В статье рассматриваются события на советско-китайской границе в марте - августе 1969 года в изложении китайских авторов Бенджамина Лая и Чжан Имина, опубликовавших в английском издательстве «Гелион» книгу «Когда братья сражаются. Рассказы китайских очевидцев о китайско-советских пограничных сражениях 1969 года». Поскольку основным материалом для книги стали публикации в китайской прессе, можно считать, что данные в ней оценки по принципиальным вопросам минувших событий соответствуют официальной позиции нынешних властей КНР. Рассмотрены наиболее важные вопросы, относящиеся к сражениям на острове Даманском и в районе озера Жаланашколь, - история пограничного размежевания Китая и России / СССР, причины советско-китайского пограничного конфликта, детали сражений на реке Уссури в марте и на среднеазиатском участке границы в августе 1969 г. Обращено внимание на специфику китайского взгляда на события: сообщается множество интересных деталей, однако замалчиваются невыгодные для китайской стороны обстоятельства. В частности, нет информации о потерях китайских войск в бою 15 марта 1969 г., хотя именно это является единственным важным вопросом, на который до сих пор нет точного ответа. Авторы книги практически всегда оправдывают действия китайцев, даже в тех случаях, когда объективные данные говорят о вине китайской стороны. Наибольшую ценность представляют воспоминания китайских ветеранов, однако они во многом обесцениваются отсутствием их критического анализа и сравнения с имеющимися документами и свидетельствами советских участников сражений.
Идентификаторы и классификаторы
В 2021 г. английское издательство «Гелион» («Helion») выпустило в свет двухтомник «Советско-китайская пограничная война 1969 года» («Sino-Soviet Border War of 1969») авторов Дмитрия Рябушкина (Dmitry Ryabushkin) и Гарольда Оренстайна (Harold Orenstein)1 [1–2]. Первый автор этой книги занимается темой событий 1969 г. уже около 25 лет, его публикации известны специалистам и интересующимся читателям как в России, так и за рубежом [3–4].
Список литературы
1. Ryabushkin D., Orenstein H. The Sino-Soviet Border War of 1969. Volume 1. The Border Conflict that almost sparked in Nuclear War. Warwick, United Kingdom: Helion & Company Ltd; 2021. 76 p.
2. Ryabushkin D., Orenstein H. The Sino-Soviet Border War of 1969. Volume 2. Confrontation at Lake Zhalanashkol. August 1969. Warwick, United Kingdom: Helion & Company Ltd; 2021. 76 p.
3. Рябушкин Д. С. Остров Даманский. Пограничный конфликт. Март 1969 года. Москва: Фонд “Русские витязи”, 2015. 172 с. EDN: WXSJOD
4. Рябушкин Д. С. Советско-китайский пограничный конфликт 1969 года. Казань: Бук, 2020. 282 с. EDN: EAEGLA
5. Benjamin Lai, Zhang Yiming. When Brothers Fight. Chinese Eyewitness Accounts of the Sino-Soviet Border Battles 1969. Warwick, United Kingdom: Helion & Company Ltd; 2023.86 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье предпринята попытка понять природу проблемы, от которой зависит осуществление успешного образования студентов, поступающих сегодня в вузы. Трудность видится в уже зримо проявляющемся противоречии, которое имеет тенденцию к обострению. Суть этого противоречия составляет несоответствие уровня школьной подготовки (обучения и воспитания) абитуриента тому ожидаемому его уровню, который позволил бы вузу успешно осуществлять обучение в следующие четыре - пять лет нахождения студента в университете. Для более детального понимания указанной проблемы в статье поставлена цель рассмотреть характерные свойства студента эпохи постмодерна. Для этого необходимо, во-первых, выявить объективные причины формирования и появления типа студента, свойства которого затрудняют, а то и просто не позволяют ему получить образование на должном уровне согласно современной вузовской программе; во-вторых, установить негативные свойства, характерные для современного студента и мешающие в освоении программы как ему, так и обучающим его преподавателям. Сделано предположение, согласно которому объективной причиной появления студента с негативными свойствами является глобальный кризис европейской культуры, к которой в значительной степени исторически относится и наша отечественная культура. Для обоснования данного предположения рассмотрены такие концептуальные направления развития западной культуры, как модернизм и постмодернизм, которые, по мнению автора, повлияли на становление негативных свойств современного студента, и определены такие свойства. Высказано предположение о том, что высокий уровень вузовского образования в советский период позволил отсрочить появление указанной проблемы, а затем и смягчить последствия ее появления в постсоветской России благодаря положительной инерции хорошего образования. В этом смысле существующее положение в отечественных вузах, вероятно, все же несколько лучше, чем в вузах Европы и США.
