Введение. Проблемы привлечения и сохранения медицинского персонала, совершенствования условий их труда и здоровья необходимо своевременно выявлять, минимизировать и решать еще на уровне ординатуры как основополагающем этапе профессионального медицинского образования. Цель исследования - выявить и сопоставить организационные проблемы адаптации ординаторов к образовательно-профессиональной деятельности по степени распространенности, сложности по оценке самих ординаторов. Методология, методы и методики. Исследование реализовалось в октябре-ноябре 2023 г. Его участниками выступили ординаторы I курса (более 700 человек) из Алтайского, Казанского, Сибирского, Тюменского государственных медицинских университетов. Методы: анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, рефлексивное письмо, анализ и обобщение результатов, ранжирование полученных числовых данных. Результаты. Установлено, что почти половина ординаторов абсолютно удовлетворена обучением по итогам первых месяцев, но наличие проблем подтвердили почти 40 %. Респонденты высоко оценивают наличие куратора от кафедры (более 84 %), недостаточно высоко - наличие клинического наставника (около 61 %), точность инструкций от наставника (58 %), наличие встреч с кураторами, наставниками (53 %), низко - удобство, четкость расписания (41 %). Научная новизна. Исследование значимо для развития теории медицинской педагогики и профессионального медицинского образования. Выявлены и проранжированы оценки ординаторами прямых и косвенных показателей качества организации их подготовки на этапе адаптации. Установлена низкая готовность ординаторов к формулировке рекомендаций, обсуждению вопросов организации их подготовки. Практическая значимость. Полученные результаты практически значимы для организации подготовки ординаторов (разработка программного и учебно-методического обеспечения, тематики тренингов, круглых столов для ординаторов и их преподавателей, разработка специальной программы адаптации), повышения квалификации наставников, преподавателей.
Идентификаторы и классификаторы
Результаты анкетирования российских ординаторов, представленные в статье, соотносятся с результатами исследования M. Robbrecht, M. Van Winckel, K. Norga, M. Embo [24], выявивших факторы, представляющие наибольшую ценность для ординаторов, и их основные общие проблемы. К первым относятся: прямой контакт с пациентами, дискуссии с руководителями, групповые обсуждения пациентов, взаимодействие со сверстниками, презентации клинических случаев. Вторые включают недостаточное предоставление защищенного учебного времени для обучения и наблюдения (как для врачей, так и для ординаторов), дисбаланс между работой и обучением. Основная претензия, высказываемая ординаторами по отношению к врачам на базе клинической практики, это – восприятие ординаторов как дешевой рабочей силы. Контраргументом является мнение отдельных врачей о том, что некоторые ординаторы намеренно не участвуют в своих клинических разработках. При этом обе стороны выражают желание уделять больше времени образовательной деятельности. Анализ содержания рефлексивных писем российских ординаторов, представленных в настоящей работе, свидетельствуют о наличии аналогичных претензий ординаторов по поводу отношения к ним наставников и медицинского персонала. Таким образом, можно констатировать, что обозначенные проблемы носят глобальный характер.
Список литературы
1. Крюков А.И., Носуля Е.В., Кунельская Н.Л., Гаров Е.В., Романенко С.Г., Кирасирова Е.А., Хамзалиева Р.Б., Товмасян А.С., Гуров А.В., Кучеров А.Г., Юшкина М.А., Артемьев М.Е. Ординатура - основополагающий этап профессиональной подготовки оториноларинголога. Вестник оториноларингологии. 2023;88(2):93-98. DOI: 10.17116/otorino20228802193 EDN: MTRPQQ
2. Manzoor S., Sajjad M., Anwar I., Rafi A. Coping strategies adopted by medical residents in dealing with work-related stress: a mixed-methods study. BMC Medical Education. 2022;22:449. DOI: 10.1186/s12909-022-03520-6 EDN: BNTQZI
3. Гацура О.А., Дерюшкин В.Г., Гацура С.В. Начинающий врач на пороге клинической ординатуры: ожидания и вызовы. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;10(3):64-70. DOI: 10.24411/2220-8453-2019-13007 EDN: GTSLPS
4. Мельцер Р.И., Лозовик И.П., Недбайлик С.Р., Мамошкин М.М., Шуркин С.В. О различных аспектах клинической ординатуры в современном образовательном контексте. International journal of professional science. 2019;12:9-12. Режим доступа: http://scipro.ru/article/03-12-2019 (дата обращения: 17.03.2024). EDN: GEJUOK
