Авторы предлагаемой статьи обращают внимание читателей на эволюцию и перспективы общественно-научного образования в России. Важность рассмотрения общественно-научного образования обусловлена пониманием его не только как инструмента консолидации и нациестроительства, но и как элемента борьбы за историческую память и коллективную идентичность. Ценным представляется обсудить не только организационные вопросы, но и содержание образования (учебную программу и способы взаимодействия с предметным материалом), системообразующее ядро школьного общественно-научного образования. В статье последовательно реконструируется «биография» учебного предмета обществознание, ретроспектива позволяет выявить идеологические и академические «перегибы» педагогического дискурса. Авторы представляют результаты сравнительного анализа двух наиболее авторитетных концепций общественно-научного образования в России: обществоведческой (Л. Н. Боголюбов, Москва) и этико-правовой (Н. И. Элиасберг, Санкт-Петербург). В основе петербургской концепции лежат ценности, которые присваиваются первично по отношению к академическим знаниям. Московская школа проектирует обратный алгоритм, когда ценностный компонент является скорее продуктом, а не базисом. Текущая реформа, по замыслу ее авторов, призвана решить накопившиеся проблемы в части дублирования в обществознании материала других предметов, концентрического развертывания учебного материала, содержательной избыточности курса. «Новое» обществознание должно решить задачи укрепления национального самосознания и гражданской ответственности, осознания правовых основ и приверженности национальным идеалам. Прикладной характер курса находит подтверждение в обновленном тематическом плане. Авторы заключают, что эффективность реформы в первую очередь зависит не от новых учебных планов, а от философско-педагогического подхода, на котором будет базироваться методика преподавания. Лишь анализируя педагогическую практику, мы сможем оценить, оказался ли новый курс полезным. Пока же возможным представляются два продуктивных сценария эволюции школьного обществознания: создание и совершенствование учебно-методической основы программы нового курса обществознания, с акцентом на этических и правовых вопросах, вслед за приверженцами Санкт-Петербургской школы Н. И. Элиасберг; обновление единого пролонгированного курса обществознания, созданного «от науки». Текущий сценарий, анонсированный в публичном поле, стремится построить новую реальность без учета опыта предыдущих этапов развития.
Идентификаторы и классификаторы
Образование как социальный институт ориентировано как на удовлетворение потребностей личности и запросов общества, так и на обеспечение устойчивости государства. Среди решаемых образованием задач — не только воспроизводство кадров, но и приобщение подрастающего поколения к системе разделяемых государством целей и принципов развития. Поэтому содержание образования является предметом ожесточенных споров (Баженов, Федоров, 2024)
Список литературы
1. Аверьянов, Ю. И. (2012). Зарождение обществоведческого образования в дореволюционной России. Педагогика, 1, 97-106. EDN: PAAAXB
2. Аверьянов, Ю. И., Басик, Н. Ю., Боголюбов, Л. Н., и др. (2014).
3. Содержание социально-гуманитарного образования в современном обществе и закономерности его становления: Коллективная монография по исследованиям 2008-2012 гг. Санкт-Петербург: Издательство Нестор-История.
4. Алексашкина, Л. Н., Боголюбов, Л. Н. (2000). Проблемы исторического и обществоведческого образования. Обществознание в школе, 1, 2-10. EDN: ZDIDAF
5. Баженов, О. А., Федоров, О. Д. (2024). “Власть над куррикулумом”: как происходит реконтекстуализация в учительских практиках (на примере конкурсных открытых уроков). Мир психологии, 2(117), 222-237. EDN: VLMWAI
6. Балашов, А. И., Баркова, Т. Н., Бороденя, В. А., и др. (2020). Вторая мировая война: Защита исторической памяти и противодействие ее фальсификации. Санкт-Петербург: Коновалова А. М. EDN: YEIIHW
7. Боголюбов, Л. Н. (1983). Актуальные вопросы совершенствования преподавания обществоведения. Преподавание истории в школе, 3, 26-30.
8. Боголюбов, Л. Н. (1986). XXVII съезд КПСС и задачи учителей обществоведения. Преподавание истории в школе, 3, 18-24.
9. Боголюбов, Л. Н. (1997а). Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры. Социально-политический журнал, 3, 101-110.
