Статья посвящена анализу проблемы «сетевого протеста» — организации и управления массовым политическим протестом через социальные сети, на котором базировались все цветные революции и близкие к ним попытки массового политического протеста. После массовых политических протестов в России 2017–2021 гг. и Белоруссии 2020–2021 гг. можно заключить, что были найдены пути борьбы с т. н. «сетевым протестом», и эти инструменты лежат в регулировании медиакоммуникаций, которые сегодня заключаются в законодательном регулировании, использовании конвергентности традиционных СМИ и работы с новыми медиа в синхронизации информации и выстраивании единой информационной повестки. Законодательное регулирование и монополизация СМИ во многом решили проблемы властей путем закрытия доступа к неактуальной информации и синхронизации определенной информационной повестки. С точки зрения контроля за медиакоммуникациями работают две главные составляющие: запреты и развитие прогосударственных каналов. В российском и белорусском примерах потерпела фиаско концепция «сетевого протеста» против традиционных СМИ. Во-первых, традиционные СМИ, особенно телевидение, остаются главным производителем контента, потребляемого основной долей пользователей через сетевые ресурсы. Во-вторых, власть начала работу по информационному доминированию и в социальных сетях, что позволяет максимально синхронизировать информационные потоки и выстраивать единую повестку дня.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Филология
Начиная с испанского социолога Мануэля Кастельса в оценке медиакоммуникаций массового политического протеста для событий т. н. «арабской весны» и всех представителей т. н. «цветных революций» после 2011 г. постоянно проводится противопоставление телевидения и социальных сетей, где социальные сети одерживают победу [Castels, 2015. P. 244]. Этот «сетевой протест» стал выдвигаться как универсальная технология противостояния власти.
Список литературы
1. Артамонова И.М., Гречук В.В. Стратегии и тактики противодействия цветным революциям в реалиях новых медиа // Культура в фокусе научных парадигм. 2021. № 12-13. С. 299-304.
2. Быков И.А. Медиатизация политики в эпоху социальных медиа // Журнал политических исследований. 2017. Т. 1. № 4. С. 15-38.
3. Быков И.А. Сетевая политическая коммуникация в условиях трансформации общества. Санкт-Петербург, 2016.
4. Володенков С.В., Федорченко С.Н. Цифровизация современного пространства общественно-политических коммуникаций: Научные концепции, модели и сценарии // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 60. С. 175-193.
5. Кастельс М. Власть коммуникации /пер. с англ. Н. М. Тылевич; пер. с англ. предисл. к изд. 2013 г. А.А. Архиповой; под науч. ред. А.И. Черных. 3-е изд. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
6. Коломиец В.П. Концептуализация медиакоммуникации // Медиаскоп. 2019. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2575 (дата обращения: 11.02.2024).
7. Лукашенко: уголовные материалы. URL: https://www.youtube.com/watch?v=6IL6rMikkJg (дата обращения: 1.06.2024).
8. Ляховенко О.И. Телеграм-каналы в системе экспертной и политической коммуникации в современной России // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2022. № l. C. 114-144.
9. Парма Р.В., Давыдова М.А., Сушкевич М.А., Копытина Е.А. Социальные и политические акторы массовых политических протестов в Российской Федерации и Республике Беларусь 2020-2021 гг. // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 4. С. 69-78. EDN: LGOKTU
10. Пономарева Е.Г. Протестное движение в Белоруссии: эволюция, технологии, символы // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2021b. № 3. С. 12-29.
11. Пономарева Е.Г. Протестное движение в Белоруссии: эволюция, технологии, символы // Обозреватель. 2021a. № 2 (373). С. 5-28.
12. Тоффлер Э. Третья волна / Пер. с англ. М.: ACT, 2009.
13. Чумиков А.Н. Медиа как инструмент захвата и удержания власти: ленинская теория и современность // Российская пиарология: тренды и драйверы. Сборник научных трудов в честь профессора В.А. Ачкасовой. Выпуск 11 / под редакцией А.Д. Кривоносова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2021. С. 87-96.
14. Шульц Э.Э. Медийные принципы формирования повестки дня в современной России // Коммуникационный вектор - 2024. Материалы симпозиума: сборник статей / под ред. А.Н. Чумикова, Э.Э. Шульца. М.: Блок-Принт, 2024. С. 241-251.
15. Шульц Э.Э. Протест в России 2017-2021: технологии и закономерности // Вестник Российского государственного университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2021. Т. 8, № 3. С. 312-328.
16. Шульц Э.Э. Технологии бунта. (Технологии управления радикальными формами социального протеста в политическом контексте). М.: ПФОП, 2014.
17. Barclay D.A. Fake News, Propaganda, and Plain Old Lies. How to Find Trustworthy Information in the Digital Age. The Rowman & Littlefield Publishing Group, Inc., 2018.
