Введение. Статья посвящена анализу немецкого романтизма через социально-философское рассмотрение его возникновения, особенностей и методологических оснований в историческом и культурологическом контекстах. Теоретический анализ. Предлагается рассмотреть аналитику и методологию немецкого романтизма с применением философского метода генеалогии. Генеалогическая процедура гетерогенна по своей сути, поскольку предполагает выявление двойственности начала, истока социальности. В романтическом мировоззрении это слияние эстетического восприятия и понятийного мышления. Установлено, что философские методологические основания немецкого романтизма заложены немецкой идеалистической трансцендентальной философией (Кант и Шеллинг) в единстве гносеологического, эстетического и антропологического аспектов. Эмпирический анализ. Генеалогическое осмысление конкретных социальных условий в Германии в конце XVIII – начале XIX в. позволило выявить первичное понятие немецкого романтического мировосприятия как исток социальности – свободная общительность – и определить его многоаспектность как понимание и признание Другого (правила поведения и общения, создание программ вечного мира, интерес к истории и народному языку). Академической реализацией понятия свободной общительности становится основание Берлинского университета.
Заключение. Формулируется вывод о том, что цель раннего немецкого романтизма – свободное единство как новая форма человеческой солидарности – надолго определила гуманистическую направленность романтического мировосприятия.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316. Социология
Нарастающий конфликт межэтнических и национальных отношений требует осмысления форм коммуникации и понимания другого, направленных на создание мировоззрения солидарности. Вполне очевидно, что современное состояние общества неизбежно инициирует необходимость осмысления проблемы социальности в ее самых различных аспектах и темпоральных границах. В этом смысле обращение к исследованию романтического движения как мировоззренческой основы искусства, литературы, философии, политики, культуры в целом не только теоретически, но и в жизни, мироощущении человека конца XVIII – начала XIX в. представляется важным и актуальным. Рожденный Французской революцией, романтизм был сначала в основном немецким. Противоречивость, парадоксальность, двойственность присущи романтизму изначально. Точно так же, как страстное стремление к единству и целостности через преодоление противоречий, через попытку соединить несоединимое, познание бесконечного, движение к идеальному.
Список литературы
1. Borries Erika, Borries Ernst. Deutsche Literaturgeschichte: in 12 Bd. Bd. 5: Romantik. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1997. 443 S.
2. Новалис. Фрагменты. СПб.: Владимир Даль, 2014. 319 с.
3. Hansers Sozialgeschichte der deutschen Literatur. München; Wien: Carl Hanser Verlag, 1987. 1004 S.
4. Schulz G. Die deutsche Literatur. München: C. H. Beck Verlag, 1983. 763 S.
5. Arendt H. Die Freiheit, frei zu sein. München: Dtv Verlagsgesellschaft mbH & Co, 2018. 61 S.
6. Гайм Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума. М.: К. Т. Солдатенков, 1891. 774 с.
7. Кант И. Критика способности суждения. СПб.: Наука, 1995. 512 с.
8. Hirschberger J. Kleine Philosophiegeschichte. Freiburg: Verlag Herder, 1995. 224 S.
9. Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф. В. И. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1987. Т. 1. 637 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Несмотря на актуальность изучения психологического времени, в современном мире имеют место методологические проблемы, ограничивающие исследования в данном направлении. Это обусловило цель работы – обосновать применимость конструкта «временной фокус» для исследования психологического времени личности и адаптировать методику его измерения для русскоязычной выборки. Теоретический анализ позволил обнаружить несколько методик, диагностирующих представление личности о настоящем, прошлом и будущем, в том числе оригинальную методику для исследования временного фокуса. Эмпирический анализ. Подробно изложена процедура адаптации опросника на российской выборке. Результаты эксплораторного и конфирматорного факторного анализа (N = 622), а также результаты корреляционного анализа подтвердили факторную и конвергентную валидность трех шкал методики: фокус на прошлом, фокус на настоящем и фокус на будущем. Обнаружены интерпретируемые корреляции субшкал с уровнем удовлетворенности жизнью, с жизненными ценностями и базисными установками. Шкала показывает приемлемый уровень надежности шкал по внутренней согласованности. Заключение. Настоящее исследование расширяет возможности проведения исследований когнитивного компонента психологического времени, в том числе кросскультурных, за счет применения в них валидного универсального диагностического инструмента.