В статье рассмотрены вопросы качества контрольных материалов для проведения компьютерного тестирования, дающего возможность адекватно оценить знания обучающихся. Особое внимание уделяется проблемам, связанным с формулировкой тестовых вопросов, их сложностью и механизмами оценки качества тестов, что является предметом изучения квалиметрии. В статье прослеживается историческая динамика внедрения тестирования в России и за рубежом, начиная с начала XX века и до современности, включая влияние компьютеризации образования и развитие электронных образовательных систем, таких как LMS Moodle, которая содержит достаточный инструментарий для оценки тестовых заданий. В качестве материала для исследования были рассмотрены тестовые задания для промежуточной аттестации по дисциплине «Информатика», результаты выполнения заданий обучающимися по транспортным специальностям в ФГБОУ ВО СГУПС (кафедра «Общая информатика»). Авторами для оценки качества тестовых заданий были проанализированы три статистических показателя: индекс легкости, индекс дискриминации и коэффициент дискриминации. Индекс легкости позволил определить уровень сложности отдельного вопроса; индекс дискриминации - отделить более успешных испытуемых от менее успешных; коэффициент дискриминации показал связь между результатами выполнения задания отдельными тестируемыми и их оценками за тест в целом. На основании полученных статистических данных были сформулированы выводы о дальнейшем использовании определенных тестовых заданий. Использование статистических инструментов LMS Moodle дает возможность преподавателю достаточно легко отследить проблемные места в тестовых материалах и внести соответствующую корректировку. В итоге статья подчеркивает важность систематического подхода к оценке тестирования как средства контроля знаний обучающихся. Статья отражает авторский подход наряду с общепринятым.
В современном мире туризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, выполняющая значимые социальные и культурные функции. Вместе с тем массовое развитие туризма имеет множество негативных последствий, требующих поиска новых путей для их устранения или минимизации. В результате сформировался ряд концепций (устойчивый и ответственный туризм) и видов туризма (экологический туризм, этно-социальный туризм), ключевыми принципами которых является экологичность, бережное отношение к природным и культурным ресурсам, взаимодействие туристов и туристских организаций с местным населением и учет его интересов. Необходимость реализации этих принципов в практической туристской деятельности привела к возникновению новых видов туризма, к числу которых относится и фототуризм. Не менее важной причиной появления нестандартных видов туризма является трансформация запросов потребителей, их вектор на разнообразие и инновационность. Помимо анализа концептуальных основ возникновения фототуризма в статье предложено авторское определение этого вида, приведены стандартные (возраст, количество участников, продолжительность, степень комфортности) и специфические основания классификации фототуризма. Среди последних наиболее важными являются форма проведения (наличие или отсутствие теоретических занятий) и объект фотосъемки (пейзажный или жанровый). Проанализированы специфика фототура как туристского продукта, особенности его разработки и организации, необходимость учета таких факторов, как сезонность, время суток для съемок, подбор специального снаряжения и оборудования. Дана характеристика целевой аудитории, состоящая из фотолюбителей и профессиональных фотографов. Статья может представлять интерес как для исследователей в области новых видов туризма, так и для практиков туристской сферы, реализующих инновационные направления и программы.
Изменения условий существования общества, связанные с его индустриализацией, переходом от ручного труда к машинному производству, а также результаты научно-технического прогресса, повсеместное применение автоматизации на крупных промышленных предприятиях, интенсификация производства в сельском хозяйстве - все это значительно увеличило потребление природных ресурсов, как возобновляемых, так и невозобновляемых, объем возвращаемых в природную среду для утилизации отходов промышленного производства и жизнедеятельности людей. Процессы новейшего времени, связанные с изменением социально-экономической ситуации в стране, ухудшили в России состояние окружающей среды. Все это потребовало внедрения и совершенствования правовых способов защиты окружающей среды, рационального пользования ею и природными ресурсами, установления нормативов экологической безопасности. Однако правовые меры защиты окружающей среды и нормативы природопользования не всегда и не всеми соблюдаются, порождая преступления, объединенные в настоящее время понятием экологической преступности. Защита от указанных общественно опасных деяний требует знания их правовой, криминологической и других видов характеристик. Уголовно-правовые признаки правовой характеристики преступлений закреплены в нормах уголовного закона в виде составов преступлений. Криминологическая же характеристика преступности определяется в рамках предмета науки криминологии в результате научных исследований. В связи с этим в статье в рамках исследования экологического преступления как уголовно-правового явления проектируется его определение, а также анализируются статистические и аналитические данные преступлений данного вида, позволяющие синтезировать понятие экологической преступности, выявить ее причины и условия (криминогенные детерминанты), на основе которых можно прогнозировать перспективы существования и предложить меры борьбы с экологической преступностью.
