Особенности драматургии фильма «Барби» проявляются в сочетании двух арок персонажей - одна, арка Барби, выполняет декоративную, отвлекающую внимание зрителя функцию, другая, арка Кена, играет роль несущей конструкции, поддерживающей связное целое всей архитектуры киноповествования. Внешне все элементы пути героини, указывающие на ее внутреннее путешествие и, как следствие, формирование идентичности, присутствуют, однако ее «Я» не перестраивается, на протяжении фильма Барби остается продуктом чужих проекций, тогда как персонаж второго плана, Кен, проходя необходимые этапы пути, включая «ошибочное прозрение» и «неверный план действий», достигает сепарации, осознания себя как отдельного, самостоятельного субъекта, преодолевшего состояние зависимости и слияния с объектом любви. Барби превращается в человека физически, но внутренне остается куклой, в то время как Кен, пройдя испытания, проживает психическое рождение и перед ним открывается перспектива становления.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Семантические единицы повествовательной структуры сказки, функции Проппа и мономиф Кэмпбелла стали для сценаристов важным ориентиром. Впоследствии Воглер, опираясь на Кэмпбелла, разработал пособие по сценарному мастерству, расширив его затем до полноценной книги (Воглер, 2017). В дальнейшем повествовательную составляющую структуры пути героя исследовали многие теоретики кинодраматургии, обращавшие внимание и на законы привлекательности сюжета для зрителя, на то, какое построение сюжета позволит удерживать внимание, и на психологическую достоверность истории (Vogler, 2017).
Список литературы
1. Воглер, К. (2017). Путешествие писателя: мифологические структуры в литературе и кино (М. Николенко, пер.). Москва: Альпина нон-фикшен.
2. Кэмпбелл, Д. (1997). Герой с тысячью лицами: миф, архетип, бессознательное (И. Старых, ред.). Киев: София.
3. Леви-Стросс, К. (1985). Структурная антропология (В.В. Иванов, ред.). Москва: Наука.
4. Макки, Р. (2008). История на миллион долларов (Е. Виноградова, пер.). Москва: Альпина нон-фикшн.
5. Митта, А.Н. (2008). Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому. Москва: АСТ: Зебра Е.
6. Пропп, В.Я. (1996). Исторические корни волшебной сказки. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ.
7. Труби, Д. (2016). Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария (Н. Мезин, & А. Шураева, пер.). Москва: Альпина нон-фикшн.
8. Уэйланд, К.М. (2020). Архитектура сюжета: как создать запоминающуюся историю (О. Корчевская, пер.). Москва: Альпина нон-фикшн.
9. Филд, С. (2016). Киносценарий: основы написания (А. Кононов, & Е. Кручина, пер.). Москва: Эксмо.
10. Хайл-Эверс, А., Хайгл, Ф., Отт, Ю., & Рюгер, У. (2000). Базисное руководство по психотерапии (Т. Беллендир, пер.). Санкт-Петербург: Вост.-Европ. ин-т психоанализа: Речь.
11. Эриксон, Э.Г. (1996). Идентичность: юность и кризис (А.В. Толстых, ред.). Москва: Прогресс.
12. Bordwell, D. (1985). Narration in the Fiction Film. Madison: University of Wisconsin Press.
13. de Castell, S., & Jenson, J. (2024). Up-Cycling Barbie: “bad feminism” for mixed-up times.International Conference on Gender Research, 7 (1), 116-124. DOI: 10.34190/icgr.7.1.2105 EDN: GQVEAJ
14. Gibson, S., Bridges, D., & Wulff, E. (2023). Is the Barbie movie a feminist triumph or flop? Three gender studies academics have their say. Women’s Agenda. Retrieved from https://womensagenda.com.au/latest/soapbox/is-the-barbie-movie-a-feminist-triumph-or-flop-three-gender-studies-academics-have-their-say.
15. Gibson, C. (2024). Theology Gone Pink: A Consideration of Greta Gerwig’s Barbie. Religion and the Arts, 28 (3), 351-356. DOI: 10.1163/15685292-02803005 EDN: GJXDQD
16. Houghton, R., Murray, C.R.G., & O’Donoghue, A. (2024). Kenstituent power: an exploration of feminist constitutional change in Greta Gerwig’s Barbie. Feminist Theory. DOI: 10.2139/ssrn.4714697
17. Johansson, K. (2024, April 15). Greta Gerwig’s Barbie: A Study of How Political Culture Wars Influence Reception in the Mainstream. GUPEA: Gothenburg University Publications Electronic Archive. Retrieved from https://hdl.handle.net/2077/80721.
18. La Porte, A., & Cavusoglu, L. (2023). Faux Feminism in a Capitalistic Fever Dream: A Review of Greta Gerwig’s Barbie. Markets, Globalization & Development Review, 8 (2), Article 6. Retrieved from https://digitalcommons.uri.edu/mgdr/vol8/iss2/6.