10. Боголюбов, Л. Н. (1997б). Обществоведческое образование в школе сегодня. Обществознание в школе, 1, 3-12.
11. Боголюбов, Л. Н. (2013). Закономерности становления содержания социально-гуманитарного образования и принципы его построения. Обществознание в современной школе: Актуальные вопросы теории и методики (стр. 103-132). Москва, Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью “Нестор-История”. EDN: JMTKZS
12. Боголюбов, Л. Н., Иванова, А. Т., Лазебникова, А. Ю. (1993). Обществознание в современной школе. Педагогика, 3, 5-11. EDN: ZRYOCR
13. Боголюбов, Л. Н., Лазебникова, А. Ю. (ред.). (2023). Обществознание: 10-й класс: Базовый уровень (5-е изд., перераб.). Москва: Просвещение.
14. Боголюбов, Л. Н., Матвеев, А. И. (2015). Активизация познавательной деятельности на уроках права. Преподавание истории и обществознания в школе, 2, 74-78. EDN: TGOOMJ
15. Браже, Т. Г (2008). Чтение как источник самопознания и саморазвития личности в контексте ее гуманитарной культуры. Гуманитарная культура личности - основа и цель современного образования. Санкт-Петербург: Издательство Союз.
16. Воронцова, В. Г (ред.). (1994). Гуманизация образования: Теория, практика. Санкт-Петербург.
17. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. (2009). Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение. EDN: QXTZAB
18. Журавлева, О. Н., Полякова, Т. Н. (2009). Гуманитарность как методологический принцип обновления содержания современного образования. Человек и образование, 1(18), 9-13.
19. Иванова, Л. Ф. (1997a). Обществоведение 20-х годов. Обществознание в школе, 2, 22-29.
20. Иванова, Л. Ф. (1997б). Послеоктябрьские поиски нового содержания социальных дисциплин. Обществознание в школе, 1, 23-27.
21. Касьянов, В. В., Самыгин, С. И. (2019). Историческая и коллективная память и социальный порядок. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 10, 76-80. EDN: GDBDCF
22. Климович, Л. В., Галкина, Е. П. (2023). Роль преподавания гуманитарной дисциплины “История” в формировании исторической памяти молодежи (по материалам социологического исследования в г. Ульяновске). Интеллигенция и мир, 1, 9-27. EDN: KSOGGJ
23. Кондаков, А. М., Кузнецова А. А. (ред.). (2008). Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Москва: Просвещение.
24. Концепция преподавания учебного предмета “Обществознание”. (2018). Retrieved from https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/.
25. Корнющенко-Ермолаева, Н. С. (2021). Идеология versus коллективная историческая память? К истории дискурса. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 60, 64-73. EDN: YUOXCK
26. Лазебникова, А. Ю. (2018). Научная школа академика РАО Л. Н. Боголюбова. Актуальные вопросы гуманитарных наук: Теория, методика, практика. Памяти академика РАО Л. Н. Боголюбова (стр. 14-21). Москва: Общество с ограниченной ответственностью “Книгодел”. EDN: YMTUJV
27. Лазебникова, А. Ю., Французова, О. А. (2017). Обновление содержания образования в советской школе: Актуален ли сегодня опыт 20-х годов. Преподавание истории и обществознания в школе, 8, 36-41. EDN: YMJZSN
28. Николаев, М. В. (2020). О понимании гражданского воспитания в современной педагогике. Казанский педагогический журнал, 1(138), 146-152. EDN: YAMMRP
29. Мазаев, Р. М. (2018). Соотношение преподавания истории и исторической памяти общества. Журнал исторических исследований, 3(4), 1-5. EDN: HPQSMU
30. Попов, Н. С. (2004). Гражданское воспитание в системе внеклассной работы (дис. канд. пед. наук). Москва.
31. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования”. (2024). http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202404120003.
32. Соболева, О. Б. (2018). Рождение школьного обществоведческого образования. Преподавание истории и обществознания в школе, 4, 38-43. EDN: USDCZS
33. Федоров, Б. И. (ред.) (2023). Обществознание. Базовый и углубленный уровни: 10-11 классы: учебник для среднего общего образования. (3-е изд., перераб. и доп.). Москва: Издательство Юрайт.