В статье представлена попытка изучения и систематизации источников, необходимых для создания объективной истории русской фольклористики Сибири от ее зарождения и до настоящего времени, определения векторов ее развития, динамики и роли региональной сибирской фольклористики в общей истории развития науки о фольклоре в нашей стране.
Все обнаруженные источники изучения историографии русской фольклористики Сибири сгруппированы в три крупных блока: 1) историографические источники (научные исследования), 2) исторические источники (документы, биографические и фактографические источники), 3) фольклорные источники (первоисточники или фольклорные тексты). Помимо собственно региональных (сибирских) историографических источников в сравнительном ракурсе исследуются общероссийские по происхождению опубликованные источники -труды ученых в области истории русской фольклористики. При этом необходимо учитывать, что между крупными блоками источников (например, историческими и фольклорными первоисточниками) существует тесное диалектическое единство и взаимосвязь: некоторые публикации представляют собой одновременно историографический источник (специальное исследование, посвященное определенной научной фольклорно-этнографической теме) и фольклорный источник (публикация фольклорных текстов - первоисточников).
На протяжении всего XX в. сибирские фольклористы, в том числе автор статьи, вводили в научный оборот значительное число архивных источников, справедливо усматривая в этом внутренний механизм развития историографического направления сибирской фольклористики и сохранения для потомков традиционной культуры русского населения Сибири. Безусловно, задача дальнейшего расширения источниковой базы сохраняет свою актуальность для отечественного фольклористического сибиреведения и в наступившем столетии. Для определения тенденций развития русской сибирской фольклористики как науки необходимо изучать весь спектр работ / источников. Только сумма (как можно более полная) исторических трудов и первоисточников дает реальное представление о динамике историографического процесса.
Статья посвящена уточнению места и роли объектов религиозной архитектуры в становлении геокультурного образа Нижнего Новгорода. Отмечается, что элементами формирования образа города являются пути, границы, районы, узлы и ориентиры. В пространстве Нижнего Новгорода сакральные строения выступают одновременно узлами и ориентирами. Подобная бинарность объясняется особенностями их интеграции в пространство города. Объекты религиозной архитектуры обладают опознаваемостью, семантичностью и структурностью, что делает их знаковыми и значимыми для городского ландшафта. В статье представлены результаты исследования сформированности геокультурного образа Нижнего Новгорода у студентов-бакалавров 1 курса, обучающихся по направлению подготовки «Дизайн». Результаты исследования показали, что объекты религиозной архитектуры играют важную роль в процессе становления образа города. Именно они создают ситуацию диалога исторических и современных элементов городского ландшафта, формируют контактно-генетические связи периодов развития культуры - прошедшего и актуального. В качестве основных сакральных архитектурных объектов обучающимися были названы собор святого благоверного князя Александра Невского и церковь Собора Пресвятой Богородицы. Их включенность в урбанистический ландшафт способствует созданию так называемой души Нижнего Новгорода, ориентированной на синтетическое начало. Это оказывает сильное влияние на оформление геокультурного образа Нижнего Новгорода, обладающего подлинной идентичностью.
