Цель - рассмотреть основные направления развития научного и инновационного потенциала молодежи Беларуси в рамках «Стратегии развития молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года». Авторами проанализированы статистические данные по ряду показателей (количество поступающих в аспирантуру, докторантуру), выделено несколько наиболее популярных отраслей занятости белорусской молодежи: ИТ-технологии, сфера услуг питания и гостиничного бизнеса, оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, сфера финансовых услуг, страховых услуг, научная деятельность. Отмечается, что в процессе получения высшего образования как способ заработка в период каникул у студентов остаются востребованы студенческие молодежные отряды. По результатам анализа выявлены сильные стороны реализуемой государственной молодежной политики и предложены возможные инструменты перспективного ее развития, нацеленные на приобретение и развитие компетенций у молодежи. Среди наиболее востребованных компетенций - развитие предпринимательских способностей, обучение стартап-проектированию и проектным технологиям, инновационному менеджменту. Также авторами обозначена необходимость совершенствования форм работы с одаренной молодежью в вузах (в т. ч. в процессе обучения, более активное применение новых инструментов проектирования инноваций).
Идентификаторы и классификаторы
Настоящее и будущее страны формирует молодежь, трансформируя свои инициативы в форме первоначальных инновационных идей в реальные проекты и разработки, внедряемые в экономический, социальный, общественно-политический и культурный секторы функционирования государства. Следовательно, важнейшей задачей государства является поддержка молодежных инициатив путем развития финансово-экономических, организационно-управленческих инструментов.
Список литературы
1. Астратова, Г.В., Климук В.В. К вопросу об эффективности и результативности труда научных работников R&D сектора // Вестник евразийской науки. - 2022. - Т. 14. - № 1. EDN: RPRTXQ
2. Воробьева Е.С., Краковецкая И.В., Нюренбергер Л.Б. Конкурентные позиции российских университетов на мировом рынке образования: подведение первых итогов и новые горизонты инициативы превосходства России// Креативная экономика. 2020. -Т. 14. -№ 3. С. 287-312. EDN: GOTLSQ
3. Иванченко О.С., Сыч В.В., Некрасов Е.Е. Инновационный потенциал и инновационная деятельность молодежи в пространстве высшего образования: динамика и перспективы // Гуманитарий Юга России. -2020. - Т. 9. -№ 2. -С. 114-125. EDN: CJXJQY
4. Инновационные решения финансовых, социальных, технологических проблем цифрового общества//Астратова Г.В., Аношина Ю.Ф., Березина Н.А., Васильева Е.В., Илюхина И.Б., Илюхина Н.А., Климук В.В., Лытнева Н.А., Минин В.М., Моисеенко В.А., Миленков А.В., Павлова А.В., Парушина Н.В., Проняева Л.И., Редькина А.Д., Симонов С.Ю., Симченко Н.А., Сучкова Н.А., Таранова И.В., Тошпулотов А.А. и др. Монография / Орел, 2021. 200 с. EDN: UWSTYX
5. Ковалева, А.И., Луков, В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум. 1999. - 351 с. EDN: TVSIUX
6. Купряшин Г.Л. Модернизация государственного управления: институты и интересы. - М.: Издательство Московского университета, 2012. -312 с. EDN: RBBIBV
7. Лыскова, В.Ю. Современные проблемы привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности // Вестник ТГУ. 2011. №11. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-privlecheniya-molodezhi-k-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti. (дата обращения: 03.12.2022).
8. Манхейм, К. Диагноз нашего времени: пер. с нем. и англ. / гл. ред. и сост. серии С. Я. Левит. М.: Юрист. 1999. 700 с.
9. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи: учебное пособие. - СПб.: ИД “Петрополис”, 2008. 316 с. EDN: RYSCNF
10. Меркулов П.А. Иерархия приоритетов государственной молодежной политики РФ: новации и традиции // Среднерусский вестник общественных наук. -2022. -Т. 17. -№ 3. - С. 17-41. EDN: JEPKUA
11. Меркулов П.А., Леонова О.В. Особенности символической политики государства в гражданско-патриотическом воспитании молодежи постсоветской России // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. -Т. 16. - № 6. - С. 15-31. EDN: GYEOHL
12. Об основах государственной молодежной политики [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 7 декабря 2009 г., № 65-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 21.10.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.
13. Одинцова М.И. Институциональная экономика [Текст]: учеб. пособие / М. И. Одинцова; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2009. -397 с. EDN: QTUPIL
14. Система образования Республики Беларусь в цифрах. - Статистический сборник. - Минск, 2022. - 62 с.
15. Соловьев А.И. Принятие государственных решений в социальной сфере // Политика и управление в социальной сфере. Введение в предмет / Под. Ред. Н.С. Григорьевой, А.И. Соловьева. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2018. -С. 99.
16. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб: Лениздат, 1996. 702 с.
17. Храмцова, Ф.И. Модернизация государственного управления сферой молодежной политики на материалах Республики Беларусь // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2022. №7-2. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-gosudarstvennogo-upravleniya-sferoy-molodezhnoy-politiki-na-materialah-respubliki-belarus. - (дата обращения: 03.12.2022). EDN: MDOHNG
18. Шамсутдинова Н., Ягафарова Д. Интеллектуальный потенциал молодежи и проблемы воспроизводства научных кадров республики // Ватандаш. 2019. № 4 (271). С. 122-128. EDN: LWXFPK
19. Яголковский, С. Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы / С. Р. Яголковский; Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 270 с. EDN: ZXSTVD
20. Frolova O.Ya., Shmeleva Zh.N. The importance of scientific and practical activities in the innovative potential formation in organizations //Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. - Т. 10. - № 3 (36). -С. 397-400. EDN: NCNGYC
21. Ivanova O., Gnatyshina E., Uvarina N., Korneeva N., Savchenkov A. The wheel of science: a model for managing scientific activities in higher education as a factor in developing flexible skills of the youth in the region // Thinking Skills and Creativity. 2021. -Т. 42. -С. 100928. EDN: HTJDPY
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью статьи является анализ действий внешних акторов по дискриминации отечественной спортивной дипломатии и определение приоритетов противодействия незаконным санкциям против российского олимпийского движения. В период с 2015 года российские спортсмены стали подвергаться ограничениям на право участия в международных спортивных соревнованиях. После начала специальной военной операции на территории Украины количество ограничений российских спортсменов можно назвать беспрецедентным за всю историю мирового спорта и Олимпийских игр. Методология исследования основывается на использовании ресурсов ивент-анализа, контент-анализа, общенаучной методологии. Противодействие вводимым ограничениям и возвращение полноты международного спортивного участия должно стать главной целью спортивной дипломатии Российской Федерации в современных условиях. Для достижения поставленной цели у России сохраняется ряд инструментов, комплексное задействование которых может обеспечить решение проблем взаимоотношений между МОК и нашей страной. В результате установлено, что первостепенное значение среди инструментов нейтрализации незаконных санкций будут иметь спортивно-судебные меры: обращение к международному спортивному арбитражу, расширение участия России в региональных спортивных федерациях и организациях, выдвижение инициатив по реформированию управления МОК. Обоснована необходимость принятия концептуальных документов, определяющих стратегию спортивной дипломатии страны в условиях эскалации международных отношений.
Цель данной работы заключается в определении текущего уровня экологичности грузоперевозок в России и, в частности, Республике Карелии и возникающих конфликтов интересов при экологизации транспортной сферы. Работа построена на данных статистических агентств, экспертиз различных видов грузового транспорта и результатов апробации транспортных моделей ранее проведённых исследований. Были использованы методы описательной статистики, нормативно-правовой и контент-анализ законодательных и стратегических документов, метод кейс-стади и картографический метод. В ходе работы определены распространённость различных видов грузоперевозок, их воздействие на окружающую среду, связанные с ними денежные и неденежные издержки. Осуществлена комплексная оценка направлений повышения экологических характеристик грузового транспорта и их влияния на изменение экономических и потребительских показателей. Показано, что пока на рынке отсутствует понимание, какое из направлений экологизации наиболее перспективно. Научной новизной характеризуется установление того, что улучшение экологических характеристик грузоперевозок приводит к трансформации их потребительской ценности и возникновению конфликтов экономических, экологических, а на ряде территорий и социальных интересов, и это существенно ограничивает переход компаний к построению устойчивых цепочек поставки. В наибольшей мере улучшение потребительских качеств происходит при экологизации железнодорожного транспорта, в отношении остальных видов снижаются пределы использования по времени и дальности. Потенциал ускорения перевозок водным транспортом без ухудшения его экологических характеристик существенно ограничен. Практическую ценность имеют выработанные рекомендации по повышению экологичности грузового транспорта и показанная необходимость учёта конфликтов интересов акторов для обеспечения эколого-экономической и социальной безопасности территорий.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современное общество выходит на новый виток инновационного развития с характерным возрастанием экоактивизма и общественного спроса на продукцию природосберегающих производств, а также растущим интересом бизнес-структур к экономии дорожающих ограниченных ресурсов за счет массового внедрения безотходных технологий и удлинения циклов потребления. Выгоды перехода к циркулярной экономике для региональных систем заключаются в создании новых рабочих мест по мере перехода от простого отказа от части благ, созданных из невозобновляемых ресурсов, к проектированию длинных и множественных циклов потребления. Природные богатства Арктической зоны - это огромный потенциал для развития экономики России. Учитывая большой ресурсный запас данного региона, вопросы повышения эффективности управления социо-эколого-экономическим развитием данной территории на основе технологий циркулярной экономики являются своевременными и необходимыми. Цель - разработать методологические основы управления социо-эколого-экономическим развитием Арктической зоны на основе модели экономики замкнутого цикла. Объектом исследования выступает концепция циркулярной экономики. Методология исследования: сравнительный и системный подходы, а также общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения. В результате автором раскрыта сущность циркулярной экономики, заключающаяся в принятии моделей более чистого производства, повышении ответственности и осведомленности производителей и потребителей, использовании возобновляемых технологий и материалов, а также в принятии подходящих, стабильных политик и инструментов. Предложены принципы и инструменты управления региональными системами на основе технологий циркулярной экономики. Обоснована необходимость трансформации модели управления социо-эколого-экономическим развитием Арктической зоны путем применения элементов экономики замкнутого цикла.
Современная нестабильная макро- и микроэкономическая обстановка требует от органов государственной исполнительной власти создания и интеграции принципиально новых инструментов развития национальной и региональной экономики. Ключевым драйвером такого развития, по мнению автора, способно стать совершенствование различных форм поддержки инвестиционных процессов. Цель - создание нового инструмента поддержки товарно-инвестиционных процессов, обеспечивающего достижение баланса интересов всех ключевых участников отечественной социально-экономической системы. Методология: основываясь на анализе действующей нормативно-правовой базы и оценке накопленного эмпирического опыта регионов в части поддержки товарно-инвестиционных проектов на примере Орловской области, предложено создание специализированной товарно-инвестиционной биржи.
Результаты: уникальность биржи заключается в достижении искомого баланса интересов трёх ключевых участников: во-первых, удовлетворения унифицированных и (или), напротив, уникальных потребностей конечных потребителей товаров, работ, услуг; во-вторых, максимизации получения прибыли для локальных товаропроизводителей и сервисов; а также, в-третьих, достижения устойчивого социально-экономического развития как отдельных муниципальных образований, так и региона в целом за счет привлечения и аккумулирования дополнительного финансово-инвестиционного капитала. При этом оценка социально-экономической эффективности самой биржи свидетельствует о том, что средний период окупаемости настоящего инструмента составляет около 3,5 года. Впоследствии перспективную прибыль региональное правительство сможет направить на формирование новых локальных мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Следовательно, по мнению автора, на практике создание настоящей биржи будет существенно способствовать ускорению всех товарно-инвестиционных процессов как для отдельного региона, так и для национальной экономики в целом (в случае масштабирования практики применения данного инструмента в прочих субъектах РФ).
Цель написания статьи - рассмотреть понятийный аппарат социально-экономической политики, определить ее место в управлении развитием государства и регионов. Многомерность анализируемой политики определяет необходимость использования комплексного междисциплинарного подхода. Исследование базируется на применении общенаучных методов изучения социальных и экономических категорий, анализа теоретических основ, группировки, моделирования, сравнительно-правового, структурно-функционального анализа и экспертных оценок. Исследование опирается на концепции социального государства, человеческого капитала, социальной справедливости. Автор рассматривает взаимовлияние «социального» и «экономического». В работе утверждается, что содержательные характеристики социально-экономической политики государства и регионов дифференцированы в научном дискурсе вследствие различных методологических подходов экономистов, политологов, социологов, юристов. Автор полагает, что социально-экономическая политика определяет основные цели, принципы и механизмы взаимодействия органов публичной власти, бизнеса, институтов гражданского общества в решении ключевых проблем повышения уровня и качества жизни населения на основе устойчивого социо-экономико-экологического развития. В современной политической повестке дня определенный тон данному процессу задают приоритеты, заложенные в национальных целях развития, национальных проектах, в Послании главы государства Федеральному Собранию РФ, региональных стратегических документах. Многогранность анализируемой политики повышает требования к теоретическому базису специалиста (в том числе к цифровым компетенциям), пониманию ее особенностей и процедур реализации в практике публичного управления. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что социально-экономическая политика требует своего дальнейшего научного обоснования в рамках отраслевых политик, правового оформления и практической реализации.
В статье рассматривается роль экспертных комментариев в лентах российских информационных агентств «ТАСС» и РИА «Новости» в процессе реализации государственной информационной политики Российской Федерации. Цель исследования - выяснить эмпирическим путем, действительно ли публикация государственными информационными агентствами мнений экспертов является нарушением «принципа нейтральности и равноудалённости» или таким образом агентства всего лишь помогают государству осуществлять его справедливое стремление выступать актором информационных отношений в обществе. Основным концептом исследования выступило понятие «экспертный комментарий». Проанализировав полученные результаты контент-анализа, можно заключить, что портрет эксперта у обоих агентств имеет ряд как общих черт, так и совершенно различных. Помимо этого, концептуальную базу исследования также составили такие категории, как «массовые коммуникации» и «информационный баланс». В результате авторы пришли к выводу, что публикация исследуемыми агентствами экспертных комментариев не является нарушением «принципа нейтральности и равноудаленности», а, более того, помогает точнее доносить до аудитории суть затрагиваемых проблем и расширяет палитру мнений. Также в результате контент-анализа был сформирован обобщенный портрет эксперта российских государственных информационных агентств.
