В статье предпринята попытка понять природу проблемы, от которой зависит осуществление успешного образования студентов, поступающих сегодня в вузы. Трудность видится в уже зримо проявляющемся противоречии, которое имеет тенденцию к обострению. Суть этого противоречия составляет несоответствие уровня школьной подготовки (обучения и воспитания) абитуриента тому ожидаемому его уровню, который позволил бы вузу успешно осуществлять обучение в следующие четыре - пять лет нахождения студента в университете. Для более детального понимания указанной проблемы в статье поставлена цель рассмотреть характерные свойства студента эпохи постмодерна. Для этого необходимо, во-первых, выявить объективные причины формирования и появления типа студента, свойства которого затрудняют, а то и просто не позволяют ему получить образование на должном уровне согласно современной вузовской программе; во-вторых, установить негативные свойства, характерные для современного студента и мешающие в освоении программы как ему, так и обучающим его преподавателям. Сделано предположение, согласно которому объективной причиной появления студента с негативными свойствами является глобальный кризис европейской культуры, к которой в значительной степени исторически относится и наша отечественная культура. Для обоснования данного предположения рассмотрены такие концептуальные направления развития западной культуры, как модернизм и постмодернизм, которые, по мнению автора, повлияли на становление негативных свойств современного студента, и определены такие свойства. Высказано предположение о том, что высокий уровень вузовского образования в советский период позволил отсрочить появление указанной проблемы, а затем и смягчить последствия ее появления в постсоветской России благодаря положительной инерции хорошего образования. В этом смысле существующее положение в отечественных вузах, вероятно, все же несколько лучше, чем в вузах Европы и США.
Идентификаторы и классификаторы
Многолетние рассуждения о проблемном состоянии и перспективах отечественного высшего образования необходимы и полезны – с этим никто не спорит. Но, пожалуй, сегодня эти размышления необходимы еще больше: динамика образования в высшей школе пока неутешительная. Проблема несоответствия заданному уровню образования того положения, которое фактически существует сегодня, многоаспектна: от финансирования и состояния административно-хозяйственной системы до количества и качества профессорско-преподавательского состава и самих студентов. Можно предположить, что все эти трудности далеки от преодоления, так как представляют собой проявление более масштабного кризиса, возникшего при поиске путей развития страны.
Список литературы
1. Затонский Д. В. Постмодернизм в историческом интерьере // Вопросы литературы. 1996. № 3. С. 182-205.
2. Затонский Д. В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков: Фолио, 2000. 256 с.
3. Бранская Е. В., Панфилова М. И. Модерн, модернизм, постмодернизм (к определению понятий) // Инновационная наука. 2015. № 3. С. 264-266. EDN: TMVRYB
4. Ушакова О. М. Модернизм: о границах понятия // Вестник Пермского университета. 2010. № 6 (12). С. 109-114. EDN: MWCHGF
5. Петровская Е. В., Померанц Г. С. Модернизм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. 2-е издание, исправленное и дополненное. Москва: Мысль, 2010. С. 599-602.
6. Пинейро Г. Э. Наука. Величайшие теории. Выпуск 17: У интуиции есть своя логика. Гедель. Теоремы о неполноте / перевод с испанского. Москва: Де Агостини, 2015. 168 с.
7. Хассан И. Х. Постмодернистский поворот: очерки по теории и культуре постмодернизма. Колумбус: Издательство университета штата Огайо, 1987. 267 с.
8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: пер. с англ. Ю. А. Данилова / общая редакция и послесловие В. И. Аршинова и др. Изд. 5-е. Москва: КомКнига, 2005. 296 с.
9. Тейлор М. Поколение Next: студент эпохи постмодерна // Отечественные записки. 2006. № 3. С. 212-229.
10. Кушнер А. С. Избранное. Москва: Эксмо, 2021. 400 с.
11. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Москва: Советские учебники, 2012. 272 с.
