В статье рассматривается процесс создания аудиовизуальных пособий по обучению работе с прикладным программным обеспечением в уголовно-исполнительной системе. Стремительное развитие информационных технологий требует от сотрудников уголовно-исполнительной системы постоянного повышения своего образовательного уровня и навыков владения информационными технологиями, что требует, в свою очередь, систематического повышения своей квалификации. Уверенное владение информационными технологиями способствует оптимизации деятельности уголовно-исполнительной системы, повышению законности и правопорядка в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний. Авторами на основе собственного многолетнего опыта обучения пользователей работе с программными средствами, применяемыми в уголовно-исполнительной системе, приведены основные критерии, применяемые в процессе разработки аудиовизуального пособия: разработка плана пособия, написание сценариев, запись и редактирование видеороликов и др. Отмечена актуальность темы создания аудиовизуальных пособий на основе изучения психофизиологических особенностей пользователей. Также описываются возможности применения современных технологий искусственного интеллекта и нейросетей при разработке образовательного контента, которые позволяют автоматизировать процесс написания сценариев, адаптировать текст под потребности пользователей, монтировать видеоматериалы, что позволит стать одним из рабочих инструментов преподавателя, экономя время и повышая качество образовательного контента.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Информатика
Цифровая трансформация уголовно-исполнительной системы проводится в рамках Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [14] и включает в себя не только автоматизацию всех сфер профессиональной деятельности, HO и уверенное владение работниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) цифровыми и информационными технологиями.
Список литературы
1. Антоновский А.В., Чуманов Ю.В. Современные перспективные тренды профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях цифровизации образования // Прикладная психология и педагогика. 2024. Том 9. № 4. С. 149-161. EDN: SBLTDT
2. Дащенко С.В., Буянов М.С. Влияние аудиовизуальных средств обучения на восприятие учебного материала // Молодежь. Образование. Наука. 2024. № 1 (19). С. 54-59. EDN: MCPXHE
3. Зарубина В.С. Обучение сотрудников как часть процесса внедрения и сопровождения прикладного программного обеспечения / Петербургские пенитенциарные конференции. Материалы конференций, Санкт-Петербург, 17-18 мая 2021 года. СПб: Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования “Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний”, 2021. Том IV. С. 114-122. EDN: PREOVI
4. Зарубина В.С. Опыт создания электронного мультимедийного пособия / Информационные технологии и математические методы в деятельности УИС и образовании. Материалы межвузовского круглого стола, Рязань, 19 июня 2015 года. Рязань: Академия ФСИН России, 2015. С. 38-41. EDN: WOENRT
5. Зарубина В.С. Отличительные особенности нового электронного пособия по использованию ПК АКУС ИК / В сб.: Вестник ФКУ НИИИТ ФСИН России. Тверь, 2018. С. 72-80. EDN: YYIEVF
6. Зарубина В.С., Горячева Н.В. Вебинар как эффективная форма дистанционного обучения: виды вебинаров, инструменты и этапы подготовки и проведения // Информационные технологии в УИС. 2022. № 1. С. 63-70. EDN: FFKIVM
7. Лунченкова Э.Б., Горячева Н.В. Аудиовизуальные пособия как элементы информационной образовательной среды уголовно-исполнительной системы // Информационные технологии в УИС. 2021. № 2. С. 79-85. EDN: TBYXFD
8. Лунченкова Э.Б., Горячева Н.В. Выбор программных продуктов для создания электронных образовательных ресурсов по обучению работе с программными средствами, применяемыми в УИС, на этапе перехода на отечественное офисное программное обеспечение // Информационные технологии в УИС. 2021. № 4. С. 85-93. EDN: UPZOGN
9. Лунченкова Э.Б., Горячева Н.В. Интерактивный курс как современная методика получения практических навыков сотрудниками УИС / Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 30-31 мая 2019 года. Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. Том 2. С. 139-143. EDN: KLPLIC
10. Марченкова Е.А. Опыт использования короткометражных аудиои видеоматериалов на занятиях с первого по третий курсы // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. № 8. С. 86-92. EDN: FNYAJK
11. Османова Х.С. Разнообразные виды визуализации и ее практическое применение в обучении // Педагогический вестник. 2023. № 31. С. 35-38.