19. Lubis, A.P., A.P. Eryani, & S. Solin (2024). Exploring masculinities in Barbie (2023) directed by Greta Gerwig. Lililacs Journal: English Literature, Language, and Cultural Studies Journal. 4 (1), 30-45. DOI: 10.21009/lililacs.041.04
20. Myisha, N., Sabila, D., Maharani, A.B., Ramadhan, A.H., & Kamalia, M.F.J. (2023). Decoding the Perpetuation of Patriarchal Culture in the Barbie Movie. Cultural Narratives, 1 (2), 71-82. DOI: 10.59066/cn.v1i2.617 EDN: QIBZPA
21. Neis, S.W. (2024). Greta Gerwig and the chick flick revival. Undergraduate Honors Thesis Collection, 721. Retrieved from https://digitalcommons.butler.edu/ugtheses/721.
22. Pratiwi, K.I., & Angela, D. (2024). Perempuan dan politik: analisis kesetaraan gender dalam tayangan lm “Barbie” tahun 2023 dalam eprspektif feminism. Ganaya: jurnal Ilmu sosial dan humaniora, 7 (3), 249-262. DOI: 10.37329/ganaya.v7i3.3394
23. Shepherd, B.A. (2024). Barbie is as much about fashion as she is about culture and empowerment: feminism in barbie the movie and its postfeminist marketing. California State University, San Bernardino. № 5. https://scholarworks.lib.csusb.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3061&context=etd.
24. Terry, P.E. (2024). Ken the movie: allyship and when KENough is not enough. American Journal of Health Promotion, 38 (1), 8-11. DOI: 10.1177/08901171231210075 EDN: OYILXA
25. Temel, A. (2024). To be a Barbie is to perform: gender performativity and compulsory heterosexuality in Greta Gerwig’s Barbie. M/C Journal, 27 (3). DOI: 10.5204/mcj.3055 EDN: JWJINC
26. White, B.D. (2024). “Kenough”: What Greta Gerwig’s Barbie lm has to teach us about social and distributive justice related to masculinity and positive masculine qualities. Themis: Research Journal of Justice Studies and Forensic Science, 12 (1), 12-24, Article 12. Retrieved from https://scholarworks.sjsu.edu/themis/vol12/iss1/12.
27. Yakalı, D. (2024). “He is just Ken”: deconstructing hegemonic masculinity in Barbie (2023 Movie). Frontiers in Sociology, 9, 1320774. DOI: 10.3389/fsoc.2024.1320774 EDN: GCYTYI
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена теме содержательного наполнения музыкальных радиопрограмм. С декабря 2023 года радио «Sonora» (Джакарта) транслирует цикл «Вечер классики» (оригинальное название программы - «Classic Nite Berkolaborasi dengan Radio Orpheus Rusia»). Звуковой и текстовый контент для его создания предоставляет радио «Орфей» (Москва). Работа над новым для Индонезии форматом была задумана как экспериментальная творческая площадка. Одновременно в ходе решения практических задач выкристаллизовалась теоретическая проблематика. Сложности, возникшие в ходе верификации сценарной части программы, определили ракурс настоящего исследования. Сегодня интерес теоретиков медиа сосредоточен на стиле подачи эфирного материала. Степень достоверности использованной информации остается за рамками обсуждения. Между тем, изучение текстового контента, сопровождающего плейлисты радиостанций, позволяет выявить проблемы, характерные для музыкального сообщества в целом. В их числе - противоречие между относительной доступностью русского академического репертуара на мировом рынке звукозаписи и дефицитом серьезных публикаций, посвященных истории создания этих сочинений, в пространстве англоязычного Интернета. Сравнение материалов, размещенных на сайтах зарубежных радиостанций, симфонических оркестров, концертных объединений, демонстрирует разночтения в транслитерации русских имен и отсутствие общепринятых стандартов при переводе названий музыкальных сочинений. Ряд ошибок можно трактовать как искажение исторических фактов. Обозначенную проблему можно было бы устранить за счет развития отечественных ресурсов. Однако российские учреждения культуры редко включают в англоязычные версии своих сайтов раздел «Библиотека персон». Перспективной здесь альтернативой являются неформальные организации, объединяющие энтузиастов - музыковедов и переводчиков, в сферу интересов которых входит русская музыка. Их деятельность не только укрепляет международное научное сотрудничество, но помогает в решении прикладных задач по расширению аудитории музыкального искусства.