12. Шекспир В. Гамлет // Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии: в 2 томах. Т. 2. Москва: РИПОЛ, 1996. С. 131-272.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрены вопросы качества контрольных материалов для проведения компьютерного тестирования, дающего возможность адекватно оценить знания обучающихся. Особое внимание уделяется проблемам, связанным с формулировкой тестовых вопросов, их сложностью и механизмами оценки качества тестов, что является предметом изучения квалиметрии. В статье прослеживается историческая динамика внедрения тестирования в России и за рубежом, начиная с начала XX века и до современности, включая влияние компьютеризации образования и развитие электронных образовательных систем, таких как LMS Moodle, которая содержит достаточный инструментарий для оценки тестовых заданий. В качестве материала для исследования были рассмотрены тестовые задания для промежуточной аттестации по дисциплине «Информатика», результаты выполнения заданий обучающимися по транспортным специальностям в ФГБОУ ВО СГУПС (кафедра «Общая информатика»). Авторами для оценки качества тестовых заданий были проанализированы три статистических показателя: индекс легкости, индекс дискриминации и коэффициент дискриминации. Индекс легкости позволил определить уровень сложности отдельного вопроса; индекс дискриминации - отделить более успешных испытуемых от менее успешных; коэффициент дискриминации показал связь между результатами выполнения задания отдельными тестируемыми и их оценками за тест в целом. На основании полученных статистических данных были сформулированы выводы о дальнейшем использовании определенных тестовых заданий. Использование статистических инструментов LMS Moodle дает возможность преподавателю достаточно легко отследить проблемные места в тестовых материалах и внести соответствующую корректировку. В итоге статья подчеркивает важность систематического подхода к оценке тестирования как средства контроля знаний обучающихся. Статья отражает авторский подход наряду с общепринятым.
В современном мире туризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, выполняющая значимые социальные и культурные функции. Вместе с тем массовое развитие туризма имеет множество негативных последствий, требующих поиска новых путей для их устранения или минимизации. В результате сформировался ряд концепций (устойчивый и ответственный туризм) и видов туризма (экологический туризм, этно-социальный туризм), ключевыми принципами которых является экологичность, бережное отношение к природным и культурным ресурсам, взаимодействие туристов и туристских организаций с местным населением и учет его интересов. Необходимость реализации этих принципов в практической туристской деятельности привела к возникновению новых видов туризма, к числу которых относится и фототуризм. Не менее важной причиной появления нестандартных видов туризма является трансформация запросов потребителей, их вектор на разнообразие и инновационность. Помимо анализа концептуальных основ возникновения фототуризма в статье предложено авторское определение этого вида, приведены стандартные (возраст, количество участников, продолжительность, степень комфортности) и специфические основания классификации фототуризма. Среди последних наиболее важными являются форма проведения (наличие или отсутствие теоретических занятий) и объект фотосъемки (пейзажный или жанровый). Проанализированы специфика фототура как туристского продукта, особенности его разработки и организации, необходимость учета таких факторов, как сезонность, время суток для съемок, подбор специального снаряжения и оборудования. Дана характеристика целевой аудитории, состоящая из фотолюбителей и профессиональных фотографов. Статья может представлять интерес как для исследователей в области новых видов туризма, так и для практиков туристской сферы, реализующих инновационные направления и программы.
Изменения условий существования общества, связанные с его индустриализацией, переходом от ручного труда к машинному производству, а также результаты научно-технического прогресса, повсеместное применение автоматизации на крупных промышленных предприятиях, интенсификация производства в сельском хозяйстве - все это значительно увеличило потребление природных ресурсов, как возобновляемых, так и невозобновляемых, объем возвращаемых в природную среду для утилизации отходов промышленного производства и жизнедеятельности людей. Процессы новейшего времени, связанные с изменением социально-экономической ситуации в стране, ухудшили в России состояние окружающей среды. Все это потребовало внедрения и совершенствования правовых способов защиты окружающей среды, рационального пользования ею и природными ресурсами, установления нормативов экологической безопасности. Однако правовые меры защиты окружающей среды и нормативы природопользования не всегда и не всеми соблюдаются, порождая преступления, объединенные в настоящее время понятием экологической преступности. Защита от указанных общественно опасных деяний требует знания их правовой, криминологической и других видов характеристик. Уголовно-правовые признаки правовой характеристики преступлений закреплены в нормах уголовного закона в виде составов преступлений. Криминологическая же характеристика преступности определяется в рамках предмета науки криминологии в результате научных исследований. В связи с этим в статье в рамках исследования экологического преступления как уголовно-правового явления проектируется его определение, а также анализируются статистические и аналитические данные преступлений данного вида, позволяющие синтезировать понятие экологической преступности, выявить ее причины и условия (криминогенные детерминанты), на основе которых можно прогнозировать перспективы существования и предложить меры борьбы с экологической преступностью.
В статье представлена попытка изучения и систематизации источников, необходимых для создания объективной истории русской фольклористики Сибири от ее зарождения и до настоящего времени, определения векторов ее развития, динамики и роли региональной сибирской фольклористики в общей истории развития науки о фольклоре в нашей стране.