5. Иванов Д.О., Александрович Ю.С., Кульбах О.С., Зинкевич Е.Р., Дитковская Л.В., Пшениснов К.В. Качество последипломной подготовки ординаторов. Вестник РАМН. 2019;74(5):333-341. DOI: 10.15690/vramn1177 EDN: RREUVG
6. Шестак Н.В. Ординатура: проблемы формирования и оценивания универсальных компетенций. Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конференции; 03-04 февраля 2016 г. Красноярск: Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. ВойноЯсенецкого; 2016:353-356. Режим доступа: (дата обращения: 17.03.2024). EDN: VJSBTL
7. Burke G., Melvin L., Ginsburg S. “Patients are the people who teach me the most”: exploring the development of communication skills during internal medicine residency. Journal of Graduate Medical Education. 2023;15(1):59-66. DOI: 10.4300/JGME-D-22-00433.1 EDN: GQHGNI
8. Noordman J., Post B., van Dartel A.A.M., Slits M.A., Olde Hartman T.C. Training residents in patient-centred communication and empathy: evaluation from patients, observers and residents. BMC Medical Education. 2019;19:128. DOI: 10.1186/s12909-019-1555-5 EDN: MYDMBB
9. Tan X.H., Foo M.A., Lim S.L.H., Lim M.B.X.Y., Chin A.M.C., Zhou J., Chiam M., Krishna L.K.R. Teaching and assessing communication skills in the postgraduate medical setting: a systematic scoping review. BMC Medical Education. 2021;21(1):483. DOI: 10.1186/s12909-021-02892-5 EDN: RCVWXI
10. Driever E.M., Tolhuizen I.M., Duvivier R.J., Stiggelbout A.M., Brand P.L.P. Why do medical residents prefer paternalistic decision making? An interview study. BMC Medical Education. 2022;22(1):155. DOI: 10.1186/s12909-022-03203-2 EDN: YJHHQF
11. Fujikawa H., Son D., Eto M. Cultural adaptation and validation of Japanese medical resident version of the workplace social capital scale: a cross-sectional study. BMC Medical Education. 2023;23(1):487. DOI: 10.1186/s12909-023-04469-w EDN: WWWDBH
12. Chuented P., Puranitee P., Pakakasama S., Meepanya S. Factors affecting residents’ internal motivation, grit, and well-being. BMC Medical Education. 2023;23(1):779. DOI: 10.1186/s12909-023-04679-2 EDN: TDOZHG
13. Shawahna R., Maqboul I., Ahmad O., Al-Issawy A., Abed B. Prevalence of burnout syndrome among unmatched trainees and residents in surgical and nonsurgical specialties: a cross-sectional study from different training centers in Palestine. BMC Medical Education. 2022;22 (1):322. DOI: 10.1186/s12909-022-03386-8 EDN: REFEAO
14. Shah H.P., Salehi P.P., Ihnat J., Kim D.D., Salehi P., Judson B.L., Azizzadeh B., Lee Y.H. Resident burnout and well-being in otolaryngology and other surgical specialities: strategies for change. Otolaryngology - Head and Neck Surgery. 2023;168(2):165-179. DOI: 10.1177/01945998221076482 EDN: EYXEIG
15. Kobritz M., Nofi C.P., Demyan L., Farno E., Fornari A., Kalyon B., Patel V. Implementation and assessment of mentoring and professionalism in training (MAP-IT): A humanistic curriculum as a tool to address burnout in surgical residents. Journal of Surgical Education. 2023;80 (1):17-29. DOI: 10.1016/j.jsurg.2022.11.002 EDN: QNDCZG
16. Кемелова Г.С., Ташкенбаева В.Б., Аимбетова Д.Б. Роль клинического наставника в практической подготовке резидентов. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023;14(4):129-131. Режим доступа: https://www.rosmedobr.ru/rosmedobr2023/thesis/68500/ (дата обращения: 17.03.2024). EDN: FONNWL
17. Amonoo H.L., Barreto E.A., Stern T.A., Donelan K. Residents’ experiences with mentorship in academic medicine. Academic Psychiatry. 2019;43:71-75. DOI: 10.1007/s40596-018-0924-4 EDN: DSNSCR
18. Katayama K., Nishizaki Y., Takada T., Kataoka K., Houchens N., Watari T., Tokuda Y., Ohira Y. Association between mentorship and mental health among junior residents: a nationwide cross-sectional study in Japan. Journal of General and Family Medicine. 2023;5(1):62-70. DOI: 10.1002/jgf2.671 EDN: TWDJMN
19. Flurie R.W., Hylton Gravatt L.A., Radwan R.M., Salgado T.M., Donohoe K.L. Residents’ assessment of mentoring received on lecture performance in a teaching and learning curriculum program. Currents in Pharmacy Teaching and Learning. 2022;14(12):1463-1470. DOI: 10.1016/j.cptl.2022.10.001 EDN: DDZIZK
20. Joe M.B., Cusano A., Leckie J., Czuczman N., Exner K., Yong H., Ruzycki S., Lithgow K. Mentorship programs in residency: a scoping review. Journal of Graduate Medical Education. 2023;15(2):190- 200. DOI: 10.4300/JGME-D-22-00415.1 EDN: RZLWKP
