В статье приводится подробный анализ терракотовых предметов, найденных в погребениях некрополя Танаиса. Представлены аналогии данным находкам, происходящие из античных городов и поселений Боспорского царства. Все терракотовые статуэтки датируются I - III вв. н. э., происходят из детских погребений, большинство из которых было ограблено в древности. Вероятно, по религиозным представлениям жителей древнего Танаиса, терракоты служили проводниками в потусторонний мир, а также своеобразными жертвами хтоническим богам. Они имеют культовое значение и свидетельствуют об эллинизации высших слоев жителей Танаиса.
Идентификаторы и классификаторы
Самая поздняя по времени изготовления из найденных статуэток изображает синкретическую Великую Богиню-мать, почитавшуюся под именем Афродиты, владычицы Апатура [Ильяшенко, Толочко, 1993, с. 182]. Она сидит на троне в величественной позе, принося жертвы: правой рукой проливает из фиалы жертвенный напиток, в левой руке держит яйцо – символ возрождения новой жизни. Морфология, иконография, местоположение вышеупомянутых статуэток в погребениях позволяют сделать вывод об их культовом назначении. Вероятно, по религиозным представлениям жителей древнего Танаиса, они служили проводниками в потусторонний мир, а также своеобразными жертвами хтоническим богам.
Список литературы
1. Абоян Ю.В., Ларенок В.А. Раскопки некрополя Сухо-Чалтырского городища в 2011 году // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2011 г. Азов, 2013. Вып. 27. С. 68-98.
2. Арсеньева Т.М. Терракоты из Танаиса // Свод археологических источников. Вып. Г1-11. Ч. IV. Терракотовые статуэтки. Придонье и Таманский полуостров. М.: Наука, 1974. С. 8-10.
3. Арсеньева Т.М. Некрополь Танаиса. М., 1977. 152 с. EDN: SHXIFN
4. Арсеньева Т.М. Отчет о проведении спасательных работ на западном участке грунтового некрополя Танаиса в 1990 году. 1991. 44 с. // Архив Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника. НВФ 275.
5. Батиева Е.Ф. Население Нижнего Дона в IX в. до н. э. - IV в. н. э. (палеоантропологическое исследование). Ростов-на-Дону, 2011. 160 с. EDN: QPVIWR
6. Белинский И.В. Отчет о работах II-го Азовского отряда Азовского краеведческого музея в 1985 году. 1986. 45 с. // Архив Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника. КВФ 10619/1.
7. Беспалый Г.Е. Отчет о проведении археологических раскопок на участках строительства музейного здания, объектов инфраструктуры и экспозиционного показа в границах объекта культурного наследия федерального значения “Археологический музей-заповедник “Танаис” в хут. Недвиговка Мясниковского района Ростовской области в 2012 году. 2016 // Архив Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника. НВФ 397/1-14.
8. Виноградов Ю.А. Древности Боспора Киммерийского в рисунках К.Р. Бегичева и Ф.И. Гросса (по материалам Научного архива ИИМК РАН). Симферополь, Керчь, 2017. 312 с.
9. Герцигер Д.С. Четыре фигурных сосуда из Ольвии // Художественная культура и археология античного мира. М., 1976. С. 85-93.
10. Гугуев В.К. Структура ритуала некрополей донских меотов (о роли сарматов в формировании населения городищ) // Вестник Танаиса. Вып. 4. Хутор Недвиговка Мясниковского района Ростовской области, 2017. 296 с.
11. Денисова В.И. Коропластика Боспора. Л.: Наука, 1981. 172 с.
12. Деревицкий А.Н., Павловский А.А., Э.Р. фон-Штерн. Терракоты // Музей Императорского общества истории и древностей. Выпуск II. Одесса, 1898. 48 с., 18.
13. Журавлев Д.В., Ильина Т.А. Терракотовые статуэтки // На краю ойкумены. Греки и варвары на северном берегу Понта Эвксинского. Каталог выставки в Государственном Историческом музее. 30 мая - 15 августа 2002 г. М., 2002. 143 с.