В статье проводится историко-культурологический анализ вклада выдающегося деятеля эпохи Возрождения Эразма Роттердамского в науку, культуру и образование эпохи Возрождения и последующих веков. Авторы определяют Эразма Роттердамского как гуманиста, открывшего людям новые способы борьбы с недостатками общественного строя, существующими в его время, и опасности доминирования религиозного уклада во всех сферах жизни общества. Знакомство с гуманистическими идеалами Эразма Роттердамского необходимо историкам и культурологам для того, чтобы, во-первых, понять, на каких мировоззренческих и методологических основах он формирует свои гуманистические идеи, во-вторых, уточнить, какие метанарративы античной культуры он заимствует у своих предшественников, а какие внедряет сам. В основу содержания статьи положены гуманистические нарративы немецкого гуманиста Иоганна Рейхлина, француза Жака Лефевра д’Этапля, английских гуманистов Джона Колета и Томаса Мора, а также западных и российских историков, философов и культурологов. Эразм Роттердамский указал новые пути общественного развития в эпоху Возрождения посредством человеческой активности, триумфа науки и образования, показал различие между Средневековьем и Новым временем. Это был уникальный духовный опыт, который в центр Вселенной поставил человека. Гуманистические идеи Эразма Роттердамского не потеряли своей актуальности и в наше время и предоставляют исследователям его творчества уникальный материал для анализа и внедрения его в научную, культурную и образовательную сферу деятельности современного человека и общества.
Представлены сведения о возникновении такого уникального явления, как конструктивизм, в архитектуре Новосибирска 1920-1930-х гг. и восприятии его различными слоями населения с момента возникновения и до наших дней. Рассматриваются вопросы возникновения конструктивизма как стиля в революционной России, условия, способствовавшие его рождению и последующему бурному, хотя и весьма короткому, развитию. Обозначаются черты этого стиля, выделяющие его среди множества творческих направлений, имевших место в указанный период. Конструктивизм как уникальное явление российской архитектуры внес несомненный вклад в мировую культуру и обогатил ее - данный факт признан всем мировым сообществом. Городу Новосибирску в короткий период расцвета этого стиля посчастливилось получить инвестиции на масштабное строительство в связи с обретением статуса столицы Западно-Сибирского края, в результате чего город обзавелся зданиями, ставшими памятниками означенной эпохи. Возникший на волне коренных политических, общественных и ментальных преобразований в стране, этот стиль по-разному воспринимался различными группами населения, начиная с момента его создания и затем в периоды изменения политического курса, следовавшего за сменой лидеров. В данном материале исследуются основные исторические периоды трансформации политики и идеологии, отраженные в изменениях облика города Новосибирска, его архитектуры. В этом контексте рассматриваются истоки проблем перманентной утраты архитектурных объектов в качестве памятников истории и культуры, а также меры по спасению оставшихся ценных сооружений.
В работе анализируется процесс создания общественных объединений русскими педагогами в Латвийской Республике от момента юридического оформления суверенного государства до инкорпорации в состав СССР. Актуальность исследования определяется современной политикой Латвии в отношении национальных меньшинств, проживающих на территории государства, прежде всего русского. Автор исследует особенности деятельности русских общественных объединений. Подчеркивается многообразие организаций и определенная разобщенность русского населения Латвийской Республики. Раскрывается специфика православных и старообрядческих религиозных объединений. В русской педагогической среде можно выделить особенно ярких педагогов Ф. А. Эрна, Е. М. Тихоницкого, О. Н. Лишину, М. А. Каллистратова, которые создавали в Латвии русскую меньшинственную школу, находились в постоянном взаимодействии с коллегами за рубежом. В межвоенный период русские общественные организации выполняли важную задачу - способствовать оказанию всесторонней помощи тем, кто в ней нуждался. Материальное положение как русского студенчества, так и самих педагогов было часто затруднительным. Благотворительная деятельность организаций оказывала поддержку особо нуждающимся. Анализ архивных данных о ликвидации организаций свидетельствует о том, что большинство было закрыто в период диктатуры К. Улманиса с 1934 по 1940 гг. В 1940 г. произошла инкорпорация республики в состав СССР. Для русской национальной школы наступили нелегкие времена: многие педагоги были репрессированы, погибли во время немецкой оккупации или эмигрировали из страны. После окончания Великой Отечественной войны в Латвийской ССР началось формирование новой советской школы, и немногие педагоги довоенной поры смогли вернуться к педагогической практике.
Трансформация исторической памяти об Афганской войне в современной России представляет собой характерный пример тех изменений, которые происходят с исторической памятью и политикой исторической памяти в период трансформации самого общества. В статье анализируются основные источники и формы представления исторической памяти об Афганской войне: учебники истории, публицистика, художественные и документальные фильмы, выступления руководителей государства и ведущих политиков, мемориальное пространство, посвященное данному событию.
