Введение. В условиях повышенных требований, предъявляемых к школьнику, вопрос сохранения эмоционального благополучия приобретает особую значимость. Цель данного исследования заключается в оценке вклада личностных черт, условий образовательной среды и академической успешности в эмоциональное благополучие школьников. Методология, методы и методики. Теоретико-методологической основой исследования выступили концепция социального и эмоционального благополучия (M. Hamilton, G. Redmond) и теоретические положения о сущности академической успешности обучающихся (В. Н. Дружинин, М. Р. Шабалина). В исследовании принимали участие 975 учеников школ г. Екатеринбурга. Использовались методы теоретического анализа, психодиагностический метод и методы математико-статистической обработки данных. Результаты. Установлено, что существует связь показателей эмоционального благополучия, личностных черт и академической успешности у школьников. Школьники с высоким эмоциональным благополучием характеризуются дружелюбием, добросовестностью, открытостью опыту и экстраверсией, оценивают свои объективные академические результаты ниже их фактического значения. Школьники с низким эмоциональным благополучием характеризуются проявлением нейротизма и заниженной субъективной оценкой своих академических результатов по сравнению с реальными результатами. Ученики из школ с высокими образовательными результатами являются более эмоционально благополучными и характеризуются несколько завышенным представлением о своих академических результатах, в отличие от учащихся школ с низкими образовательными результатами. Научная новизна исследования заключается в установлении связи между эмоциональным благополучием, личностными чертами и академической успешностью, а также рассмотрении феномена «эмоциональное благополучие» с позиции выделения его высокого и низкого уровня. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании эмоционального благополучия школьников и их академической успешности, а также при разработке программ психолого-педагогического сопровождения формирования и сохранения эмоционального благополучия школьников.
Идентификаторы и классификаторы
S. Geertshuis выделила особенности связи эмоционального благополучия и академической успешности. Энтузиазм положительно связан с проактивным поведением, внутренней мотивацией и ориентацией на успех, а тревога – с внутренней мотивацией и ориентацией на избегание неудач. Особую роль по мнению автора занимают депрессивные переживания, вызываемые учебой, чувством отчужденности, мыслями об уходе и сниженной удовлетворенностью. При этом депрессивный аспект был единственным показателем, который при измерении в начале учебного года был значительно связан с успеваемостью в конце учебного года [23].
Список литературы
1. Choi A. Emotional well-being of children and adolescents: recent trends and relevant factors. OECD Education Working Papers. 2018;169. DOI: 10.1787/41576fb2-en
2. González-Carrasco M., Sáez M., Casas F. Subjective well-being in early adolescence: observations from a five-year longitudinal study. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17(21):8249. DOI: 10.3390/ijerph17218249 EDN: UPPNAF
3. Одинцова В.В. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014;1:69-77. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-blagopoluchie-kak-integrativnaya-harakteristika-emotsionalnoy-sfery (дата обращения: 03.09.2024). EDN: SAFWYP
4. Куликов Л.В., Донцов Д.А. Психология эмоций и чувств: учебное пособие. Москва: Общество с ограниченной ответственностью “Русайнс”; 2021. 248 с. Режим доступа: item.asp?id=46612374 (дата обращения: 29.08.2024). EDN: KOXXZV
5. Schutte N.S., Malouff J.M., Simunek M., McKenley J., Hollander S. Characteristic emotional intelligence and emotional well-being. Cognition & Emotion. 2002;16(6):769-785. DOI: 10.1080/02699930143000482
6. Ferreira M.B., de Almeida F., Soro J.C., Herter M.M., Pinto D.C., Silva C.S. On the relation between over-indebtedness and well-being: an analysis of the mechanisms influencing health, sleep, life satisfaction, and emotional well-being. Frontiers in Psychology. 2021;12:1199. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.591875 EDN: KJXMRU
7. Diener E., Tay L. Subjective well-being and human welfare around the world as reflected in the Callup World Poll. International Journal of Psychology. 2015;50(2):135-149. DOI: 10.1002/ijop.121136
8. Григорова Ю.Б. Структура эмоционального благополучия. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019;8(1):331-334. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0082 EDN: ZAAJBR
9. Feller S.C. et al. Emotional well-being and public health: proposal for a model national initiative. Public Health Reports. 2018;133(2):136-141. DOI: 10.1177/0033354918754540