Роль родителей в использования детьми цифровых устройств достаточно хорошо изучена в дошкольном и подростковом возрастах, тогда как данных о младших школьниках существенно меньше. При этом младший школьный возраст характеризуется особой ситуацией, когда использование детьми цифровых устройств уже не так сильно контролируется родителями, но первоклассники еще не обладают достаточными знаниями и умениями для того, чтобы справляться с многочисленными цифровыми рисками. Это обусловливает цель данной статьи, которая посвящена изучению особенностей медиации цифровой активности младших школьников. В исследовании приняли участие 200 детей в возрасте от 7.2 до 8.3 лет, посещавшие первые классы общеобразовательных школ г. Москвы и г. Якутска. Для изучения особенностей использования цифровых устройств первоклассниками с детьми было проведено полуструктурированное интервью, содержавшее вопросы о медиации просмотра видеоконтента и цифровых игр первоклассниками. В результате проведенного исследования удалось выявить большую роль не только родителей, но и сверстников (друзей и сиблингов) в медиации цифровой активности первоклассников. При возросшей самостоятельности первоклассников при использовании цифровых устройств их компетентность остается на невысоком уровне. Анализ половых различий показал, что девочки при использовании цифровых устройств проявляют меньше самостоятельности и больше ориентируются на помощь и сопровождение со стороны семьи (родителей и сиблингов), а мальчики проявляют большую самостоятельность и больше ориентируются на друзей.
Туман как символ, однозначный в изобразительных искусствах (закрытость, неясность), приобретает неоднозначность в искусствах экранных. В статье на примере наиболее публично обсуждаемых художественных фильмов Вернера Херцога показано, что он осмысляет через этот образ амбивалентность социальных процессов. Туман выступает физическим пространством и его метафизическим сокрытием, символизируя поиск и обретение смысла героями произведений. Туман позволяет уточнить понятия чести и достоинства человека, проводя границу между видимостью и сущностью, физикой и метафизикой, потусторонним и здешним миром. Херцог показывает кризис человеческой исключительности, контингентность события становится фундаментальным свойством бытия и познания; кинематограф превращается в механизм признания событий, формирующих человека и ставящих мораль под вопрос. Методологической основой статьи стали современные построения экологических теорий и акторно-сетевой теории. Туман у Херцога - топос внутриличностной катастрофы, способ проживания природного в себе, автокоммуникация, распространенная и на природу с ее формами субъектности. Кинематографические и литературные герои Херцога - Хироо Онода, Агирре, Фицкарральдо, Лесник - слышат зов бытия как зов природы, возвращаются в ее лоно и необратимо утрачивают представления о чести. В фильмах Херцога туман как явление природы становится метафорой агрессивности и трансгрессии. Связать различные семантические решения Херцога, связанные с туманом, позволяет метод топологической рефлексии, рассматривающий психическую жизнь героев как карту их маршрутов, а топос тумана как единственный доступный познанию их актуальный психологический статус.
Статья основывается на идеях А. Кирби, провозгласившего в 2000-е годы наступление цифромодернистской эпохи доминирования визуальных способов повествования, и концепции «вторичной устности» У. Онга. Утверждается, что развитие медиатехнологий и насыщение повседневности визуальным контентом способствует мифологизации политического процесса. Исследование акцентирует внимание на американских сериалах и фильмах, использующих стиль псевдодокументального кино и вызывающих у зрителей иллюзию достоверности и деполитизированного восприятия вымышленных событий. Анализ мифологизации политической реальности в американском кинематографе опирается на концепцию мономифа Дж. Кэмпбелла и структуралистскую парадигму, что позволяет выявлять устойчивые мифологемы репрезентации политического процесса в массовой культуре. Кинематограф рассматривается как инструмент создания мифов, поддерживающих и легитимизирующих американскую политическую идеологию. Несмотря на жанровую и стилистическую пестроту, американские политические фильмы и сериалы образуют целостную структуру, поддерживая основные мифологемы, закрепляющие демократические ценности и идеалы. Ключевым элементом американского политического мономифа является святость институтов и федерализма, а также героизация журналистов, чиновников, простых граждан, раскрывающих государственные секреты во имя справедливости. Порочность и коррупционность отдельных политиков является фоном для репрезентации таких процессов, как выборы и межпартийные компромиссы, а также продвижения тезиса о важности СМИ в контроле государственных органов власти. Делается вывод, что массовое распространение кинематографических образов политики в конце XX века расширило доступ к наблюдению за реализацией политического процесса, предоставляя зрителю мифологические конструкции упрощенного объяснения сложных политических взаимодействий.
Публикация интервью сотрудников ГИТРа с известным режиссером Алексеем Германом-младшим связана с выявлением критериев успеха в современном кинотворчестве. Эта проблема раскрывается через рассмотрение многих вопросов: отношение к новому, в том числе к неизбежной интенсификации технологизации; осмысление разных киножанров, прежде всего фантастики, как маркера новаторства на экране; искусственный интеллект в сравнении с творчеством живых художников; наследие кинематографического прошлого и место отечественного кино в мировом масштабе; финансирование киноиндустрии в России и США. Изучая художественную практику современной киноиндустрии в сравнении с более ранними этапами ее эволюции, авторы делают попытку сформировать прогностический взгляд на развитие кинематографа, прежде всего, отечественного.
Издательство
- Издательство
- ГИТР
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125284, г Москва, Хорошевский р-н, Хорошёвское шоссе, д 32А
- Юр. адрес
- 125284, г Москва, Хорошевский р-н, Хорошёвское шоссе, д 32А
- ФИО
- Литовчин Юрий Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@gitr.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 7876511
- Сайт
- https://gitr.ru/