12. Сергиевская И.Л. Визуальные средства в овладении иностранным языком / Наука. Информатизация. Технологии. Образование. Материалы XVII Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 10-13 марта 2024 года. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2024. С. 154-160. EDN: NXLCNM
13. Ступак В Г., Воронкова Л.В. Использование аудиовизуальных средств обучения в системе школьного образования // Современные проблемы предметной области “технология” и педагогического образования: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической онлайн-конференции, посвященной Году педагога и наставника, Орёл, 1-2 июня 2023 года. Орёл: ООО “Горизонт”, 2023. С. 85-89. EDN: RXJRHH
14. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы” / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.05.2017, “Собрание законодательства РФ”, 15.05.2017, № 20, ст. 2901.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье анализируются проблемы организации надзора за осужденными и лицами, заключенными под стражу, содержащимися в следственных изоляторах ФСИН России. Исследуются факторы, негативно влияющие на состояние надзора в учреждениях. Принимая во внимание, что качественный состав осужденных и лиц, заключенных под стражу, постоянно ухудшается, то, находясь под стражей, могут совершаться противоправные действия, при этом действующие системы видеоконтроля в полной мере не обеспечивают состояние безопасности в следственных изоляторах ФСИН России. Представляется перспективным и необходимым внедрение в организацию надзора в следственных изоляторах ФСИН России совместно с видеоаналитикой, аудиоаналитику, основанную на использовании систем искусственного интеллекта. Эта инновация будет способствовать повышению эффективности организации надзора за осужденными и лицами, заключенными под стражу в следственных изоляторах ФСИН России. Внедрение в систему надзора следственных изоляторов ФСИН России аудиоаналитики, оснащенной технологиями искусственного интеллекта, даст возможность обеспечить автоматизированную обработку фактически всей голосовой и аудиовизуальной информации, поступающей от микрофонных и телефонных технических средств. Современная технологичная аудиоаналитика обеспечит анализ и контроль речевого поведения осужденных и лиц, заключенных под стражу, перевод разговоров и анализ их содержания, а также возможность анализировать звуки, происходящие в камере и на их основе получать максимально полную информацию о латентных процессах. Внедрение современной аудиоаналитики может быть положено в основу создания отечественной системы кибернадзора за осужденными и лицами, заключенными под стражу, содержащимися в следственных изоляторах ФСИН России и существенным образом повысить состояние безопасности сотрудников, осужденных и лиц, заключенных под стражу и других граждан.
Статья посвящена основным принципам, применению и развитию асинхронного программирования на языке Python. Показано, что асинхронное программирование - это способ, позволяющий выполнять операции ввода-вывода и другие длительные процессы без блокировки основного потока выполнения программы. Описано, что указанный способ достигается за счет использования корутин, событийных циклов и других механизмов, позволяющих программе переключаться между разными задачами, что, в свою очередь, повышает эффективность использования ресурсов, снижает время ожидания и улучшает отзывчивость приложений, особенно в сценариях, связанных с большим количеством параллельных операций. В данной статье авторами подробно рассматриваются основные принципы асинхронного программирования на языке Python, его применение в различных сферах, включая взаимодействие с API, базами данных, возможности масштабируемости, а также перспективы развития данного подхода в будущем. Проведено сравнение асинхронного программирования с другими способами, такими, как синхронное программирование и многопоточность, показаны преимущества и недостатки каждого подхода. Приведены примеры ряда направлений разработки программных продуктов в ФСИН России, применение асинхронного программирования в которых позволит улучшить их эффективность, а также повысит качество разработанных программных средств и увеличит скорость обработки информации.