Введение. Проблема адаптационной готовности обучающихся находится в состоянии активной разработки и поиска методологических основ исследования. Необходимо выявить научный потенциал наиболее применяемых методологических подходов в психологии к изучению адаптационной готовности личности. Теоретический анализ. Изучая адаптационную готовность как целостную систему, можно говорить о психофизиологической, психологической и социально-психологической адаптационной готовности. Адаптационная готовность участников образовательных отношений в рамках субъектного подхода характеризует субъекта как носителя не просто активности, а активности по интеграции различных психических образований, начиная с темперамента и завершая опытом приспособления в различных бытийных пространствах. Экопсихологический подход к исследованию адаптационной готовности субъектов образования позволяет выявить несоответствие требований среды и внутренних возможностей, преобразовать отношения в системе «личность – среда», провести рефлексию и сформировать адаптационную готовность на будущее.
Заключение. Системно-структурный анализ способствует пониманию сложной и многоуровневой организации адаптационной готовности обучающихся. Субъектный подход акцентирует внимание на активности обучающихся в функционировании их адаптационной готовности. Экопсихологический подход направляет исследование на изучение условий и механизмов адаптационной готовности в системе «личность – образовательная среда».
Во Введении обозначена проблема трансформации медицинской профессии в современном обществе, что имеет как свои плюсы, так и минусы. Одними из минусов являются риски потери накопленного предыдущими поколениями опыта и кадровый кризис в области медицины. Отмечается возможность уменьшения рисков через поддержку продолжения социального института профессиональной медицинской династии и изучение ее социально-психологических факторов. Теоретический анализ включает общий обзор исследований феномена династий и его характерной представленности в области медицины. Проведенный анализ существующих научных исследований позволил сделать выводы об отсутствии упорядоченных научных фактов о закономерностях формирования и социально-психологических факторах профессиональной династийности в области медицины. Предлагается рассматривать профессиональные династии в социальной психологии как специфичные социальные группы, которые образуются на основе сложной многоплановой системы межпоколенческих, примордиальных (кровнородственных), культурно-исторических и профессионально-деятельностных связей. Заключение касается необходимости проведения научных исследований в области социально-психологических факторов формирования мотивации продолжения последующим поколением медицинской профессии родителей, социально-психологических механизмов передачи профессионального опыта и способов психологической толерантности к возникновению эмоционального выгорания в династиях врачей.
Введение. В статье представлен социально-психологический (ордерный) подход к исследованию эстетического аспекта духовности. В соответствии с представлениями С. Л. Франка о четырехаспектности феномена духовности построена вербальная социально-психологическая модель эстетического идеала отношения к другому человеку, на базе которой разработана опросная методика (анкета) для изучения представлений об эстетическом идеале отношения к другому человеку у респондентов разного возраста. Теоретический анализ. Выполнен краткий обзор истории формирования эстетики как самостоятельной науки, даны определения основных категорий эстетики (прекрасное, красота), показаны ее связи с научной психологией как на уровне исторических прецедентов разработки психологических эстетических концепций, так и на уровне понятийного аппарата (эстетическое сознание, эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетические ценности, эстетический идеал). В представленной теоретической модели эстетического идеала отношения к другому человеку моделеобразующим параметром выступает отношение. В структуре модели выделены шесть основных параметров: 1) поддерживает людей в неловких для них ситуациях; 2) замечает светлые стороны других людей и умеет их подчеркнуть в общении с третьими лицами; 3) думает о других людях с симпатией; 4) стремится внести гармонию и мир в отношения с людьми; 5) увлекает других людей своими творческими интересами; 6) духовен (ценит прекрасное в природе, искусстве, людях, в предметах окружающей среды). Эмпирический анализ (разработка методики исследования). Методика исследования эстетического идеала отношения к другому человеку разработана на базе параметрической ранее описанной модели. Данная опросная методика представляет собой комбинированную анкетус открытыми и закрытыми вопросами. Цель открытых вопросов состоит в уточнении субъективных представлений респондентов о прекрасном (красивом) в отношении к другим людям за счет предоставления наглядных примеров проявления этих качеств во взаимодействии людей.