14. Журавлев Д.В., Хмелевский Д.Н. Фигурный сосуд в форме африканца из Ольвии // Проблемы истории, филологии, культуры. 2018. Вып. 3. С. 198-214. EDN: YLUSYP
15. Ильяшенко С.М., Толочко И.В. Детское погребение из раскопок грунтового некрополя Танаиса // Вестник Танаиса. Выпуск 1. Ростов-на-Дону, 1993. 216 с.
16. Казакова Л.М., Каменецкий И.С. Курганы Танаиса // Краткие сообщения Института археологии. 1970. Вып. 124. С. 81-87. EDN: SMTZVJ
17. Кобылина М.М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 184 с.
18. Кобылина М.М. Изображение восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века н. э. М.: Наука, 1978. 216 с.
19. Кондаков Н.П. Греческие терракотовые статуэтки. Одесса: Франко-Русская типография Л. Даннкана, 1879. 119 с.
20. Котина А.В. Терракотовые статуэтки с подвесными конечностями из Тиритаки (раскопки 2002-2012 гг.) // Боспорские исследования. 2013. Вып. XХVIII. 480 c. EDN: TILWKT
21. Кругликова И.Т. Терракоты из сельских поселений европейской части Боспорского государства // Свод археологических источников. Вып. Г1-11. Ч. II. Терракоты Северного Причерноморья. М.: Наука, 1970. С. 100-111.
22. Лазарев Н.В., Серго С.В., Суворова Н.И. А Мастер кто? (По материалам дактилоскопического исследования терракоты Танаиса) // Боспорские исследования. 2016. Вып. XXXII. С. 164-179. EDN: VWDFOJ
23. Марченко И.Д. Марионетки и культовые статуэтки Пантикапея // Свод археологических источников. Вып. Г1-11. Ч. III. Терракотовые статуэтки. Пантикапей. М.: Наука, 1974. С. 38-46.
24. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том I. М., 1980. 672 с.
25. Николаева Э.Я. Терракоты города Кеп // Свод археологических источников. Вып. Г1-11. Ч. IV. Терракотовые статуэтки. Придонье и Таманский полуостров. М.: Наука, 1974. С. 13-16.
26. Петерс Б.Г. Терракоты из городища у с. Михайловка // Свод археологических источников. Вып. Г1-11. Ч. II. Терракоты Северного Причерноморья. М.: Наука, 1970. С. 112-114.
27. Пругло В.И. Терракоты из Илурата // Свод археологических источников. Вып. Г1-11. Ч. II. Терракоты Северного Причерноморья. М.: Наука, 1970. С. 114-118.
28. Рыбакова А.А. Культ богомладенца в частной и общественной жизни древних греков: Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2005. 25 с. EDN: NNGDIL
29. Силантьева П.Ф. Терракоты Пантикапея // Свод археологических источников. Вып. Г1-11. Ч. III. Терракотовые статуэтки. Пантикапей. М.: Наука, 1974. С. 5-37.
30. Скржинская М.В. Мифологические сюжеты на боспорских вазах с рельефными фигурами. // Древности Боспора. 2013. Вып. 17. 416 с. EDN: TFXTOT
31. Суворова Н.И. К вопросу об элитарных погребениях античного времени на Нижнем Дону // Боспорские исследования. 2019. Вып. XXXVIII. С. 160-178. EDN: RZTFPH
32. Суворова Н.И., Серго С.В., Лазарев Н.В. Применение методов дактилоскопии и трасологии при исследовании предметов коропластики Елизаветовского городища // Причерноморье в античное и раннесредневековое время. Выпуск 2. Ростов-на-Дону, 2018. С. 596-616. EDN: XSLLQT
33. Суворова Н.И., Широченко Э.Б. Уникальная находка из некрополя Паниардиса // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. 2020. Вып. 12. С. 403-427. EDN: URUBSJ
34. Толочко И.В. Погребения грунтового некрополя Танаиса I-III вв. н. э. // Погребальная культура Боспорского царства. Материалы Круглого стола, посвященного 100-летию со дня рождения Михаила Моисеевича Кубланова (1914-1998). СПб., 2014. С. 155-161. EDN: TKGKLN
35. Хачатурова Е.А. Терракотовые статуэтки в собраниях Краснодарского, Таманского и Темрюкского музеев // Тайны терракоты: Античные терракотовые статуэтки из музеев Краснодарского края. Краснодар, 1987. 205 с.