Все обнаруженные источники изучения историографии русской фольклористики Сибири сгруппированы в три крупных блока: 1) историографические источники (научные исследования), 2) исторические источники (документы, биографические и фактографические источники), 3) фольклорные источники (первоисточники или фольклорные тексты). Помимо собственно региональных (сибирских) историографических источников в сравнительном ракурсе исследуются общероссийские по происхождению опубликованные источники -труды ученых в области истории русской фольклористики. При этом необходимо учитывать, что между крупными блоками источников (например, историческими и фольклорными первоисточниками) существует тесное диалектическое единство и взаимосвязь: некоторые публикации представляют собой одновременно историографический источник (специальное исследование, посвященное определенной научной фольклорно-этнографической теме) и фольклорный источник (публикация фольклорных текстов - первоисточников).
На протяжении всего XX в. сибирские фольклористы, в том числе автор статьи, вводили в научный оборот значительное число архивных источников, справедливо усматривая в этом внутренний механизм развития историографического направления сибирской фольклористики и сохранения для потомков традиционной культуры русского населения Сибири. Безусловно, задача дальнейшего расширения источниковой базы сохраняет свою актуальность для отечественного фольклористического сибиреведения и в наступившем столетии. Для определения тенденций развития русской сибирской фольклористики как науки необходимо изучать весь спектр работ / источников. Только сумма (как можно более полная) исторических трудов и первоисточников дает реальное представление о динамике историографического процесса.
Статья посвящена уточнению места и роли объектов религиозной архитектуры в становлении геокультурного образа Нижнего Новгорода. Отмечается, что элементами формирования образа города являются пути, границы, районы, узлы и ориентиры. В пространстве Нижнего Новгорода сакральные строения выступают одновременно узлами и ориентирами. Подобная бинарность объясняется особенностями их интеграции в пространство города. Объекты религиозной архитектуры обладают опознаваемостью, семантичностью и структурностью, что делает их знаковыми и значимыми для городского ландшафта. В статье представлены результаты исследования сформированности геокультурного образа Нижнего Новгорода у студентов-бакалавров 1 курса, обучающихся по направлению подготовки «Дизайн». Результаты исследования показали, что объекты религиозной архитектуры играют важную роль в процессе становления образа города. Именно они создают ситуацию диалога исторических и современных элементов городского ландшафта, формируют контактно-генетические связи периодов развития культуры - прошедшего и актуального. В качестве основных сакральных архитектурных объектов обучающимися были названы собор святого благоверного князя Александра Невского и церковь Собора Пресвятой Богородицы. Их включенность в урбанистический ландшафт способствует созданию так называемой души Нижнего Новгорода, ориентированной на синтетическое начало. Это оказывает сильное влияние на оформление геокультурного образа Нижнего Новгорода, обладающего подлинной идентичностью.
В статье проводится историко-культурологический анализ вклада выдающегося деятеля эпохи Возрождения Эразма Роттердамского в науку, культуру и образование эпохи Возрождения и последующих веков. Авторы определяют Эразма Роттердамского как гуманиста, открывшего людям новые способы борьбы с недостатками общественного строя, существующими в его время, и опасности доминирования религиозного уклада во всех сферах жизни общества. Знакомство с гуманистическими идеалами Эразма Роттердамского необходимо историкам и культурологам для того, чтобы, во-первых, понять, на каких мировоззренческих и методологических основах он формирует свои гуманистические идеи, во-вторых, уточнить, какие метанарративы античной культуры он заимствует у своих предшественников, а какие внедряет сам. В основу содержания статьи положены гуманистические нарративы немецкого гуманиста Иоганна Рейхлина, француза Жака Лефевра д’Этапля, английских гуманистов Джона Колета и Томаса Мора, а также западных и российских историков, философов и культурологов. Эразм Роттердамский указал новые пути общественного развития в эпоху Возрождения посредством человеческой активности, триумфа науки и образования, показал различие между Средневековьем и Новым временем. Это был уникальный духовный опыт, который в центр Вселенной поставил человека. Гуманистические идеи Эразма Роттердамского не потеряли своей актуальности и в наше время и предоставляют исследователям его творчества уникальный материал для анализа и внедрения его в научную, культурную и образовательную сферу деятельности современного человека и общества.