Заключение. Выполненная разработка теоретической параметрической модели эстетического идеала отношения к другому человеку и основывающейся на ней методике изучения данного феномена открывает возможность приступить к эмпирической части исследования эстетического аспекта духовности.
Введение. В статье рассматривается специфика кинематографических образов СССР в российской мифотворческой практике. Главной задачей исследования является анализ воздействия образов советского прошлого, создаваемых и транслируемых постсоветским кинематографом, на формирование исторической памяти об СССР. Теоретический анализ. В качестве основы исследования была принята гипотеза о том, что кинематограф представляет собой один из значимых аспектов мифотворчества, принимающих непосредственное участие в конструировании коллективных представлений о прошлом. Исследовательский интерес к особенностям образов советской истории, транслируемых российской киноиндустрией, обусловлен процессом возвращения советского символического капитала в современную социально-политическую практику.
Заключение. В процессе возращения советского наследия в социальнополитическую практику в российском кинематографе стал преобладать героический нарратив. То есть образы СССР, транслируемые отечественным кинематографом, становятся элементом конструирования героического мифа. В то же время кинообразы советского прошлого можно рассматривать в качестве инструмента рефлексии над историей Советского Союза и проработки травмы, спровоцированной его распадом.
Введение. Идеология как категория политической философии в условиях цифрового общества не может определяться нейтрально и автономно от деятельности определяющего ее субъекта. Теоретический анализ. На примере конкретной системы взглядов показана неизбежность идеологичности и идеологизированности понятия «идеология». При рассмотрении учебника А. Г. Дугина «Философия политики» предпринята попытка выявить ту грань, за которой философское исследование выходит за критерии научной академической объективности и подчиняется задаче конструирования собственной мировоззренческой системы, включающей в себя авторский политический идеал. Доктринальный анализ настоящей работы показывае тэлиминацию концепта идеологии из его дидактических единиц, хотя традиционные программы данной учебной дисциплины ее содержат. Устанавливается доминирование широкого подхода к пониманию политической философии в данной работе, позволивший ее автору «растворить» идеологию в содержании политического и де факто отождествить идеологию и политику. В этом случае идеология теряет роль методологического концептуального инструмента и трансформируется в стихию живого мышления, что выявляют идеолога, направляющего свое интеллектуальное усилие на удержание пробабилистического характера политики как области максимальной реализации человеческой сущности.
Заключение. Отождествление идеологии и политики выступает способом дистанцирования от конкурирующих проектов философии политики, определения их в качестве не-сущностных и потому не соответствующих смыслу и предназначению политики.
Введение. В статье рассмотрены теоретические аспекты соотношения понятий «цивилизация», «идеология», «мировоззрение». Показаны мировоззренческие аспекты цивилизационного анализа общества. Теоретический анализ. Аргументируется методологическая и теоретическая возможности создания новой концепции цивилизационного развития и предлагается вариант взаимной дополнительности стадиальной и циклической моделей цивилизационного процесса. Это представляется оптимальным вариантом осмысления на мировоззренческом уровне природы и перспектив российской цивилизации. Подчеркивается, что при всем значении традиций и опыта истории концепция цивилизации должна быть ориентирована на исследование проблемного поля современного общества, его будущего и перспектив развития. Рассматривается возможность использования концепта «другой Европы» для характеристики специфики российской цивилизации. В рамках предлагаемой теоретической позиции изучены некоторые особенности российского цивилизационного развития.
Заключение. Определена перспектива разработки новой концепции цивилизационного развития России, интегрирующая в себе потенциал новых «гибридных» идеологических конструктов, которые будут ей соответствовать и выражать социальные интересы большинства общества.