Статья посвящена анализу и оценке влияния человеческого фактора на качество формирования электронных банков данных в формате ИСУБД «CronosPRO». Рассмотрены такие понятия, как «человеческий фактор», «качество данных», «банк и база данных». Также в качестве примера приведены варианты некорректного заполнения различных сведений, предназначенных для формирования банка данных: опечатки, орфографические, пунктуационные и логические ошибки. Предложены способы решения данной проблемы. Кроме того, в статье в качестве примера приведено программное средство, в котором реализован алгоритм проверки сведений в формате «Excel», предназначенных для занесения в формируемый централизованный банк данных в формате ИСУБД «CronosPRO». Рассмотренное программное средство позволяет в автоматическом режиме определить наличие ошибок в таблице «Excel», планируемой к конвертированию в формат ИСУБД «CronosPRO», возможность вывести их на экран или выгрузить в файл. Внедрение рассмотренного программного средства позволило минимизировать количество ошибочных записей в ежемесячно формируемых централизованных банках данных путем проверки и исправления ошибок на стадии их формирования и, как следствие, минимизировать влияние человеческого фактора на качество данных в информационных ресурсах УИС.
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся создания единой информационной системы ФСИН России как одной из задач цифровой трансформации, обозначенных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 No 1138-р. Раскрыты преимущества сквозной автоматизации основных процессов, осуществляемых ведомством, в отличие от так называемой лоскутной автоматизации деятельности, предполагающей создание отдельных, невзаимосвязанных сервисов и ресурсов под отдельные потребности. Обозначены принципы и способы создания ведомственной единой информационной системы. С учетом текущего состояния ведомственной ИТ-инфраструктуры предложен способ создания единой информационной системы в виде совокупности отдельных информационных систем как ее сервисов. Выделены и описаны основные этапы работы по созданию единой информационной системы ФСИН России на основе преобразования и доработки существующего ИТ-ландшафта. Подчеркнута важность централизованного управления всеми этапами разработки и внедрения единой информационной системы ФСИН России на основе перспективного планирования. Обоснована актуальность создания единой информационной системы и ее внедрения в деятельность УИС как основы цифровизации основных процессов ФСИН России, направленных на реализацию возложенных на ведомство функций и полномочий.
В проведённом исследовании авторами рассматриваются различные типы информационных систем и соответствующие им задачи. Выделены ключевые параметры, которые необходимо учитывать при выборе информационных систем для устойчивого развития предприятия. Обоснована важность внедрения информационных систем как основы устойчивого развития предприятий. Оптимизируя процессы и улучшая качество управления, внедрение информационных систем повышает адаптивность, усиливает инновационные способности и создает условия для более эффективного использования ресурсов. В условиях глобальной конкуренции и быстрого изменения технологий такая адаптация становится не просто преимуществом, а необходимостью для достижения долговременного успеха и устойчивого роста. При проведении исследования параметров, которые необходимо учитывать при выборе информационных систем для устойчивого развития предприятия, были использованы методы экономико-статистического анализа, элементы качественного и системного анализов, позволяющие оценить полученные результаты комплексно. Выбор информационных систем для устойчивого развития предприятия является критически важным процессом, от которого зависит эффективность и адаптивность организации в условиях быстро меняющейся бизнес-среды. При проведении исследования авторы выделили основные параметры, которые следует учитывать при выборе информационных систем.