36. Чалый В.В. Отчет о раскопках курганного некрополя Танаиса в 1975 г. // Архив Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника. НВФ 263/1.
37. Чалый В.В. Альбом иллюстраций к отчету о раскопках курганного некрополя Танаиса в 1975 г. // Архив Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника. НВФ 263/2.
38. Шелов Д.Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры. М., 1972. 352 с.
39. Fontana S. Tradizione artigianale e raffi gurazione di tipi atnici nei balsamari confi gurati di produzione africana (III-IV sec. D.C.) // Quaderni di archeologia della Libya. 1995. Vol. 17. P. 83-91.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме появления гуннов в Северном Причерноморье во второй половине IV в. н. э. Существует мнение, что некоторые из кочевников гуннского круга племен, например, алпидзуры, проникли в регион из глубинных районов Азии, немного ранее появления здесь основной волны гуннов. Авторы с целью решения данной проблемы, предлагают привлечь в качестве важнейших источников для исследования, две тамги на зеркале-подвеске из женского погребения Кизиярская Балка (Мелитополь), относящегося к одному из ранних погребений гуннов в Северном Причерноморье. На основании тщательного анализа данных тамг, авторы приходят к выводу, что пришедшие в Северное Причерноморье алпидзуры и местные кочевники имели общих легендарных предков. Более того, как у алпидзуров, так и у их родственников, в том числе и из числа боспорской элиты, в достаточной степени был развит особый пласт религиозных представлений, связанный с почитанием своих прославленных родоначальников. Видимо именно на базе таких представлений, подошедшие в Северное Причерноморье кочевники, имеющие общих прославленных героических предков с местными варварами, смогли создать с последними совершенно новое, возникшее уже в Северном Приазовье объединение, получившее название алпидзуры («герой-народ-дзур»). Возможно именно такое тесное взаимодействие с представителями боспорской и варварской элиты Северного Причерноморья, способствовало, не только быстрой адаптации к местным условиям, но и к переходу части указанных варваров на оседлый образ жизни.
Рассматриваются некоторые мотивы инкрустационного декора на предметах вооружения и конского снаряжения из Северного Причерноморья эпохи Великого переселения народов. Они принадлежат средиземноморской традиции и, вероятно, имеют ранневизантийское происхождение. В целом инкрустационный орнамент и характер обработки некоторых камней-инкрустаций (с рельефным декором) являются типичными для изделий средиземноморских мастерских. Эти декоративные элементы характерны для украшений, исполненных в технике перегородчатой инкрустации, бытовавших как в гуннское, так и в постгуннское время. «Иконография» орнамента этих вещей очень разнообразна, что свидетельствует об их изготовлении на заказ. Необходимо подчеркнуть два обстоятельства. Во-первых, восточные параллели рассмотренных мотивов инкрустационного стиля свидетельствуют если не об их прямом происхождении, то, по крайней мере, о значительном вкладе художественных традиций Ближнего и Среднего Востока в ювелирное искусство римского / византийского Средиземноморья. И во-вторых, отдельные вещи, вроде гарды меча с Тамани, говорят о возможном происхождении некоторых предметов вооружения из мастерских Западного Средиземноморья, что может быть связано с отдельными эпизодами военной истории Боспора Киммерийского в VI в.
