Цифровые и информационные технологии определяют изменения традиционных моделей бизнеса. В зависимости от уровня погружения в цифровую среду они трансформируются в другие форматы: от офлайн-бизнеса с «цифровой тенью» до создания платформ и метавселенных на их основе. Статья посвящена изучению экономических и целевых эффектов, возникающих при переходе традиционного университета в сетевую бизнес-модель образовательной метавселенной. Методологическим базисом послужили концепция сетевой экономики и теория бизнес-моделей; в работе использованы общенаучные методы исследования. Уточнены содержательные изменения бизнес-модели университета, выделены ключевые отличия образовательной метавселенной. Экономическая эффективность метавселенной достигается за счет реализации сетевых благ, что, в свою очередь, трансформирует возможности для достижения его миссии – целевой эффективности
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Информатика
В настоящее время в организациях наблюдается масштабная трансформация системы управления, связанная с двумя обстоятельствами.
Во-первых, возникновение новой когорты работников – «работников знания» (knowledge workers), в связи с чем роль человека в достижении конкурентных преимуществ организации существенно возросла. Приходит осознание, что наиболее действенным инструментом развития человеческих ресурсов становится опора на метакомпетенции [1], в частности, стратегическую дальновидность (форсайт), гибкость и организационную амбидекстрию1 как способность одновременно создавать инкрементальные и радикальные инновации
Список литературы
1. Razzak M.R., Al-Riyami S., Palalic R. Organizational meta capabilities in the digital transformation era // Foresight and STI Governance. 2022. Vol. 16, iss. 4. Р. 24-31. DOI: 10.17323/2500-2597.2022.4.24.31 EDN: NKMNSS
2. Sima V., Gheorghe I.G., Subic J., Nancu D. Influence of the Industry 4.0 revolution on the human capital development and consumer behavior: a systematic review // Sustainability. 2020. Vol. 12, iss. 10. Р. 2-28. DOI: 10.3390/su12104035 EDN: JPDSOW
3. Koroleva D., Khavenson T., Tomasova D. Genesis and predictive ability of ecosystem approach in education // Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17, iss. 4. P. 93-109. DOI: 10.17323/2500-2597.2023.4.93.109 EDN: YWPQFE
4. Katalevsky D., Kosmodemianskaya N., Arutynyan A., Fortin C. University 3.0: a portfolio approach to the technology R&D management // Foresight and STI Governance. Vol. 16, iss. 2. Р. 15-30. DOI: 10.17323/2500-2597.2022.2.15.30 EDN: NIUSLL
5. Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней: аналитический доклад / Н.Б. Шугаль, Н.В. Бондаренко, Т.А. Варламова и др. М.: ВШЭ, 2023. 164 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2745-0 ISBN: 978-5-7598-2745-0 EDN: YHJTEY
6. Орехова С.В. Сетевая экономика. Екатеринбург: УрГЭУ, 2022. 166 с. ISBN: 978-5-9656-0326-8 EDN: NVQZJQ
7. Коваленко А.И. Проблематика исследований многосторонних платформ // Современная конкуренция. 2016. Т. 10, № 3(57). С. 64-90. EDN: WMIXBN
8. Шаститко А.Е., Паршина Е.Н. Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спецификация предметной области // Современная конкуренция. 2016. Т. 10, № 1(55). С. 5-18. EDN: WCEAJH
9. Орехова С.В., Плахин А.Е. Метавселенные: переход к новой бизнес-модели или образ будущего? // Управленец. 2023. Т. 14, № 2. С. 35-46. DOI: 10.29141/2218-5003-2023-14-2-3 EDN: UDQNRA
10. Papagiannidis S., Bourlakis M.A. Staging the New Retail Drama: at a metaverse near you! // Journal of virtual worlds research. 2010. № 2.5. P. 425-446. DOI: 10.4101/jvwr.v2i5.808
11. Hwang G.-J., Chien S.-Y. Definition, roles, and potential research issues of the metaverse in education: an artificial intelligence perspective // Computers and education: artificial intelligence. 2022. № 3. Art. 100082. DOI: 10.1016/j.caeai.2022.100082 EDN: UZLTKG
12. Kye B., Han N., Kim E. et al. Educational applications of metaverse: possibilities and limitations // Journal of educational evaluation for health professions. 2021. Vol. 18. Art. 32. DOI: 10.3352/jeehp.2021.18.32 EDN: DMUSHE