21. Miller E.M., Goldstein C.L., Tintle S., Ravi B., Hogan M.V., Waterman B.R. Current resident and faculty mentorship satisfaction and important mentee functions in orthopedic surgery: An American orthopedic association North American traveling fellowship project. Journal of Surgical Education. 2021;78(5):1735-1754. DOI: 10.1016/j.jsurg.2021.01.018 EDN: XZFIJY
22. Sobel J., Hayden S.R., Wardi G. The knowledge gap: mentorship in emergency medicine residency. Annals of Emergency Medicine. 2023;82(1):47-54. DOI: 10.1016/j.annemergmed.2023.01.026 EDN: NUXCNY
23. Skipper M., NØhr S.B., Jacobsen T.K., Musaeus P. Organisation of workplace learning: a case study of paediatric residents’ and consultants’ beliefs and practices. Advances in Health Sciences Education. 2016;21(3):677-694. DOI: 10.1007/s10459-015-9661-6 EDN: OUTOGV
24. Robbrecht M., Van Winckel M., Norga K., Embo M. Exploring residents and supervisors’ workplace learning needs during postgraduate medical education. International Journal of Medical Education. 2023;14:65-74. DOI: 10.5116/ijme.625f.bfb1 EDN: FSZAFR
25. Yaow C.Y.L., Mok H.T., Ng C.H., Devi M.K., Iyer S., Chong C.S. Difficulties faced by general surgery residents. A qualitative systematic review. Journal of Surgical Education. 2020;77(6):1396-1406. DOI: 10.1016/j.jsurg.2020.06.003 EDN: TJWDFC
26. Логвинов Ю.И., Орловская А.И. Организация симуляционной мастерской для подготовки врачей-ординаторов к первичной специализированной аккредитации. Виртуальные технологии в медицине. 2023;3(37):180-181. DOI: 10.46594/2687-0037_2023_3_1662 EDN: GXMECS
27. Карлова Н.А., Бойцова М.Г., Зорин Я.П. Организация самостоятельной работы ординаторов по специальности “рентгенология” с элементами симуляционного обучения. Визуализация в медицине. 2020;2(4):3-6. Режим доступа: https://ojs3.gpmu.org/index.php/visual-med/article/view/2593 (дата обращения: 20.03.2024). EDN: UXGOEH
28. Рябова Т.В., Жидяевский А.Г., Галимова Л.Л., Мухарямова Л.М. Исследование факторов профессиональной адаптации ординаторов. Казанский педагогический журнал. 2022;4(153):209-216. DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.025 EDN: MNOPKD
29. Рябова Т.В., Марапов Д.И., Жидяевский А.Г., Галимова Л.Л., Мухарямова Л.М. Факторы и условия успешной профессиональной адаптации ординаторов. Казанский медицинский журнал. 2024;105(1):128-136. DOI: 10.17816/KMJ321747 EDN: VLXMXQ
30. Плотникова И.Е., Лунина Н.А., Гавриш А.В., Берлева С.Ю. Характеристика зависимости индивидуальной оценки качества обучения по программе ординатуры в контексте трудоустройства выпускников ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Мир науки. Педагогика и психология. 2019;3. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN319.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
31. Булычева Е.В., Ткаченко И.В., Калинина Е.А., Лозинская Т.Ю. Анализ прогресса самостоятельной работы ординаторов по подготовке к первичной специализированной аккредитации. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023;14(3):22-32. DOI: 10.33029/2220-8453-2023-14-3-22-32 EDN: KCKSCM
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Цифровая компетентность рассматривается как ключ к занятости, образованию и социальной сфере в XXI веке. При этом не существует универсальной основы для изучения отношения к искусственному интеллекту (ИИ) и его использованию в профессиональной и личной жизни. Цель. Целью настоящего исследования является определение отношения респондентов к преимуществам и угрозам ИИ, которые могут способствовать или препятствовать процессу интеграции интеллектуального ИИ в разные аспекты жизни. Методология, методы и методики. В этой статье представлены результаты пилотного исследования отношения к ИИ, проведенного на выборке из 125 болгарских студентов и специалистов. Дизайн исследования смешанный (количественный и качественный) и включает шкалы, фокус-группы и интервью. Результаты и научная новизна. Установлено, что как молодые, так и взрослые люди основывают свои мнения на оценке эффективности ИИ и находят положительные последствия в связи с облегчением выполнения задач, но имеют серьезные сомнения относительно безопасности работы и использования ИИ в социальной сфере и подчеркивают, что навыки ИИ должны стать частью образования. Выделенные будущие направления исследований связаны с дифференциацией образовательных, профессиональных и личных сфер, а также самооценкой цифровой грамотности с точки зрения фактических данных и современного уровня развития. Практическая значимость. Результаты исследования сосредоточены на осознанном мышлении, состоянии образовательной среды и редизайне образовательного контента, в частности, на формах критического взаимодействия и использовании ИИ.