В статье рассматриваются амфорные комплексы IV в. н. э. из раскопок городища «Белинское» 1996-2022 годов. Анализ сочетаемости трёх типов амфор (F и Е по Д. Б. Шелову и C Snp I) в комплексах городища «Белинское» показал, что для первой четверти IV века характерно явное доминирование амфор типа C Snp I (в их ранних вариантах) в сочетании с амфорами типа F по Д. Б. Шелову. Для последней четверти этого века характерно сочетание амфор F и Е по Д. Б. Шелову (без явного доминирования одного из типов) с включением незначительного количества амфор типа C Snp I («Делакеу») в поздних вариантах. При этом морфологические признаки амфор типа F, присутствовавших в комплексах первой четверти IV века, отличаются от морфологических признаков амфор этого же типа в комплексах последней четверти IV века, что указывает на определённую эволюцию этого типа амфор на протяжении данного отрезка времени.
Статья посвящена подробному рассмотрению фрагментированной гидрии инв. № П.1909-91 из собрания Эрмитажа. Она была найдена в 1909 году при раскопках погребения в кургане в Пантикапее (совр. Керчь). В Эрмитаж она поступила в 1912 году в виде 49 фрагментов. На основе сохранившихся фрагментов и аналогичных фигур на других вазах того же периода или мастерской А. Г. Букиной сделана графическая реконструкция гидрии. Фармаковский, Шкорпил, Шефолд, Бордман, Валаванис, Танос писали о гидрии, предлагая свои идеи по поводу атрибуции (Элевсинский мастер, Мастер свадебного шествия) и интерпретации изображения. Российские авторы начала XX века отождествили ряд персонажей, Шефолд - всех. Но никто не выдвинул идею о том, что за сцена изображена. В статье, на основе изучения иконографии рождения Афины в аттической вазописи, формального анализа росписей вазописцев этого времени, а также изучения всех вариантов реконструкции восточного фронтона Парфенона, выдвигается идея, что на гидрии П.1909-91 и на пелике Ю. О.-10 изображено рождение Афины по мотивам восточного фронтона Парфенона.
Святилище Ахилла на Бейкуше возникло в начале VI в. до н. э., что заметно раньше, чем его же святилище на острове Левке. При этом характер отправления культа в обоих святилищах резко отличался. Если на Левке всё практически полностью соответствовало греческим ритуалам, то на Бейкуше преобладали «варварские» компоненты культовых действ. Это, а также краткие граффити A, АХ и AXI (особенно - с изображением змей) позволяют допустить большую вероятность того, что на Бейкуше совершалось, в основном, не поклонение греческому Ахиллу, но Áhi-Змею - Первопредку и, возможно, Верховному богу местного «варварского» населения. Всем этим и было обусловлено, на наш взгляд, полное отсутствие в античной литературе сведений о здешнем крупном святилище Ахилла.
Статья посвящена подробному рассмотрению инвентаря трех погребений из грунтового некрополя Волна 1, раскопанного в юго-западной части Таманского полуострова (Темрюкский район Краснодарского края) в 2015 - 2018 годах. Речь идет о погребениях из раскопок 2016 года (детском, мужском, женском), в которых найдены аттические керамические вазы: расписные (чернофигурные, в технике Сикса), чернолаковые, с кораллово-красной облицовкой. В комплексе 211 вместе с останками ребенка найден аттический чернофигурный лекиф Мастера Афины с изображением гибели Кайнея, позднеархаическая бихромная фиала ахеменидского типа, чернолаковая чаша, железный предмет. В погребении 172 найден мужской костяк в «позе всадника», железный стержень, фиала-мезомфал с декором в технике Сикса (изображены три бегущих Минотавра и надписи), железные наконечники стрел, бронзовое украшение или застежка, протофасосская амфора, чернофигурный килик Безлистной группы («чаша с глазами», изображены Дионис и члены фиаса) и железный меч. В погребении 273 скелет определен, как женский, там найдены: бронзовое зеркало, пряслице, бусина, чернолаковый килик, красноглиняная миска, чернофигурный лекиф с пальметтами и две мисочки (одна чернолаковая, другая с кораллово-красной облицовкой). В статье предлагается интерпретация находок (как формы сосудов, так и содержания росписей), созданных гончарами и вазописцами афинского Керамика и найденных в погребениях на азиатской стороне Боспора.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru