Статья: "КОНКРЕТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА" Л. С. ВЫГОТСКОГО КАК МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ И МУЗЫКАЛЬНОДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена проблеме анализа культурно-исторических практик как сложившихся инструментов развития личности и ее мировоззрения. Актуальной задачей является создание средств исследования психологической структуры практик и разработка теоретических оснований для их описания. В данной статье мы опирались на принципы конкретной психологии Л. С. Выготского. В фокусе внимания оказались классический танец, танцевально-двигательная терапия и музыкальное движение. Для анализа этих подходов выделены основные параметры: пластический канон практики, образ человека, ситуация обучения, отношения движения и музыки, тип общения педагогов с учениками и участников процесса друг с другом, роль импровизации и т. д. В статье показано, что те или иные танцевальные практики имеют собственную психологическую направленность, в результате чего, например, в классическом танце формируется волевая личность, которая подчиняется рациональному началу, а танцевально-двигательная терапия подчеркивает влияние на человека бессознательного, непроизвольных импульсов и эмоций. Музыкальное движение, в свою очередь, ставит на первое место эстетические переживания, в которых чувства подчиняются музыкальной форме.

The article is devoted to the problem of analyzing cultural and historical practices as established tools for the development of personality and its worldview. The actual task is to create means of analyzing the psychological structure of practices and to develop theoretical bases for their description. We turned to the principles of Vygotsky’s concrete psychology as a methodology for describing and researching cultural-historical practices. The focus of attention was on dance and music-movement practices: classical dance, dance-movement therapy, and musical movement. The main parameters by which these approaches are analyzed, which allow us to evaluate the psychological content of the practice, are highlighted: the plastic canon of the practice, the image of the person, the learning situation, the relationship between movement and music, the type of communication between the teacher and the student and between the participants of the process, the role of improvisation, and others. The paper shows how different dance practices have different psychological orientation and form different personality structure. Thus, in classical dance a volitional personality is formed, which is subordinated to the rational beginning. On the contrary, dance-movement therapy emphasizes the importance of the unconscious in a person, involuntary impulses, emotions. Finally, musical movement emphasizes aesthetic experiences in which feelings are subordinated to musical form.

Ключевые фразы: классический танец, танец-модерн, танцевально-двигательная терапия, музыкальное движение, ритмика, свободный танец, культурно-исторические практики, личность, пластический канон, КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Автор (ы): АЙЛАМАЗЬЯН Аида Меликовна
Журнал: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Для цитирования:
АЙЛАМАЗЬЯН А. М. "КОНКРЕТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА" Л. С. ВЫГОТСКОГО КАК МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ И МУЗЫКАЛЬНОДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК // ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. 2024. № 2 (98)
Текстовый фрагмент статьи