34. Шацкий, С. Т. (ред.). (1925). Программы ГУСа и местная работа над ними. Москва.
35. Элиасберг, Н. И. (2014). Гуманизация образования вчера, сегодня. а завтра? Академический вестник. Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 3(26), 6-14.
36. Элиасберг, Н. И. (2012). Этика и право в основной школе. Курс обществознания “Социальная практика” в пятом классе: Книга для учителя. Санкт-Петербург: Перспектива.
37. Carretero, M., Asensio, M., & Rodriguez-Moneo, M. (2012). History education and the construction of national identities. Information Age Publishing, INC. USA.
38. Catherine, M. W. (2017). Experiences of teaching history 1985-2011: The teachers’ voice. Ph. D. Dissertation. UCL Institute of Education.
39. Chin, Y. T. (2012). History education for nation-building and state formation: The case of Singapore. Citizenship Teaching and Learning, 7(2), 191-207. DOI: 10.1386/ctl.7.2.191_1
40. Elizabeth, C. A. (2007). Teaching the violent past: History education and reconciliation. Rowman & Littlefield Publishers, INC. USA.
41. Elmersjo, H. A., Clark, A., & Vinterek, M. (Eds.). (2017).International perspectives on teaching rival histories: Pedagogical responses to contested narratives and the history wars. Palgrave Macmillan Pub. Ltd.
42. Green, N. C., Reitano, P., & Dixon, M. (2010). Teaching and learning history in primary schools: Pedagogical shifts, complexities and opportunities. The International Journal of Learning, 17(8), 307-320.
43. Hoefte, R., & Veenendaal, W. (2019). The challenges of nation-building and nation branding in multi-ethnic Suriname. Nationalism and Ethnic Politics, 25(2), 173-190. DOI: 10.1080/13537113.2019.1602377
44. Hofman, A. (2007). The politics of national education: Values and aims of Israeli history curricula, 1956-1995. Journal of Curriculum Studies, 39(4), 441470. DOI: 10.1080/00220270601114126
45. Metzger, S. A., & Harris, L. M. (Eds.). (2018). The Wiley international handbook of history teaching and learning. Wiley-Blackwell, USA.
46. Parkes, R. J., & Donnelly, D. (2014). Changing conceptions of historical thinking in history education: An Australian case study. Revista Tempo e Argumento, 6(11), 113-136.
47. Symcox, L., & Wilschut, A. (Eds.). (2009). National history standards: The problem of the canon and the future of teaching history.International review of history education. Information Age Publishing.
48. Takako, M. (2011). History education and identity formation: A case study of Uganda. CMC senior theses. Claremont College. http://scholarship.claremont.edu/cmc_theses/19.
49. Warnasuriya, M. (2018). Building the Sri Lankan nation through education: The identity politics of teaching history in a multicultural post-war society. University of Cambridge.
50. Zajda, J. (2009). Teachers and the politics of history school textbooks.International handbook of research on teachers and teaching, V (Vol. 21, pp. 373-387). Springer. DOI: 10.1007/978-0-387-73317-3_22
Выпуск
Другие статьи выпуска
На протяжении последних лет республика Казахстан в своей образовательной политике придерживается глобально признанных целей устойчивого развития (ЦУР), о чем свидетельствует включение этих целей в Национальную стратегию развития «Казахстан 2050», План нации «100 шагов по достижению пяти институциональных реформ», Государственную программу «Нурлы Жол» (2020-2025). ЦУР также включены в стратегии развития ведущих университетов страны. С учетом национальных приоритетов устойчивое развитие в области образования является ключевым направлением совершенствования системы высшего образования в Казахстане. Для лучшего понимания динамики университетов республики в парадигме устойчивого развития авторами рассмотрены результаты международных рейтингов UI GreenMetric и QS Sustainability World University Rankings. Вузы Казахстана сравниваются с вузами других стран Средней Азии. Согласно рейтингу UI GreenMetric-2023, в топ-500 включены 4 вуза Казахстана, 7 вузов Узбекистана, 2 вуза Туркменистана. Согласно рейтингу QS Sustainability University Rankings-2023, в топ-500 из всех вузов Средней Азии включен лишь один университет Казахстана. В статье сделан вывод о том, что университеты Казахстана на международной арене демонстрируют скромные позиции в приверженности ЦУР, однако в то же время занимают лидирующие позиции в рейтингах экологического развития среди университетов стран Средней Азии.