18. Bennett W.L., Segerberg A. The Logic of Connective Action. Digital Media and the Personalization of Contentious Politics. Cambridge University Press, 2013.
19. Bykov I.A., Medvedeva M.V., Hradziushka, A.A. Anonymous Communication Strategy in Telegram: Toward Comparative Analysis of Russia and Belarus // 2021 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS). St. Petersburg, Russia, 2021. P. 14-17.
20. Carty V. Social movements and new technology. Routledge, 2018.
21. Castels M. Networks of Outrage and Hope. Social Movements in the Internet Age. Second Edition. Polity Press, 2015.
22. Grazulis A., Rogers R. “Ridiculous and Untrue - FAKE NEWS!”: The Impact of Labeling Fake News // Handbook of Research on Deception, Fake News, and Misinformation Online / Ed. by Innocent E. Chiluwa, Sergei A. Samoilenko. IGI Global, 2019. P. 138-151.
23. Guadagno R.E., Guttieri K. Fake News and Information Warfare: An Examination of the Political and Psychological Processes from the Digital Sphere to the Real World // Handbook of Research on Deception, Fake News, and Misinformation Online / Ed. by Innocent E. Chiluwa, Sergei A. Samoilenko. IGI Global, 2019. P. 167-191.
24. Sylvia J.J., Moody K. False Information Narratives: The IRA’s 2016 Presidential Election Facebook Campaign // Handbook of Research on Deception, Fake News, and Misinformation Online / Ed. by Innocent E. Chiluwa, Sergei A. Samoilenko. IGI Global, 2019. P. 326-348.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья исследует современные интерактивные методы работы с читателями в цифровой среде, включая искусственный интеллект, виртуальную и дополненную реальность, геймификацию, мультимедийные форматы и пользовательский контент. Рассматриваются механизмы применения нейросетей для автоматизации рутинных задач, создания персонализированного контента и генерации мультимедийных материалов. Оцениваются возможности использования виртуальной и дополненной реальности для создания иммерсивного опыта, примеры которых представлены в кейсах «Газпром-медиа». Геймификация рассматривается как способ повышения вовлеченности через игровые механики, применяемые в тестах, квизах и симуляторах. Интеграция видео и аудиоформатов оценивается как обязательный компонент современного медиа потребления, обеспечивающий кроссплатформенность и гибкость подачи контента. Анализируется роль пользовательского контента как способа укрепления лояльности и повышения доверия аудитории, а также возникающие риски, связанные с модерацией и качеством материалов. Исследование подчеркивает влияние цифровых технологий на журналистскую профессию, определяя новые роли и компетенции. Формулируется вывод о необходимости ответственного применения интерактивных методов, обеспечивающего эффективное взаимодействие с аудиторией и соответствующего вызовам цифровой эпохи.
Интеграция искусственного интеллекта (ИИ) в процессы создания медиаконтента представляет собой один из наиболее значимых трендов современной медиаиндустрии. Однако этот процесс сопровождается рядом серьезных проблем, которые требуют внимательного анализа и решения. Основная проблема заключается в том, что, несмотря на очевидные преимущества ИИ, такие как снижение затрат, ускорение производства контента и его персонализация, внедрение этих технологий ставит перед медиакомпаниями сложные этические, социальные и технологические вызовы. Во-первых, возникает вопрос ответственности за контент, созданный алгоритмами. ИИ способен генерировать тексты, изображения и видео, которые могут быть недостоверными или даже манипулятивными. Это ставит под угрозу доверие аудитории к медиа, особенно в условиях распространения фейковых новостей и дипфейков. Во-вторых, автоматизация процессов приводит к сокращению рабочих мест, что вызывает социальную напряженность и требует переквалификации сотрудников. В-третьих, зависимость от технологий делает медиакомпании уязвимыми перед сбоями, кибератаками и алгоритмической предвзятостью, что может негативно сказаться на объективности и качестве контента. Таким образом, ключевая проблема заключается в поиске баланса между технологическими возможностями ИИ и сохранением человеческого фактора, а также в управлении рисками, связанными с этическими, социальными и технологическими аспектами использования ИИ в медиаиндустрии.