Введение. В условиях повышенных требований, предъявляемых к школьнику, вопрос сохранения эмоционального благополучия приобретает особую значимость. Цель данного исследования заключается в оценке вклада личностных черт, условий образовательной среды и академической успешности в эмоциональное благополучие школьников. Методология, методы и методики. Теоретико-методологической основой исследования выступили концепция социального и эмоционального благополучия (M. Hamilton, G. Redmond) и теоретические положения о сущности академической успешности обучающихся (В. Н. Дружинин, М. Р. Шабалина). В исследовании принимали участие 975 учеников школ г. Екатеринбурга. Использовались методы теоретического анализа, психодиагностический метод и методы математико-статистической обработки данных. Результаты. Установлено, что существует связь показателей эмоционального благополучия, личностных черт и академической успешности у школьников. Школьники с высоким эмоциональным благополучием характеризуются дружелюбием, добросовестностью, открытостью опыту и экстраверсией, оценивают свои объективные академические результаты ниже их фактического значения. Школьники с низким эмоциональным благополучием характеризуются проявлением нейротизма и заниженной субъективной оценкой своих академических результатов по сравнению с реальными результатами. Ученики из школ с высокими образовательными результатами являются более эмоционально благополучными и характеризуются несколько завышенным представлением о своих академических результатах, в отличие от учащихся школ с низкими образовательными результатами. Научная новизна исследования заключается в установлении связи между эмоциональным благополучием, личностными чертами и академической успешностью, а также рассмотрении феномена «эмоциональное благополучие» с позиции выделения его высокого и низкого уровня. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании эмоционального благополучия школьников и их академической успешности, а также при разработке программ психолого-педагогического сопровождения формирования и сохранения эмоционального благополучия школьников.
Введение. В современном обществе в условиях стремительных изменений особую актуальность приобретают исследования проблемы стресса и психологических ресурсов его преодоления человеком в различных жизненных сферах. Результаты изучения этой проблемы значимы для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь. Цель статьи заключается в обсуждении понятия «академический стресс», теоретических подходов, результатов и перспектив эмпирических исследований его влияния на личностные и регуляторные ресурсы академической успешности, психологическое благополучие и профессиональное самоопределение обучающихся юношеского возраста. Результаты и научная новизна. Осуществлен теоретический анализ литературных источников и материалов эмпирических исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме академического стресса. Предложено рабочее определение, рассмотрены его источники и последствия. Проанализированы результаты исследований таких его видов, как острый и хронический стресс. Показано, что острый стресс ситуативен и может не только негативно, но и позитивно влиять на академическую продуктивность, например, в ситуации проверки знаний. В отличие от острого хронический стресс может иметь серьезные негативные последствия для обучающегося, его физического и психологического здоровья. В теоретическом плане рассмотрены возможности ресурсного подхода к исследованию академического стресса и его преодоления, намечены новые направления развития научных представлений о метаресурсной роли осознанной саморегуляции в достижении различных жизненных целей в условиях стресса. В эмпирическом плане впервые поставлены задачи определения универсальных и специальных регуляторных компетенций, позволяющих молодым людям успешно учиться, чувствовать себя благополучными и осуществлять профессиональный выбор в сложных стрессовых ситуациях, а также определения личностных и регуляторных компетенций, которые могут выступить ресурсами «посттравматического роста» у молодежи в трудных жизненных ситуациях. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической и психологической практике для разработки методов преодоления стресса в образовательной среде.