Важность понимания руководителями общеобразовательных организаций целей своей работы стала особенно актуальна после принятия третьей редакции ФГОС. Проблемой остается разработка формализованных критериев, по которым можно было бы оценить эффективность деятельности администраторов. Целью данного исследования является попытка определить, какие ориентиры ставят перед собой директора школ и как они их реализуют на практике. Нами было опрошено тринадцать директоров средних образовательных учреждений Москвы и Подмосковья. Частотный анализ позволил выявить ключевые слова и фразы, наиболее часто встречающиеся в ответах, что помогло провести контент-анализ общих тенденций и акцентов. Было установлено, что опрошенные директора не могут четко сформулировать цели своей деятельности и по этой причине испытывают трудности в управлении образовательными учреждениями. Выяснилось, что у респондентов нет готового представления об объективных и измеряемых критериях оценки эффективности их работы. Даже количественные показатели (например, итоги экзаменов) не воспринимаются директорами как надежные оценки результативности их деятельности и успешности школы. Полученные данные подчеркивают необходимость разработки четких и измеримых целей и критериев для оценки эффективности деятельности директоров школ. Такие критерии позволят объективно оценивать достижения и вносить корректировки в управленческие процессы, что в конечном итоге повысит качество образования. По итогам исследования даны практические рекомендации по обучению директоров целеполаганию с учетом уникальности каждой школы.
Профессор Иван Афанасьевич Соколянский по праву считается выдающимся отечественным дефектологом и основоположником советской педагогики слепоглухих
В представленной Концепции развитие системы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в России обосновывается необходимостью обеспечения условий использования АДК детьми и взрослыми с отсутствующей или затрудненной речью. Спектр этих условий определяется законодательным, организационным, методическим, кадровым, материально-техническим уровнями. Достижение целей и задач обозначенных направлений Концепции возможно на основе комплексного межведомственного взаимодействия органов власти и общества. Только при данных обстоятельствах появляются перспективы для реализации прав и законных интересов пользователей АДК, обеспечивается качество их жизни. В Концепции приводится определение АДК, последовательно излагаются основные понятия АДК, определяются ценности и принципы использования АДК. Человек, испытывающий трудности в коммуникации и использовании речи, должен иметь условия для использования АДК как в личной, так и в общественных (социальной, экономической, политической и духовной) сферах жизни, независимо от его возраста, состояния здоровья, места жительства, места пребывания, условий проживания. Важным условием развития системы АДК является подготовка специалистов, компетентных в обучении ее использованию. В образовательные программы всех ступеней профессионального образования необходимо ввести соответствующие дисциплины, разработка которых строится на научно обоснованных теориях и лучших практиках. Внедрение Концепции развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации позволит снять противоречие между востребованностью АДК среди не использующих или ограниченно использующих речь детей и взрослых и дефицитами обеспечения применения АДК. Представленная Концепция разрабатывалась в течение последних полутора лет коллективом специалистов, имеющих большой опыт тестирования и внедрения подходов и средств в обучении АДК детей и взрослых - как в той или иной степени пользующихся устной речью, так и не владеющих ею. Концепция прошла долгий путь обсуждений, согласований и была представлена в марте 2024 г. на конференции Альянса «Ценность каждого» широкому кругу работающих с детьми и взрослыми с ментальной инвалидностью специалистов, руководителям профильных учреждений и организаций в сфере образования, социальной защиты населения и здравоохранения, а также родителям. Многие замечания, пожелания и предложения были приняты во внимание и позволили придать Концепции законченный вид.