10. Morelli M., Cattelino E., Baiocco R., Trumello C., Babore A., Candelori C., Chirumbolo A. Parents and children during the COVID-19 lockdown: The influence of parenting distress and parenting self-efficacy on children’s emotional well-being. Frontiers in Psychology. 2020;11:584-645. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.584645 EDN: DTKWFW
11. Гордеева Т.О., Сычев О.А. От чего зависит психологическое благополучие российских подростков: анализ результатов PISA 2018. Сибирский психологический журнал. 2023;88:85- 104. DOI: 10.17223/17267080/88/5 EDN: LFGJNV
12. Anglim J. Horwood S., Smillie L.D., Marrero R.J., Wood J.K. Predicting psychological and subjective well-being from personality: a meta-analysis. Psychological Bulletin. 2020;146(4):279. DOI: 10.1037/bul0000226 EDN: UOJDEK
13. Hayes N., Joseph S. Big 5 correlates of three measures of subjective well-being. Personality and Individual Differences. 2003;34(4):723-727. DOI: 10.1016/S0191-8869(02)00057-0
14. DeNeve K.M., Cooper H. The happy personality: a meta-analysis of 137 personality traits and subjective well-being. Psychological Bulletin. 1998;124(2):197. DOI: 10.1037/0033-2909.124.2.197 EDN: GZSQDB
15. Vittersø J. Personality traits and subjective well-being: Emotional stability, not extraversion, is probably the important predictor. Personality and Individual Differences. 2001;31(6):903-914. DOI: 10.1016/S0191-8869(00)00192-6
16. Gietz C., McIntosh K. Relations between student perceptions of their school environment and academic achievement. Canadian Journal of School Psychology. 2014;29(3):161-176. DOI: 10.1177/0829573514540415
17. Асеева И.Н., Кокорева Н.А. Влияние образовательной среды на формирование индивидуальнопсихологических особенностей личности школьников среднего звена. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2013;2(14):3-17. Режим доступа: download/elibrary_21421973_32996804.pdf (дата обращения: 29.08.2024). EDN: SAUFCJ
18. Oberle E. Early adolescents’ emotional well-being in the classroom: the role of personal and contextual assets. Journal of School Health. 2018;88(2):101-111. DOI: 10.1111/josh.12585
19. Tharani A., Husain Y., Warwick I. Learning environment and emotional well-being: a qualitative study of undergraduate nursing students. Nurse Education Today. 2017;59:82-87. DOI: 10.1016/j.nedt.2017.09.008
20. Bücker S., Nuraydin S., Simonsmeier B.A., Schneider M., Luhmann M. Subjective well-being and academic achievement: a meta-analysis. Journal of Research in Personality. 2018;74:83-94. DOI: 10.1016/j.jrp.2018.02.007
21. Sánchez García M.Á., Lucas-Molina B., Fonseca-Pedrero E., Pérez-Albéniz A., Paino M. Emotional and behavioral difficulties in adolescence: relationship with emotional well-being, affect, and academic performance. Anales de Psicología. 2018;34(3):482-489. DOI: 10.6018/analesps.34.3.296631
22. Lv B., Zhou H., Guo X., Liu C., Liu Z., Luo L.The relationship between academic achievement and the emotional well-being of elementary school children in China: the moderating role of parent-school communication. Frontiers in Psychology. 2016;7:948. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00948
23. Geertshuis S.A. Slaves to our emotions: Examining the predictive relationship between emotional well-being and academic outcomes. Active Learning in Higher Education. 2019;20(2):153-166. DOI: 10.1177/1469787418808932
24. Mammadov S. Big Five personality traits and academic performance: a meta-analysis. Journal of Personality. 2022;90(2):222-255. DOI: 10.1111/jopy.12663 EDN: XEVHRH
25. Smrtnik-Vitulić H., Zupančič M. Personality traits as a predictor of academic achievement in adolescents. Educational Studies. 2011;37(2):127-140. DOI: 10.1080/03055691003729062 EDN: ONOCVF
26. Caprara G.V., Vecchione M., Alessandri G., Gerbino M., Barbaranelli C. The contribution of personality traits and self-efficacy beliefs to academic achievement: a longitudinal study. British journal of educational psychology. 2011;81(1):78-96. DOI: 10.1348/2044-8279.002004
27. Sorić I., Penezić Z., Burić I. The Big Five personality traits, goal orientations, and academic achievement. Learning and Individual Differences. 2017;54:126-134. DOI: 10.1016/j.lindif.2017.01.024
28. Hamilton M., Redmond G. Conceptualisation of Social and Emotional Wellbeing for Children and Young people, and Policy Implications. Canberra: ARACY&AIHW; 2010. 75 p. DOI: 10.4225/50/557E0CB-86CB5D
29. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 368 с. EDN: SGBUJP
30. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов. Вестник Вятского государственного университета. 2009;3(2):59-63. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-povysheniya-akademicheskoy-uspeshnosti-studentov (дата обращения: 29.08.2024).
31. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS. Психология. Журнал высшей школы экономики. 2012.9(4):91-110. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izmerenie-pozitivnyh-i-negativnyh-emotsiy-razrabotka-russkoyazychnogo-analoga-metodiki-panas (дата обращения: 29.08.2024). EDN: QYXAPB
32. Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников. Психологическая наука и образование. 2018;23(6):5- 15. DOI: 10.17759/pse.2018230601 EDN: YROTWP
33. Shrestha N. Factor analysis as a tool for survey analysis. American Journal of Applied Mathematics and Statistics. 2021;9(1):4-11. DOI: 10.12691/ajams-9-1-2 EDN: DEGLXZ
34. Жожикашвили Н.А., Малых А.С., Девятерикова А.А. Психическая устойчивость. Теоретическая и экспериментальная психология. 2021;14(4):49-65. DOI: 10.24412/2073-0861-2021-4-49-65 EDN: NPBXOO
35. Ульянина О.А., Федонкина А.А., Хайрова З.Р., Радчикова Н.П. Опросник “Сильные стороны и трудности” (ССТ) Р. Гудмана (база для апробации): Набор данных. Москва; 2024. DOI: 10.48612/MSUPE/2355-25ah-t9m4
36. Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М. Адаптация русскоязычной версии опросника “Большая пятерка - детский вариант”. Теоретическая и экспериментальная психология. 2015:8(4):6-12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-russkoyazychnoy-versii-oprosnika-bolshaya-pyaterka-detskiy-variant (дата обращения: 29.08.2024). EDN: VRDHMJ
37. Oshio A., et al. Resilience and Big Five personality traits: a meta-analysis. Personality and Individual Differences. 2018;127:54-60. DOI: 10.1016/j.paid.2018.01.048
38. Tariq F.T., Naqvi I. Relationship between personality traits and prosocial behavior among adolescents. Foundation University Journal of Psychology. 2020;4(2):54-63. DOI: 10.33897/fujp.v4i2.79 EDN: VIINGL
39. Breslau N., Breslau J., Miller E., Raykov T. Behavior problems at ages 6 and 11 and high school academic achievement: longitudinal latent variable modeling. Psychiatry Research. 2011;185(3):433- 437. DOI: 10.1016/j.psychres.2010.07.027
40. Pilkauskaite-Valickiene R., Gabrialaviciute I. The role of school context on subjective well-being and social well-being in adolescence. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015;191:2588-2592. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.04.701
41. Bordwine V.C., Huebner E.S. The role of coping in mediating the relationship between positive affect and school satisfaction in adolescents. Child Indicators Research. 2010;3:349-366. DOI: 10.1007/s12187-010-9063-5 EDN: YUCUIB
42. Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды. Психолого-педагогические исследования. 2011;3(3). Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47424 (дата обращения: 13.11.2024). EDN: OJKZDN
43. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогические исследования. 2012;4(3). Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n3/55542 (дата обращения: 13.11.2024). EDN: PDPQQT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Цифровая компетентность рассматривается как ключ к занятости, образованию и социальной сфере в XXI веке. При этом не существует универсальной основы для изучения отношения к искусственному интеллекту (ИИ) и его использованию в профессиональной и личной жизни. Цель. Целью настоящего исследования является определение отношения респондентов к преимуществам и угрозам ИИ, которые могут способствовать или препятствовать процессу интеграции интеллектуального ИИ в разные аспекты жизни. Методология, методы и методики. В этой статье представлены результаты пилотного исследования отношения к ИИ, проведенного на выборке из 125 болгарских студентов и специалистов. Дизайн исследования смешанный (количественный и качественный) и включает шкалы, фокус-группы и интервью. Результаты и научная новизна. Установлено, что как молодые, так и взрослые люди основывают свои мнения на оценке эффективности ИИ и находят положительные последствия в связи с облегчением выполнения задач, но имеют серьезные сомнения относительно безопасности работы и использования ИИ в социальной сфере и подчеркивают, что навыки ИИ должны стать частью образования. Выделенные будущие направления исследований связаны с дифференциацией образовательных, профессиональных и личных сфер, а также самооценкой цифровой грамотности с точки зрения фактических данных и современного уровня развития. Практическая значимость. Результаты исследования сосредоточены на осознанном мышлении, состоянии образовательной среды и редизайне образовательного контента, в частности, на формах критического взаимодействия и использовании ИИ.