Введение. Исследование демонстрирует, что опросник многогрупповой этнической идентичности (MEI2) является полезным инструментом для оценки аспектов этнической идентификации для индонезийских учащихся средних школ из разных этнокультурных слоев. Цель настоящей работы - изучение влияния этнической идентичности на психологическое благополучие учащихся средних школ Индонезии с помощью опросника MEI2. Методология, методы и методики. В исследовании приняли добровольное участие 276 учеников средней школы (60,1 % женщин; 39,9 % мужчин). Результаты были проанализированы с использованием программного обеспечения SPSS версии 29 и SmartPLS v4. Для оценки того, насколько хорошо модель измерения соответствует полученным данным, был использован подтверждающий факторный анализ (CFA). Результаты и научная новизна. CFA подтвердил валидность применения опросника MEI2, продемонстрировав, что модель является как эффективной, так и адекватной. Критерий Кайзера - Майера - Олкина (КМО) составил,885. Надежность согласованности, измеренная с помощью альфы Кронбаха (α), варьировалась от,69 до,85, а совокупная надежность, оцененная с помощью омеги Макдональда (ω), варьировалась от,64 до,83. Дискриминантная валидность была подтверждена в диапазоне от,591 до,696. Таким образом, в ходе работы были выявлены значительные положительные корреляции между тремя областями этнической идентичности. Практическая значимость. Исследование подтверждает, что опросник MEI2 является надежным инструментом для оценки этнической идентичности среди индонезийских учащихся средней школы, и помогает педагогам в распознавании и учете разнообразных этнических идентичностей студентов в контексте индонезийской культуры.
Введение. Рациональное использование всех видов ресурсов - один из важнейших принципов менеджмента в современной экономике, являющийся основой постоянного совершенствования компетенций специалистов. Предметом данного исследования являются подходы к обучению бережливому производству студентов различных технических и экономических направлений подготовки. Цель работы - обоснование необходимости использования бизнес-симуляторов «Фабрики процессов» в качестве основного инструмента обучения студентов вузов бережливому производству, позволяющего не только обучить основным принципам и алгоритмам, но и сформировать бережливое мышление и «мягкие» социальные умения. Методология, методы методики. Для оценки сформированности бережливых компетенций при использовании различных форматов обучения применялись качественные и количественные методы педагогического исследования: изучение научных источников по теме исследования, анализ форматов обучения студентов высших учебных заведений, наблюдение, оценка освоения компетенций и анкетирование. Результаты исследования. Установлено, что обучение на специализированных бизнес-симуляторах «Фабрики процессов» позволяет сформировать у студентов основы бережливого мышления и научно обоснованные подходы к оптимизации реальных производственных процессов, сокращению непроизводительных потерь на «Фабриках процессов» в кооперации с представителями предприятий. Подтверждено, что в процессе квазипрофессиональной деятельности активно формируются «мягкие» социальные умения и навыки. Научная новизна. Впервые объектом исследования является обучение основам бережливого производства студентов технических и экономических направлений подготовки в университетах. Практическая значимость. В рамках национального проекта «Производительность труда» особое внимание уделяется подготовке специалистов, умеющих сокращать непроизводительные потери и улучшать бизнес-процессы. В этой связи эффективное обучение бережливому производству в вузах является актуальным и значимым для современной системы образования.
Введение. Дискуссия о подходах к формулированию образовательного результата программ высшей школы в современном университете приобретает новый ракурс в связи с нарастающим разнообразием студенческих групп, запросом на справедливое и доступное образование. Целью исследования является определение специфики личностного потенциала как элемента структуры образовательного результата студентов в условиях инклюзивной трансформации университета. Методология, методы и методики. Структура образовательного результата в условиях высшего инклюзивного образования разработана на основе сравнительно-сопоставительного анализа модели личностного потенциала Д. Леонтьева и универсального конструктора компетенций, составленного в рамках методологии оценки надпрофессиональных компетенций А. Г. Комиссаровым, Е. А. Степашкиной, О. Б. Соболевой и др. Эмпирическое исследование было проведено с использованием методик оценки надпрофессиональных компетенций в адаптации А. Г. Комиссарова, Е. А. Степашкиной. Выборку составили 505 студентов ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». Полученные данные были подвергнуты кластерному и корреляционному анализу с применением программного инструментария IBM SPSS Statistics. Результаты. Описание и интерпретация полученных психологических профилей студентов позволили выделить личностный потенциал как ядерный образовательный результат в условиях инклюзивной трансформации университета. Инструментом, позволяющим регулировать характеристики личностного потенциала студентов выступает универсальный дизайн для обучения. Научная новизна. Представлена структура образовательного результата в условиях инклюзивной трансформации университета, где ядерную функцию выполняют личностные компетенции (self skills), а фактором, связывающим уровни компетенций (hard, soft и self skills), является личностный потенциал. Практическая значимость. Администрация вуза и преподаватели, ориентируясь на профили студентов с различным уровнем личностного потенциала, могут проектировать максимально благоприятную и эффективную образовательную среду на основе принципов универсального дизайна.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/