Введение. В статье исследуется социальный институт странничества как феномен русского культурного кода в его эволюции и формировании традиции социальной практики. Теоретический анализ. Автор использует как методологию культурологического исследования, так и подходы социологии знания, философско-антропологический и цивилизационный анализы для целостного понимания явления странничества. В рамках культурно-исторического рассмотрения предлагается перспектива двух периодов становления этой традиции – времени калик-перехожих и последовавшего периода секуляризации и обмирщения. Утверждается, что дифференциация этапов выступает эпифеноменом смены антропологической парадигмы и возникает при номиналистической десакрализации народного бытования в целом, к которой приводят прогрессистские реформы и ориентация на модернизирующееся западноевропейское общество. Эмпирический анализ. Используется подход классической философской антропологии с концепциями трансцендирования М. Шелера и эксцентрической позиции Х. Плеснера как детерминант человеческой природы. При этом интернальная ориентация на трансцендентное в традиции странничества указывает на специфичность цивилизационной идентичности, в рамках которой она оказывается возможной, и которая сама противопоставляется утилитаристской прагматике, формирующей феномен общества потребления.
Заключение. Формулируется вывод, согласно которому странничество выступает как элементом отечественного культурного наследия, так и инструментом понимания более фундаментальных философских оснований российской цивилизации.
Введение. В статье обосновывается положение, согласно которому, помимо собственного предмета конкретных мысленных экспериментов, каждый из них вскрывает общие принципы работы воображения – элементы трансцендентальной схемы, которую И. Кант противоречиво определяет как чистое представление, являющееся одновременно интеллектуальным и чувственным. В этом смысле воображение является метапредметом мысленного эксперимента. Теоретический анализ. С помощью мысленных экспериментов, оперирующих предельными представлениями, проясняются необходимые схемы синтеза, связанные с фундаментальными понятиями. Связь мысленного эксперимента с воображением очевидна и в специальной литературе, по замечанию Р. Соренсена, рассматривается как тривиальная, в мысленном эксперименте «воображение заменяет восприятие», а надежность результата зависит от того, насколько хорошо воображение справляется с ролью восприятия. При этом двусмысленность трактовки воображения, характерная для интеллектуальной культуры Нового времени, непосредственно отражается на оценке эпистемологического статуса, тесно связанного с ним мысленного эксперимента. Воображение понимается, с одной стороны, как нечто противоположное разуму – источник химер и заблуждений; с другой стороны, воображение является фундаментальным условием познания, поскольку вне синтеза, с которого начинается любое предметное знание, познавательная деятельность вообще невозможна, и «знать» означает «уметь представить», т. е. вообразить. Устройство этой способности как раз и выявляет мысленный эксперимент, в котором нереалистические посылки используются для демонстрации работы трансцендентального схематизма, т. е. необходимого способа синтеза, подобно тому, как карта отображает не только местность (которой может и не быть), но и способ работы картографа (который будет запечатлен с необходимостью).
Заключение. Кроме предмета, выступающего явной целью конкретного мысленного эксперимента, в нем раскрывается инвариантный для всех мысленных экспериментов предмет – принципы работы воображения.
Введение. В данной статье предпринята попытка проанализировать патриотизм как этико-социальный феномен. Предметом исследования является содержание древнего философского трактата Кун-цзы цзя юй (Речи школы Конфуция), который атрибутируется как конфуцианский текст. Теоретический анализ. Основой для развития патриотизма в Кун-цзы цзя юй служат конфуцианские добродетели: сыновняя почтительность, человеколюбие, преданность и др. Патриотизм несет в себе идентификационную, регулятивную, гармонизирующую, интегративную функции, а также функцию этического самосовершенствования для индивида. Носителями патриотических идей выступают конфуцианские благородные мужи, а конечной целью патриотических поступков являются принесение пользы своему государству, умиротворение Поднебесной и личное моральное саморазвитие. Будучи частью политической доктрины конфуцианства, патриотизм как этико-социальный феномен с древности занимал важное место в научных изысканиях видных философов и со временем стал мощной духовной силой китайской нации.
Заключение. Роль патриотизма как основы стабильности социума, духовного подвига личности сложно переоценить и в то же время ее необходимо детально анализировать и осмысливать в разные исторические периоды, учитывая специфику текущей мировой обстановки. Патриотизм в современном китайском обществе является мощной консолидирующей и духовной силой для многонационального народа.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/