Введение. В современном обществе в условиях стремительных изменений особую актуальность приобретают исследования проблемы стресса и психологических ресурсов его преодоления человеком в различных жизненных сферах. Результаты изучения этой проблемы значимы для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь. Цель статьи заключается в обсуждении понятия «академический стресс», теоретических подходов, результатов и перспектив эмпирических исследований его влияния на личностные и регуляторные ресурсы академической успешности, психологическое благополучие и профессиональное самоопределение обучающихся юношеского возраста. Результаты и научная новизна. Осуществлен теоретический анализ литературных источников и материалов эмпирических исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме академического стресса. Предложено рабочее определение, рассмотрены его источники и последствия. Проанализированы результаты исследований таких его видов, как острый и хронический стресс. Показано, что острый стресс ситуативен и может не только негативно, но и позитивно влиять на академическую продуктивность, например, в ситуации проверки знаний. В отличие от острого хронический стресс может иметь серьезные негативные последствия для обучающегося, его физического и психологического здоровья. В теоретическом плане рассмотрены возможности ресурсного подхода к исследованию академического стресса и его преодоления, намечены новые направления развития научных представлений о метаресурсной роли осознанной саморегуляции в достижении различных жизненных целей в условиях стресса. В эмпирическом плане впервые поставлены задачи определения универсальных и специальных регуляторных компетенций, позволяющих молодым людям успешно учиться, чувствовать себя благополучными и осуществлять профессиональный выбор в сложных стрессовых ситуациях, а также определения личностных и регуляторных компетенций, которые могут выступить ресурсами «посттравматического роста» у молодежи в трудных жизненных ситуациях. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической и психологической практике для разработки методов преодоления стресса в образовательной среде.
Введение. Исследование демонстрирует, что опросник многогрупповой этнической идентичности (MEI2) является полезным инструментом для оценки аспектов этнической идентификации для индонезийских учащихся средних школ из разных этнокультурных слоев. Цель настоящей работы - изучение влияния этнической идентичности на психологическое благополучие учащихся средних школ Индонезии с помощью опросника MEI2. Методология, методы и методики. В исследовании приняли добровольное участие 276 учеников средней школы (60,1 % женщин; 39,9 % мужчин). Результаты были проанализированы с использованием программного обеспечения SPSS версии 29 и SmartPLS v4. Для оценки того, насколько хорошо модель измерения соответствует полученным данным, был использован подтверждающий факторный анализ (CFA). Результаты и научная новизна. CFA подтвердил валидность применения опросника MEI2, продемонстрировав, что модель является как эффективной, так и адекватной. Критерий Кайзера - Майера - Олкина (КМО) составил,885. Надежность согласованности, измеренная с помощью альфы Кронбаха (α), варьировалась от,69 до,85, а совокупная надежность, оцененная с помощью омеги Макдональда (ω), варьировалась от,64 до,83. Дискриминантная валидность была подтверждена в диапазоне от,591 до,696. Таким образом, в ходе работы были выявлены значительные положительные корреляции между тремя областями этнической идентичности. Практическая значимость. Исследование подтверждает, что опросник MEI2 является надежным инструментом для оценки этнической идентичности среди индонезийских учащихся средней школы, и помогает педагогам в распознавании и учете разнообразных этнических идентичностей студентов в контексте индонезийской культуры.