В исторической литературе автор выделяет две трактовки этой войны: справедливая помощь дружественному государству в соответствии с нормами международного права и вмешательство во внутренние дела другого государства, которое обернулось многочисленными жертвами. Выделены также несколько этапов в освещении событий Афганской войны. Первый этап - до начала перестройки - характеризуется полным замалчиванием этого события. На следующем этапе трансформация исторической памяти прошла от робких попыток показа помощи в устройстве мирной жизни до демонстрации жестокости этой войны по отношению к ее рядовым участникам. Второй этап связан с 1990-ми гг., когда война стала изображаться бессмысленной и трактоваться как трагедия, которую можно избежать, однако однозначной оценки данной войне не было. На этапе 2000-2018 гг. война представлялась как жестокая и бессмысленная авантюра правящей верхушки. И, наконец, после 2018 г. Афганская война стала трактоваться как справедливая и закономерная помощь дружественному афганскому народу против влияния Запада. Автор приходит к выводу о том, что историческая память об Афганской войне в современной России остается размытой и эклектичной.
Реалии современного мира, осложненного крупными региональными вооруженными конфликтами, делают актуальным исследование исторического опыта организационного строительства военно-медицинской службы в экстремальных условиях Великой Отечественной войны. Поскольку ведение активных боевых действий всегда сопряжено с безвозвратными и санитарными потерями, это требует постоянного пополнения личного состава воюющей армии. Данная проблема не может быть решена только за счет призыва новобранцев. Поэтому во время войны всегда ключевое значение приобретает лечение и возвращение в строй бойцов, выписанных из госпиталей. В период строительства кадровой армии, локальных конфликтов конца 1930-х гг. и Великой Отечественной войны в Красной армии была сформирована и успешно функционировала система поэтапного лечения раненых, основанная на принципах единства и преемственности в оказании медицинской помощи на всех стадиях санитарной эвакуации по назначению. Ее конечным пунктом являлись эвакогоспитали, развернутые в глубоком тылу. Одним из таких важных тыловых районов, где были дислоцированы десятки эвакогоспиталей, стала Западная Сибирь. В статье представлены результаты изучения проблемы формирования сети эвакогоспиталей в Западной Сибири. Дана характеристика централизованного управления эвакогоспиталями. Рассмотрены цели и принципы лечебно-эвакуационной работы, источники формирования эвакогоспиталей как медицинских учреждений. Показано, что в условиях военного времени дислокация, мощности и специализация эвакогоспиталей представляли собой гибкую и динамичную эволюционную систему, способную быстро перестраиваться в зависимости от изменения ситуации на фронте. Обоснована значимость тыловых эвакогоспиталей в общей военно-медицинской системе Красной армии.
В статье представлена социально-демографическая характеристика городской молодежи Томской губернии в конце XIX в. по результатам Первой Всеобщей переписи населения 1897 г. Под молодежью понимается социально-демографическая группа в условном возрастном диапазоне от 16 до 30 лет. Приводятся сведения о численности, половозрастной структуре городской молодежи, представлена характеристика семейного положения, уровня грамотности и сословной принадлежности молодежи Томска, Нарыма, Колывани, Барнаула, Бийска, Змеиногорска, Каинска, Кузнецка и Мариинска. Анализ материалов переписи показал, что в конце XIX в. доля молодежи составляла 29 % всего городского населения Томской губернии. Наибольшая доля выявлена в Каинске, Барнауле и Томске. Количественное соотношение половых групп среди молодежи в разных городах различалось, однако в целом мужское население преобладало над женским, что характерно для соотношения полов в городах Сибири и в России в целом на рубеже XIX-XX вв. Неравномерным было распределение мужской и женской молодежи по семейному состоянию. Несмотря на преобладание в брачном возрасте мужского населения, замужних женщин было значительно больше, чем женатых мужчин. Почти половина молодежи владела грамотой, составляя более трети всего грамотного населения городов Томской губернии. Данные переписи о социальном составе молодых горожан свидетельствуют, что самыми многочисленными среди них были представители городских сословий и лица сельского состояния, что характерно для структуры городского населения Сибири и страны в целом.
Издательство
- Издательство
- СГУПС
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630049, Новосибирская обл, г Новосибирск, Заельцовский р-н, ул Дуси Ковальчук, д 191
- Юр. адрес
- 630049, Новосибирская обл, г Новосибирск, Заельцовский р-н, ул Дуси Ковальчук, д 191
- ФИО
- Манаков Алексей Леонидович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@stu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- http://www.stu.ru/