В статье рассматривается одна из прикладных задач психологии личности - поиск средств преадаптации молодежи к взрослости, к жизни в условиях неопределенности и стремительно меняющегося мира. Описываются феномены поведения, связанные с неполным представлением личности о себе самой и создающие трудности на пути преадаптации; рассматривается проблема самопознания как средства формирования более полного представления о себе и своем будущем. Ставится вопрос о психологических средствах мотивации молодежи к процессу самопознания, позволяющих как диагностировать, так и делать предметом самопознания имеющиеся психологические проблемы. В качестве такого предмета рассматривается «линия жизни» - представление о ключевых событиях своего прошлого, настоящего и будущего. Рисуночная методика изображения основных событий жизни тестируется на студентах психологического вуза; выделяются «типы» представленных рисунков, даются рекомендации по их интерпретации и обсуждению с учащимися. Проводится групповое обсуждение способов решения психологических проблем, связанных с настоящим, выделяются типы поведения студентов в процессе дискуссии, описывается процедура рефлексии данного занятия. Тестируется проведение занятия по воспоминаниям о поступках прошлого и планированию будущих событий; осмысляются итоги сессии и отмечается ее психотерапевтический эффект. Констатируется то, что результатом процедуры самопознания студентов по предложенной схеме стало не только осознание ими своих психологических проблем и связанных с ними потребностей, но и причинно-следственных зависимостей между событиями собственной жизни.
Такие явления, как противодействие реальному получению знаний другими субъектами и «троянское» (т. е. обманное) обучение, выгодное лишь его организатору, представляют собой актуальную проблему в различных областях. В ее развитии все более важную роль играют компьютерные технологии. Они используются на разных уровнях: от межкомпьютерного взаимодействия, когда системы машинного обучения испытывают атаки «отравляющими» обучающими примерами, до проектирования сложной социальной инженерии при мошенничествах. В статье дается анализ некоторых аспектов этой фундаментальной проблемы. В рамках проведенного недавно эмпирического исследования в данной работе представлена методика изучения того, как люди помогают или мешают обучению в соревновательной видеоигре. Методика перспективна в отношении дальнейшего изучения темы, например, для исследования связей особенностей изобретаемых стратегий и познавательных и личностных характеристик участников, возможностей создания других методик на ее основе и т. д. В целом можно полагать, что развитие технологий будет и дальше вносить существенный вклад, в том числе с непредсказуемыми последствиями, в переплетение двух фундаментальных типов взаимодействий: а) помощи обучению и развитию и б) противодействия им.
В данной статье рассматривается искусственный интеллект как иной разум, принципиально отличающийся от человеческого. Автор подходит к этой проблеме с антропологического ракурса, показывая, что и мышление человека может следовать различным логикам, которые задаются различными социокультурными контекстами. Внимание акцентируется на уникальных способах категоризации реальности и понимания причинности, которые реализуются в мифологическом или рациональном мышлении. Тем не менее есть принципиальные различия любого человеческого разума от переработки информации большими языковыми моделями (GPT-4, Claude, Gemini). Автор выделяет такие аспекты человеческого мышления как его вовлеченность в деятельность человека в мире (как это представлено в деятельностном подходе А. Н. Леонтьева), открытость миру, не ограниченность поставленной задачей, интенциональность и внутреннюю спонтанность, а также диалогичность. Автор приходит к заключению, что главное отличие искусственного интеллекта от интеллекта человека находится за пределами собственно когнитивных процессов, оно в сфере субъектности и самосознания.
Интервью продолжает цикл разговоров Альберта Ефимова с учеными о том, что сегодня представляет собой искусственный интеллект, в каких сферах и для каких задач он может применяться и каковы этические и социальные аспекты развития этой технологии. В разговоре о месте человека в современном мире Александр Асмолов рассказал о поддержании разнообразия в сложных системах и удержании сложности при их анализе. В ходе беседы прояснилось, как быть «вопрекистом», чем занимается антрополог будущего и почему метафора станет драйвером развития науки в эпоху искусственного интеллекта. Также были затронуты следующие темы: кто такие трикстеры и почему они важны для поиска новых идей и смыслов; зачем мы сами себя приговариваем к отсутствию свободного времени и как это сказывается на когнитивных способностях; почему организационные структуры, которые люди умеют создавать, не соответствуют уровню задач и уровню технологий, которые появляются сегодня; какие главные идеи лежат в основе понятия «человекоцентричная организация»; приведет ли развитие искусственного интеллекта к асимметрии информации, когда все знают всё, и в чем главная опасность, когда человек начинает учиться у машины; почему разработчиков искусственного интеллекта можно назвать «сообществом пигмалионов» и в чем главная опасность «очеловечивания» машин.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832