Статья представляет собой анализ растущей роли Telegram-каналов как инструмента формирования повестки дня в современных медиа-экосистемах, с особым акцентом на Россию. В исследовании акцентируется внимание на значительных изменениях в паттернах медиапотребления, выделяя Telegram как платформу, способную обходить традиционные медиа-фильтры, предоставляя возможность прямого и неотфильтрованного распространения новостей и общественных мнений. В работе рассматриваются политические, технологические и регуляторные контексты, которые способствовали расцвету Telegram, ставшего доминирующим источником информации в условиях ограничений иностранных платформ. Особое внимание уделяется способности Telegram предоставлять немедленный доступ к информации, что стало особенно важным в условиях, когда традиционные средства массовой информации сталкиваются с нарастающими ограничениями. В рамках исследования отмечается, что структура Telegram, построенная на децентрализованной сети каналов, кардинально изменяет медиапейзаж, предоставляя как профессиональным журналистам, так и обычным пользователям возможность быть не только создателями контента, но и установщиками повестки дня. Сравнив Telegram-каналы с другими цифровыми медиа, автор исследует их эффективность в воздействии на общественное восприятие, особенно в контексте формирования альтернативных политических нарративов, которые могут быть исключены из основного информационного поля. В заключение автор утверждает, что Telegram-каналы существенно трансформировали механизмы распространения информации, став важным инструментом в развитии общественного дискурса и политического принятия решений в цифровую эпоху.
В статье рассматривается трансформация цифрового медиапотребления в России в период с 2022 по 2025 гг. Автор анализирует перераспределение отечественных пользователей между различными медиаресурсами, вызванное влиянием геополитических и технологических факторов. Особое внимание уделяется статистическим данным, подтверждающим сокращение охватов зарубежных платформ YouTube и Instagram и рост популярности Telegram и «ВКонтакте» среди населения России. Отмечается, что часть россиян использует запрещенные законодательством средства обхода блокировок для доступа к ресурсам с ограниченным доступом. Однако, динамика медиапотребления за последние три года указывает на планомерное сокращение количества и активности таких пользователей. Вместе с тем наблюдается стабильный рост охватов отечественных и дружественных ресурсов («ВКонтакте» и Telegram), ставших, по мнению автора, одними из главных бенефициаров недоступности и ограничений сервисов зарубежных конкурентов. Подчеркивается, что Telegram, трансформирующийся из мессенджера в полноценное социальное медиа с возможностью распространения и потребления медиаконтента, демонстрирует феноменальные показатели по динамике роста популярности в России. В результате Telegram становится одним из главных источников получения оперативной информации для российского общества благодаря функции ведения публичных каналов. В свою очередь, социальная сеть «ВКонтакте» и её видеосервис VK Видео также развиваются, наращивая охваты и формируя сервис, способный составить конкуренцию зарубежным видеохостингами на отечественном медиарынке. Также отмечаются и законодательные изменения, направленные на деанонимизацию блогеров и лидеров мнений, набирающих аудиторию в стремительно популяризовавшихся цифровых медиаресурсах. Это свидетельствует о попытках государства адаптироваться к новым тенденциям медиапотребления. Автор приходит к выводу, что способность отечественных и дружественных площадок оперативно реагировать на внешние вызовы закладывает основу для дальнейшего роста их влияния в медиасреде.
Статья посвящена исследованию роли медиакоммуникационных инструментов в формировании бренда и их значимости в условиях современных коммуникаций. В статье рассматриваются основные медиакоммуникационные инструменты, такие как пресс-релизы, авторские колонки, комментарийные программы и пресс-мероприятия, а также их влияние на создание доверия, укрепление репутации и формирование позитивного имиджа бренда. Методологическую основу статьи составил анализ основных параметров эффективности медиаприсутствия бренда OBI в рамках равных временных периодов, проведенный с помощью аналитической системы «Медиалогия», на основе критериев, разработанных отраслевыми профессиональными ассоциациями. В статье анализируются особенности адаптации брендов к изменяющимся условиям медиаиндустрии, а также сохраняющиеся традиционные черты медиакоммуникационных инструментов в условиях увеличения каналов коммуникации. Особое внимание уделено выбору и применению инструментов для повышения конкурентоспособности брендов. Медиакоммуникационные инструменты играют ключевую роль не только в распространении информации, но и в формировании доверия и лояльности аудитории. Несмотря на развитие новых каналов коммуникации, традиционные методы остаются актуальными и важными для создания уникального образа бренда и его успешного позиционирования на рынке. Исследование имеет практическую значимость для компаний, стремящихся укрепить свои позиции на рынке в условиях современного информационного общества.
В статье исследуется эволюция теории гейткипинга под влиянием развития социальных медиа и как, следствие этого, трансформация функционала процесса гейткипинга, обусловленная рядом факторов: утратой влияния традиционных СМИ, появлением особой категории супергейткиперов-операторов социальных сетей, внедрением алгоритмического гейткипинга в процесс фильтрации информационного потока. Автор рассматривает предпосылки формирования такого нового явления в коммуникационном взаимодействии, как «гейткипинг аудитории», который понимается как процесс, в ходе которого аудитория социальных сетей на основе собственных критериев значимости новостей способствует их дальнейшему распространению. На примере России показано, как государство защищает свои интересы в информационном пространстве путем формирования особых групп гейткиперов. В разных исторических условиях это могут быть разные представители общества, обладающие авторитетом среди электората, но в рассматриваемом временном периоде эту роль эффективно играют военные корреспонденты, которые проводят отбор и распространение информации через свои политические публичные Telegram-каналы в координации с государственными структурами для формирования благоприятного для политической системы страны общественного мнения. Автор обращает внимание на то, что в условиях перманентной сетевой войны в глобальном информационном пространстве до настоящего времени методы и средства ведения сетевой войны не регламентированы ни национальными правовыми актами, ни международными соглашениями.
Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на медиасферу: искусственный интеллект, большие данные, виртуальная реальность и другие цифровые технологии становятся неотъемлемой частью современного медиапроизводства. Они меняют методы работы и, соответственно, образовательные требования к будущим медиаспециалистам. Цель данного исследования — оценить уровень цифровой компетентности будущих медиаспециалистов в области ключевых цифровых технологий, а также проанализировать перспективы её формирования и совершенствования в контексте деятельности высшего учебного заведения. По данным социологического опроса современные студенты (представители поколения Z) активно используют информационно-коммуникационные технологии, однако знания многих будущих медиаспециалистов о ключевых цифровых технологиях, таких как искусственный интеллект и большие данные, остаются поверхностными. А это увеличивает риск профессиональной непригодности. Исследование показывает, что роль вузов в освоении этих технологий минимальна: 4/5 студентов учатся самостоятельно, иногда обращаясь к помощи видеоуроков и своих сверстников, что свидетельствует о разрыве между формальным образованием и требованиями цифровой эпохи. Это позволяет сделать вывод, что система высшего образования нуждается в пересмотре основ своей деятельности: необходимо сосредоточиться на развитии навыков управления цифровыми технологиями и их этичного применения, обновить образовательные стандарты и дидактические подходы, а также привлечь преподавателей, готовых интегрировать новаторские и традиционные методы обучения.
Цель данной статьи – определить согласованность теории и практики изучения электронной коммерции на основе анализа существующих подходов к определению данного понятия и результатов имеющихся эмпирических исследований. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях цифровизации экономики электронная коммерция становится всё более значимой сферой деятельности. Изучение содержания понятия «электронная коммерция» и анализ соответствия теоретических разработок практике ее исследования имеют важное значение для дальнейшего научного поиска, верификации особенностей электронной коммерции, эмпирического анализа ее функционирования. В первой части статьи рассматривается содержание понятия «электронная коммерция», выделяются два подхода к его трактовке. На основе анализа теоретических разработок отечественных авторов и сложившейся практики исследования рынка электронной коммерции в России, автором проведен сравнительный анализ соответствия теории и практики изучения феномена электронной коммерции. Вторая часть статьи посвящена характеристике отечественного рынка электронной коммерции. Автором выявлены и описаны факторы, оказывающие существенное воздействие на его функционирование, а также тенденции, определяющие дальнейшее развитие. Полученные результаты позволили описать перспективные векторы дальнейшего научного поиска в теории и практике исследования электронной коммерции. Результаты, представленные в статье, могут быть полезны для специалистов в области электронной коммерции, исследователей, студентов и всех, кто интересуется данной темой. Они позволяют лучше понять сущность электронной коммерции как явления, оценить перспективы её развития и выявить проблемы, требующие дальнейших разработок.
В статье рассматриваются способы формирования нового образа китайской деревни в сознании жителей Китая через материалы в СМИ. Перечисляются постановления властей КНР, в которых содержатся директивы для национальных и региональных медиаплощадок по продвижению модернизированного имиджа сельской местности. Целью исследования является определение основных нарративов в медиа Китая, связанных с малыми поселениями, а также анализ способов повествования о разных аспектах жизни в деревнях республики на местных ТВ и радио, в блогах, сериалах, фильмах, на видеохостингах, а также в печатных изданиях. Авторами отмечается резкий рост материалов по данной проблематике в китайских медиа в последнее десятилетие. Выявляется скачок интереса к данной теме среди широких слоёв населения. Отмечается взаимосвязь между реализуемой в СМИ стратегией по продвижению нового образа китайской деревни и сменой восприятия сельской действительности в сознании современной аудитории. Приводятся успешные примеры генерации и распространения контента о деревнях КНР и связанных с ними явлений в медиа. По итогам проведенного исследования перечисляются изменения, детерминированные программой по модернизации жизни в сельских районах и освещаемой в СМИ: рост экономического благосостояния граждан, привлечение туристов в сельские районы, трансформация восприятия фермерства в глазах городского населения и др.
Издательство
- Издательство
- ПАЛАМА ПАБЛИШИНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127018, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный Округ Марьина Роща, ул Складочная, д. 6 к. 2, оф. 20
- Юр. адрес
- 127018, г Москва, р-н Марьина роща, ул Складочная, д 6 к 2, кв 20
- ФИО
- Паламаренко Евгений Викторович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______