернистской эпохи доминирования визуальных способов повествования, и концепции «вторичной устности» У. Онга. Утверждается, что развитие медиатехнологий и насыщение повседневности визуальным контентом способствует мифологизации политического процесса. Исследование акцентирует внимание на американских сериалах и фильмах, использующих стиль псевдодокументального кино и вызывающих у зрителей иллюзию достоверности и деполитизированного восприятия вымышленных событий. Анализ мифологизации политической реальности в американском кинематографе опирается на концепцию мономифа Дж. Кэмпбелла и структуралистскую парадигму, что позволяет выявлять устойчивые мифологемы репрезентации политического процесса в массовой культуре. Кинематограф рассматривается как инструмент создания мифов, поддерживающих и легитимизирующих американскую политическую идеологию. Несмотря на жанровую и стилистическую пестроту, американские политические фильмы и сериалы образуют целостную структуру, поддерживая основные мифологемы, закрепляющие демократические ценности и идеалы. Ключевым элементом американского политического мономифа является святость институтов и федерализма, а также героизация журналистов, чиновников, простых граждан, раскрывающих государственные секреты во имя справедливости. Порочность и коррупционность отдельных политиков является фоном для репрезентации таких процессов, как выборы и межпартийные компромиссы, а также продвижения тезиса о важности СМИ в контроле государственных органов власти. Делается вывод, что массовое распространение кинематографических образов политики в конце XX века расширило доступ к наблюдению за реализацией политического процесса, предоставляя зрителю мифологические конструкции упрощенного объяснения сложных политических взаимодействий.
Публикация интервью сотрудников ГИТРа с известным режиссером Алексеем Германом-младшим связана с выявлением критериев успеха в современном кинотворчестве. Эта проблема раскрывается через рассмотрение многих вопросов: отношение к новому, в том числе к неизбежной интенсификации технологизации; осмысление разных киножанров, прежде всего фантастики, как маркера новаторства на экране; искусственный интеллект в сравнении с творчеством живых художников; наследие кинематографического прошлого и место отечественного кино в мировом масштабе; финансирование киноиндустрии в России и США. Изучая художественную практику современной киноиндустрии в сравнении с более ранними этапами ее эволюции, авторы делают попытку сформировать прогностический взгляд на развитие кинематографа, прежде всего, отечественного.
Издательство
- Издательство
- ГИТР
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125284, г Москва, Хорошевский р-н, Хорошёвское шоссе, д 32А
- Юр. адрес
- 125284, г Москва, Хорошевский р-н, Хорошёвское шоссе, д 32А
- ФИО
- Литовчин Юрий Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@gitr.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 7876511
- Сайт
- https://gitr.ru/