Цель исследования - анализ применимости использования современных коммуникативно-информационных технологий для оценки социальных процессов на региональном уровне и обоснование актуальных подходов к анализу данных социальных сетей на основе цифрового следа актора. На основе теоретического анализа, изучения организационно-правовых и технологических аспектов проблемы авторы приходят к выводу о том, что применение коммуникативно-информационных технологий, в частности социальных сетей, для взаимодействия с органами государственной власти региона является актуальным и эффективным способом обеспечения прозрачности и открытости государственных органов перед населением. А также обеспечивают возможность задавать вопросы и высказывать свои предложения и замечания, подавать обращения и жалобы, получать обратную связь от граждан по вопросам, непосредственно касающимся их жизни и благополучия. Авторы обосновывают, что для оценки социальных процессов на региональном уровне целесообразно использовать разнообразные коммуникативно-информационные технологии. Ключевой тезис предполагает, что скрытые знания о социальных процессах, проходящих в коммуникативно-информационных технологиях, могут быть получены через анализ цифрового следа акторов. Несмотря на полноту и достоверность используемого подхода, основными его недостатками являются: многозначность оценочной лексики; сложность оценки иронии и сарказма; трудности с анализом иного текста (символических и графических изображений, которые заменяют текст); использование словарных ресурсов. Практическое использование полученных данных позволит повысить эффективность процесса принятия решений при управлении регионом, организовать общественный диалог между властями и населением региона, выявить наиболее актуальные и важные проблемы и возможные пути их решения, стать важным инструментом для формирования позитивной общественной атмосферы и повышения доверия к властям.
Целью статьи является анализ специфики реализации модели коммуникационного взаимодействия власти и общества, обеспечивающей действенную обратную связь и позволяющей разрабатывать компромиссные решения, способные мобилизовать общество на решение принимаемых властью политических задач. В качестве основных факторов, определяющих реализуемую на практике модель взаимодействия, рассматривается значение ценностных оснований, определяющих коммуникативную культуру диалога власти и общества, и технологий взаимодействия, формирующих новые способы освоения реальности. Технологию и коммуникативную культуру предлагается рассматривать как взаимодополняющие элементы, которые, находясь во взаимодействии, определяют характер и направление этого взаимодействия в виде нейтрального, регрессивного или прогрессивного типа с точки зрения эффекта от взаимодействия между государственными органами и институтами гражданского общества в современных условиях цифровой трансформации государственно-общественных отношений. Отмечается, что тип взаимодействия во многом будет зависеть от совпадения целеполагания субъектов взаимодействия: для чего эти технологии взаимодействия создаются и какие ценностные основания закладываются в основу формируемой коммуникативной культуры их использования. Автором показано, что конструктивная модель взаимодействия власти и общества, способствующая прогрессивному развитию государственно-общественных отношений, реализуется при условии совпадения целеполагания разрабатываемых и внедряемых технологий и содержания культуры коммуникации, обусловленных общими ценностями органов власти и общества. При этом технологические, культурные и целевые факторы позволяют рассмотреть коммуникационные процессы между органами власти и гражданским обществом в их системной взаимосвязи как целостного управленческого организма.
Цель статьи состоит в обосновании системы рекомендаций для профильных федеральных органов исполнительной власти и руководства субъектов РФ по использованию технологий цифровых коммуникаций для интеграции жителей ЛНР и ДНР в социокультурное пространство современной России. Данные технологии были разработаны на основе серии проведенных исследований с использованием проективных методик (ассоциативное моделирование, форсайт-сессия) с жителями ЛНР и ДНР. Выявлено ценностное ядро граждан данных новых территорий России, их когнитивные сценарии, которые были сопоставлены с аналогичными смысловыми конструкциями, отраженными в документах, регламентирующих политику РФ в сфере формирования ценностного консенсуса российских граждан. Социокультурное пространство рассматривается как смыслы социальной и культурной организаций, формирующих единое целое. Автором обозначено, что коммуникативные процессы и технологии цифровых коммуникаций в современных условиях будут оказывать большую роль на формирование нового социокультурного пространства. Выявление когнитивных сценариев жителей ЛНР и ДНР позволило установить ключевые проблемы, затрудняющие их социокультурную интеграцию в российское общество. В результате систематизации перечисленных показателей идентифицирован ряд технологий цифровых коммуникаций, направленных на создание условий жителям новых территорий РФ для успешной интеграции в социокультурное пространство России.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832