Ведомственный статистический учет ФСИН России играет ключевую роль в деле обеспечения контроля и оценки развития основных направлений деятельности, а также адаптации самой системы в современных изменяющихся условиях. Вопросы перспектив развития внутриведомственной статистики, несомненно, являются одной из самых актуальных тем в связи со значимостью информационно-аналитического обеспечения на любом уровне управления, будь то конкретное учреждений УИС или ведомство в целом. Статистика замыкает на себя все направления работы, охватывает все учреждения и органы УИС, является своеобразным барометром деятельности ведомства. В ФСИН России нет таких структур, которые бы не касались статистического учета и отчетности. Цель работы заключается в исследовании перспективных направлений развития ведомственной статистики. Задачами научной статьи являются: рассмотреть современное состояние системы ведомственного статистического учета, определить круг проблем ведомственной статистики и особенности ее функционирования в условиях цифровой трансформации ведомства. В работе автором используются эмпирические методы исследования для проведения наблюдения, анализа результатов и моделирования, а также теоретические методы обобщения и синтеза. Для выявления причинно-следственных связей и статистических закономерностей при исследовании количественных показателей применены статистические методы исследования. Материалами для изучения послужила официальная ведомственная статистическая отчетность в разные временные периоды. Научная новизна представленной работы состоит в рассмотрении объекта исследования в новых условиях трансформирования. Результатом работы стало определение приоритетных направлений развития системы ведомственного статистического учета и отчетности в современных условиях. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при определении перспективных направлений развития ведомственной статистики.
В статье рассматривается применение алгоритма ветвей и границ для решения задачи распределения сотрудников по учебным группам после входного тестирования, с учетом их оценок и важности различных направлений подготовки с использованием информационных технологий для решения служебных задач организации. Описывается постановка задачи, вводятся необходимые определения и ограничения. Приводится подробное описание реализации алгоритма на языке программирования C++ с использованием библиотеки Qt для создания удобного пользовательского интерфейса. Представлены результаты тестирования предложенного подхода на реальных данных, демонстрирующие его эффективность и точность. Также обсуждаются перспективы дальнейшего развития метода и возможности его применения в других областях оптимизации.
В статье рассматриваются основные аспекты цифровой грамотности и цифровой гигиены сотрудников уголовно-исполнительной системы. Раскрывается содержание понятия «информационное общество» - общество, в котором субъекты профессиональной деятельности взаимодействуют с различной информацией, что, в свою очередь, позволяет видоизменять, трансформировать жизнь граждан, условия окружающей среды, формы труда человека, характер и качество межличностных профессиональных отношений. Произошедшие в XX веке и продолжающиеся качественные социально-экономические, глобализационные изменения в XXI веке послужили основой для повсеместного развития информационных технологий, что определяет, в свою очередь, уже новые знания, умения, навыки, компетенции, которые должны быть сформированы у специалистов различных отраслей при выполнении трудовых обязанностей, в динамике решения профессиональных задач. Среди таких параметров цифровой профессионально-личностной компетентности сегодня можно выделить умение работать с различными информационными системами и программными средствами, цифровая культура, цифровая грамотность, информационная (цифровая) гигиена и др. Проводится сопоставительный анализ понятий «цифровая грамотность», «цифровая компетентность», «цифровая культура». Рассматриваются подходы к исследованию цифровой гигиены, приводятся некоторые рекомендации для безопасного взаимодействия в цифровом пространстве. Указывается на необходимость обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы вопросам соблюдения цифровой гигиены при взаимодействии с информационными системами и программными продуктами, приводятся примеры обучающих мероприятий. Сегодня цифровая грамотность, цифровая профессиональная компетентность, цифровая гигиена представляют собой необходимые профессионально значимые качества, способные повысить успешность и надежность служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. В настоящее время цифровая трансформация задает ориентиры формирования профессиональной цифровой компетентности для специалистов и, соответственно, формата соблюдения цифровой гигиены при выполнении профессиональных задач в цифровом обществе.
Издательство
- Издательство
- НИИИТ ФСИН России
- Регион
- Россия, Тверь
- Почтовый адрес
- 170100, Тверская обл, г Тверь, ул Вагжанова, д 17
- Юр. адрес
- 170100, Тверская обл, г Тверь, ул Вагжанова, д 17
- ФИО
- Зыбин Дмитрий Георгиевич (Начальник )
- E-mail адрес
- ipt@ipt.fsin.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (482) 2341545