13. Орехова С.В., Никитина О.М. Метавселенная как новая бизнес-модель университета // Уфимский гуманитарный научный форум. 2023. № 2(14). С. 68-75. DOI: 10.47309/2713-2358-2023-2-68-75 EDN: XKDHKD
14. Cai Y., Etzkowitz H. Theorising the triple helix model: past, present, and future // Triple Helix. 2020. Vol. 7, iss. 2-3. Р. 189-226. DOI: 10.1163/21971927-bja10003 EDN: EGIKWI
15. Leydesdorff L. The triple helix, quadruple helix, …, and an N-tuple of helices: explanatory models for analysing the knowledge-based economy? // Journal of the knowledge economy. 2012. Vol. 3, iss. 1. Р. 25-35. DOI: 10.1007/s13132-011-0049-4 EDN: XLDCNU
16. Slaughter S., Leslie L.L. Academic capitalism: politics, policies, and the entrepreneurial university. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1997. 276 p. ISBN: 0-8018-5549-7
17. Vick T.E., Nagano M.S., Popadiuk S. Information culture and its influences in knowledge creation: evidence from university teams engaged in collaborative innovation projects // International journal of information management. 2015. Vol. 35, no. 3. Р. 292-298. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2015.01.010
18. Huang M.-H., Chen D.-Z. How can academic innovation performance in university-industry collaboration be improved? // Technological forecasting and social change. 2017. Vol. 123. Р. 210-215. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.03.024
19. Al-Jedaiah M. Knowledge management and e-learning effectiveness: empirical evidence from Jordanian higher education institutions // International journal of emerging technologies in learning. 2020. Vol. 15. no. 5. Р. 50-62. DOI: 10.3991/ijet.v15i05.11653 EDN: ERVAWB
20. Dneprovskaya N., Shevtsova I., Bayaskalanova T., Lutoev I. Knowledge management methods in online course development // Proceedings of the European Conference on e-Learning. Prague, 2016. Р. 159-165. EDN: YUYXGR
21. DeSanctis G., Poole M.S. Capturing the complexity in advanced technology use: adaptive structuration theory // Organization science. 1994. Vol. 5, iss. 2. P. 121-147. 10.1287/orsc. 5.2.121. DOI: 10.1287/orsc.5.2.121
22. Zhao S. Toward a taxonomy of copresence // Presence. 2003. Vol. 12, iss. 5, P. 445-455. DOI: 10.1162/105474603322761261
23. Etzkowitz H., Viale R. Polyvalent knowledge and the entrepreneurial university: a third academic revolution? // Critical sociology. 2010. Vol. 36, iss. 4. Р. 595-609. 10.1177/ 0896920510365921. DOI: 10.1177/0896920510365921
24. Duan H., Li J., Fan S. et al. Metaverse for social good: a university campus prototype // MM ‘21: ACM Multimedia Conference. New York: ACM, 2021. P. 153-161. 10.1145/ 3474085.3479238. DOI: 10.1145/3474085.3479238
25. López-Belmonte J., Pozo-Sánchez S., Lampropoulos G., Moreno-Guerrero A.-J. Design and validation of a questionnaire for the evaluation of educational experiences in the metaverse in Spanish students (METAEDU) // Heliyon. 2022. Vol. 8, iss. 11. Art. e11364. DOI: 10.1016/j.heliyon.2022.e11364 EDN: BLCHAH
26. Романова Г.В. Цифровизация высшего образования: новые тренды и опыт внедрения // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2020. № 4(52). С. 31-36. EDN: BXOGYB
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается инновационный подход к формированию и развитию математических способностей и экономической смекалки с помощью приложения Math Wonderland. На конкретных примерах демонстрируется, как геймификация и интерактивные методы помогают повышать мотивацию учеников и делать процесс применения математики более увлекательным и эффективным, показывают насколько тесными являются связи математики и экономики. Игра разработана авторами статьи с применением инструментов Blender и Unity. Эти современные средства и технологии дают возможность оживить все предлагаемые в игре задания на развитие логики, смекалки, памяти и пространственного мышления, а продуманная адаптивность и индивидуализация уровней сложности позволяют использовать игру детьми с разной степенью владения математическими навыками (целевой аудиторией являются дети возрастом от 5 лет). Результаты тестирования игры в школах подтверждают ее эффективность в обучении математике, развитии критического мышления и экономической грамотности