Представлены сведения о возникновении такого уникального явления, как конструктивизм, в архитектуре Новосибирска 1920-1930-х гг. и восприятии его различными слоями населения с момента возникновения и до наших дней. Рассматриваются вопросы возникновения конструктивизма как стиля в революционной России, условия, способствовавшие его рождению и последующему бурному, хотя и весьма короткому, развитию. Обозначаются черты этого стиля, выделяющие его среди множества творческих направлений, имевших место в указанный период. Конструктивизм как уникальное явление российской архитектуры внес несомненный вклад в мировую культуру и обогатил ее - данный факт признан всем мировым сообществом. Городу Новосибирску в короткий период расцвета этого стиля посчастливилось получить инвестиции на масштабное строительство в связи с обретением статуса столицы Западно-Сибирского края, в результате чего город обзавелся зданиями, ставшими памятниками означенной эпохи. Возникший на волне коренных политических, общественных и ментальных преобразований в стране, этот стиль по-разному воспринимался различными группами населения, начиная с момента его создания и затем в периоды изменения политического курса, следовавшего за сменой лидеров. В данном материале исследуются основные исторические периоды трансформации политики и идеологии, отраженные в изменениях облика города Новосибирска, его архитектуры. В этом контексте рассматриваются истоки проблем перманентной утраты архитектурных объектов в качестве памятников истории и культуры, а также меры по спасению оставшихся ценных сооружений.
В работе анализируется процесс создания общественных объединений русскими педагогами в Латвийской Республике от момента юридического оформления суверенного государства до инкорпорации в состав СССР. Актуальность исследования определяется современной политикой Латвии в отношении национальных меньшинств, проживающих на территории государства, прежде всего русского. Автор исследует особенности деятельности русских общественных объединений. Подчеркивается многообразие организаций и определенная разобщенность русского населения Латвийской Республики. Раскрывается специфика православных и старообрядческих религиозных объединений. В русской педагогической среде можно выделить особенно ярких педагогов Ф. А. Эрна, Е. М. Тихоницкого, О. Н. Лишину, М. А. Каллистратова, которые создавали в Латвии русскую меньшинственную школу, находились в постоянном взаимодействии с коллегами за рубежом. В межвоенный период русские общественные организации выполняли важную задачу - способствовать оказанию всесторонней помощи тем, кто в ней нуждался. Материальное положение как русского студенчества, так и самих педагогов было часто затруднительным. Благотворительная деятельность организаций оказывала поддержку особо нуждающимся. Анализ архивных данных о ликвидации организаций свидетельствует о том, что большинство было закрыто в период диктатуры К. Улманиса с 1934 по 1940 гг. В 1940 г. произошла инкорпорация республики в состав СССР. Для русской национальной школы наступили нелегкие времена: многие педагоги были репрессированы, погибли во время немецкой оккупации или эмигрировали из страны. После окончания Великой Отечественной войны в Латвийской ССР началось формирование новой советской школы, и немногие педагоги довоенной поры смогли вернуться к педагогической практике.
В статье рассматриваются события на советско-китайской границе в марте - августе 1969 года в изложении китайских авторов Бенджамина Лая и Чжан Имина, опубликовавших в английском издательстве «Гелион» книгу «Когда братья сражаются. Рассказы китайских очевидцев о китайско-советских пограничных сражениях 1969 года». Поскольку основным материалом для книги стали публикации в китайской прессе, можно считать, что данные в ней оценки по принципиальным вопросам минувших событий соответствуют официальной позиции нынешних властей КНР. Рассмотрены наиболее важные вопросы, относящиеся к сражениям на острове Даманском и в районе озера Жаланашколь, - история пограничного размежевания Китая и России / СССР, причины советско-китайского пограничного конфликта, детали сражений на реке Уссури в марте и на среднеазиатском участке границы в августе 1969 г. Обращено внимание на специфику китайского взгляда на события: сообщается множество интересных деталей, однако замалчиваются невыгодные для китайской стороны обстоятельства. В частности, нет информации о потерях китайских войск в бою 15 марта 1969 г., хотя именно это является единственным важным вопросом, на который до сих пор нет точного ответа. Авторы книги практически всегда оправдывают действия китайцев, даже в тех случаях, когда объективные данные говорят о вине китайской стороны. Наибольшую ценность представляют воспоминания китайских ветеранов, однако они во многом обесцениваются отсутствием их критического анализа и сравнения с имеющимися документами и свидетельствами советских участников сражений.
Трансформация исторической памяти об Афганской войне в современной России представляет собой характерный пример тех изменений, которые происходят с исторической памятью и политикой исторической памяти в период трансформации самого общества. В статье анализируются основные источники и формы представления исторической памяти об Афганской войне: учебники истории, публицистика, художественные и документальные фильмы, выступления руководителей государства и ведущих политиков, мемориальное пространство, посвященное данному событию.