Введение. Проблемы привлечения и сохранения медицинского персонала, совершенствования условий их труда и здоровья необходимо своевременно выявлять, минимизировать и решать еще на уровне ординатуры как основополагающем этапе профессионального медицинского образования. Цель исследования - выявить и сопоставить организационные проблемы адаптации ординаторов к образовательно-профессиональной деятельности по степени распространенности, сложности по оценке самих ординаторов. Методология, методы и методики. Исследование реализовалось в октябре-ноябре 2023 г. Его участниками выступили ординаторы I курса (более 700 человек) из Алтайского, Казанского, Сибирского, Тюменского государственных медицинских университетов. Методы: анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, рефлексивное письмо, анализ и обобщение результатов, ранжирование полученных числовых данных. Результаты. Установлено, что почти половина ординаторов абсолютно удовлетворена обучением по итогам первых месяцев, но наличие проблем подтвердили почти 40 %. Респонденты высоко оценивают наличие куратора от кафедры (более 84 %), недостаточно высоко - наличие клинического наставника (около 61 %), точность инструкций от наставника (58 %), наличие встреч с кураторами, наставниками (53 %), низко - удобство, четкость расписания (41 %). Научная новизна. Исследование значимо для развития теории медицинской педагогики и профессионального медицинского образования. Выявлены и проранжированы оценки ординаторами прямых и косвенных показателей качества организации их подготовки на этапе адаптации. Установлена низкая готовность ординаторов к формулировке рекомендаций, обсуждению вопросов организации их подготовки. Практическая значимость. Полученные результаты практически значимы для организации подготовки ординаторов (разработка программного и учебно-методического обеспечения, тематики тренингов, круглых столов для ординаторов и их преподавателей, разработка специальной программы адаптации), повышения квалификации наставников, преподавателей.
Введение. Рациональное использование всех видов ресурсов - один из важнейших принципов менеджмента в современной экономике, являющийся основой постоянного совершенствования компетенций специалистов. Предметом данного исследования являются подходы к обучению бережливому производству студентов различных технических и экономических направлений подготовки. Цель работы - обоснование необходимости использования бизнес-симуляторов «Фабрики процессов» в качестве основного инструмента обучения студентов вузов бережливому производству, позволяющего не только обучить основным принципам и алгоритмам, но и сформировать бережливое мышление и «мягкие» социальные умения. Методология, методы методики. Для оценки сформированности бережливых компетенций при использовании различных форматов обучения применялись качественные и количественные методы педагогического исследования: изучение научных источников по теме исследования, анализ форматов обучения студентов высших учебных заведений, наблюдение, оценка освоения компетенций и анкетирование. Результаты исследования. Установлено, что обучение на специализированных бизнес-симуляторах «Фабрики процессов» позволяет сформировать у студентов основы бережливого мышления и научно обоснованные подходы к оптимизации реальных производственных процессов, сокращению непроизводительных потерь на «Фабриках процессов» в кооперации с представителями предприятий. Подтверждено, что в процессе квазипрофессиональной деятельности активно формируются «мягкие» социальные умения и навыки. Научная новизна. Впервые объектом исследования является обучение основам бережливого производства студентов технических и экономических направлений подготовки в университетах. Практическая значимость. В рамках национального проекта «Производительность труда» особое внимание уделяется подготовке специалистов, умеющих сокращать непроизводительные потери и улучшать бизнес-процессы. В этой связи эффективное обучение бережливому производству в вузах является актуальным и значимым для современной системы образования.
Введение. Дискуссия о подходах к формулированию образовательного результата программ высшей школы в современном университете приобретает новый ракурс в связи с нарастающим разнообразием студенческих групп, запросом на справедливое и доступное образование. Целью исследования является определение специфики личностного потенциала как элемента структуры образовательного результата студентов в условиях инклюзивной трансформации университета. Методология, методы и методики. Структура образовательного результата в условиях высшего инклюзивного образования разработана на основе сравнительно-сопоставительного анализа модели личностного потенциала Д. Леонтьева и универсального конструктора компетенций, составленного в рамках методологии оценки надпрофессиональных компетенций А. Г. Комиссаровым, Е. А. Степашкиной, О. Б. Соболевой и др. Эмпирическое исследование было проведено с использованием методик оценки надпрофессиональных компетенций в адаптации А. Г. Комиссарова, Е. А. Степашкиной. Выборку составили 505 студентов ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». Полученные данные были подвергнуты кластерному и корреляционному анализу с применением программного инструментария IBM SPSS Statistics. Результаты. Описание и интерпретация полученных психологических профилей студентов позволили выделить личностный потенциал как ядерный образовательный результат в условиях инклюзивной трансформации университета. Инструментом, позволяющим регулировать характеристики личностного потенциала студентов выступает универсальный дизайн для обучения. Научная новизна. Представлена структура образовательного результата в условиях инклюзивной трансформации университета, где ядерную функцию выполняют личностные компетенции (self skills), а фактором, связывающим уровни компетенций (hard, soft и self skills), является личностный потенциал. Практическая значимость. Администрация вуза и преподаватели, ориентируясь на профили студентов с различным уровнем личностного потенциала, могут проектировать максимально благоприятную и эффективную образовательную среду на основе принципов универсального дизайна.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/