Актуальность рассматриваемой темы по разработке универсальных прикладных методов оценки эффективности и результативности промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) обусловлена ее высокой практической значимостью в контексте вызовов технологического развития, связанных с цифровизацией и информатизацией, а также особенностями современного этапа экономического развития России в условиях финансовых и технологических санкций со стороны западных государств. Цель статьи заключается в разработке основных положений методического подхода к оценке эффективности промышленной политики в ОПК на основе использования аппарата экономико-математического моделирования, предполагающего построение нейросетей на базе нечеткой логики. В ходе исследования авторами были решены следующие задачи: математически формализован объект анализа; разработан алгоритм определения эффективности промышленной политики в ОПК с использованием нейронных сетей; формализована модель оценки эффективности такой промышленной политики, основанная на нечетких множествах; предложена система показателей оценки промышленной политики в ОПК; определена последовательность действий при построении нечеткой модели оценки эффективности промышленной политики в ОПК средствами Fuzzy Logic на программной платформе MatLab
В статье рассматривается состояние инфляционных процессов в Узбекистане на протяжении пяти последних лет, прогнозирование на ближайшую перспективу, а также изменения механизма формирования ключевого показателя инфляции – индекса потребительских цен. Отмечается, что в настоящее время основной акцент при реформировании статистики цен смещен в сторону внедрения современных технологий и повышения качества исходных данных. Цель статьи – осветить последние изменения и достижения в области статистики потребительских цен и выделить ключевые направления дальнейшего реформирования данной сферы. При проведении исследования были использованы актуальные материалы Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан, методы сравнительного, системного анализа, а также современные методы работы с веб-сайтами. Определены основные векторы дальнейшего развития отрасли с целью совершенствования сферы статистики цен в Республике Узбекистан. Отмечена особая важность оценки инфляционных процессов в потребительском секторе, отражены последние достижения и перспективы развития статистики потребительских цен
Значительно резвившаяся под управлением крупных девелоперов сфера ЖКХ так же, как и любой другой бизнес, требует четкого планирования финансовых и ресурсов. Качественный прогноз, учитывающий не только ретроспективные данные об объемах продаж услуг, но и размеры коммунальных платежей, цены на услуги ЖКХ и т. п., позволяет эффективно планировать деятельность по управлению бизнесом. Данная статья посвящена проблеме прогнозирования поступлений денежных средств для управляющей компании. На основе анализа публикаций, посвященных вопросам прогнозирования и планирования доходов для управляющих компаний, выявлено, что перечень таких работ ограничен, что указывает на узкую направленность проблематики и ее определенную сложность. В статье предложен вариант алгоритма прогнозирования дохода управляющей компании, занимающейся комплексным обслуживанием в сфере ЖКХ и обеспечением условий проживания жителей многоквартирных домов, который основан на методе машинного обучения
Статья посвящена оценке структурной сложности программ. Описан алгоритм нахождения цикломатических маршрутов исполнений программы. К настоящему времени определены два направления получения оценок сложности программных модулей: структурное и статистическое. Оба направления связывают значение сложности программ с трудоемкостью их разработки. Структурная сложность программных модулей обусловлена числом взаимодействующих компонент, числом и сложностью связей между ними. Сложность поведения программы в большой степени зависит от совокупности маршрутов, по которым она исполняется. Метрика сложности, полученная с этих позиций, позволяет определить оценки затрат на проектирование программы в целом, а также идентифицировать модули, которые, вероятно, содержат больше всего ошибок, особенно логического характера
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/