В исторической литературе автор выделяет две трактовки этой войны: справедливая помощь дружественному государству в соответствии с нормами международного права и вмешательство во внутренние дела другого государства, которое обернулось многочисленными жертвами. Выделены также несколько этапов в освещении событий Афганской войны. Первый этап - до начала перестройки - характеризуется полным замалчиванием этого события. На следующем этапе трансформация исторической памяти прошла от робких попыток показа помощи в устройстве мирной жизни до демонстрации жестокости этой войны по отношению к ее рядовым участникам. Второй этап связан с 1990-ми гг., когда война стала изображаться бессмысленной и трактоваться как трагедия, которую можно избежать, однако однозначной оценки данной войне не было. На этапе 2000-2018 гг. война представлялась как жестокая и бессмысленная авантюра правящей верхушки. И, наконец, после 2018 г. Афганская война стала трактоваться как справедливая и закономерная помощь дружественному афганскому народу против влияния Запада. Автор приходит к выводу о том, что историческая память об Афганской войне в современной России остается размытой и эклектичной.
Реалии современного мира, осложненного крупными региональными вооруженными конфликтами, делают актуальным исследование исторического опыта организационного строительства военно-медицинской службы в экстремальных условиях Великой Отечественной войны. Поскольку ведение активных боевых действий всегда сопряжено с безвозвратными и санитарными потерями, это требует постоянного пополнения личного состава воюющей армии. Данная проблема не может быть решена только за счет призыва новобранцев. Поэтому во время войны всегда ключевое значение приобретает лечение и возвращение в строй бойцов, выписанных из госпиталей. В период строительства кадровой армии, локальных конфликтов конца 1930-х гг. и Великой Отечественной войны в Красной армии была сформирована и успешно функционировала система поэтапного лечения раненых, основанная на принципах единства и преемственности в оказании медицинской помощи на всех стадиях санитарной эвакуации по назначению. Ее конечным пунктом являлись эвакогоспитали, развернутые в глубоком тылу. Одним из таких важных тыловых районов, где были дислоцированы десятки эвакогоспиталей, стала Западная Сибирь. В статье представлены результаты изучения проблемы формирования сети эвакогоспиталей в Западной Сибири. Дана характеристика централизованного управления эвакогоспиталями. Рассмотрены цели и принципы лечебно-эвакуационной работы, источники формирования эвакогоспиталей как медицинских учреждений. Показано, что в условиях военного времени дислокация, мощности и специализация эвакогоспиталей представляли собой гибкую и динамичную эволюционную систему, способную быстро перестраиваться в зависимости от изменения ситуации на фронте. Обоснована значимость тыловых эвакогоспиталей в общей военно-медицинской системе Красной армии.
В статье представлена социально-демографическая характеристика городской молодежи Томской губернии в конце XIX в. по результатам Первой Всеобщей переписи населения 1897 г. Под молодежью понимается социально-демографическая группа в условном возрастном диапазоне от 16 до 30 лет. Приводятся сведения о численности, половозрастной структуре городской молодежи, представлена характеристика семейного положения, уровня грамотности и сословной принадлежности молодежи Томска, Нарыма, Колывани, Барнаула, Бийска, Змеиногорска, Каинска, Кузнецка и Мариинска. Анализ материалов переписи показал, что в конце XIX в. доля молодежи составляла 29 % всего городского населения Томской губернии. Наибольшая доля выявлена в Каинске, Барнауле и Томске. Количественное соотношение половых групп среди молодежи в разных городах различалось, однако в целом мужское население преобладало над женским, что характерно для соотношения полов в городах Сибири и в России в целом на рубеже XIX-XX вв. Неравномерным было распределение мужской и женской молодежи по семейному состоянию. Несмотря на преобладание в брачном возрасте мужского населения, замужних женщин было значительно больше, чем женатых мужчин. Почти половина молодежи владела грамотой, составляя более трети всего грамотного населения городов Томской губернии. Данные переписи о социальном составе молодых горожан свидетельствуют, что самыми многочисленными среди них были представители городских сословий и лица сельского состояния, что характерно для структуры городского населения Сибири и страны в целом.
Издательство
- Издательство
- СГУПС
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630049, Новосибирская обл, г Новосибирск, Заельцовский р-н, ул Дуси Ковальчук, д 191
- Юр. адрес
- 630049, Новосибирская обл, г Новосибирск, Заельцовский р-н, ул Дуси Ковальчук, д 191
- ФИО
- Манаков Алексей Леонидович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@stu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- http://www.stu.ru/