В статье проводится сравнительный анализ двух пограничных ситуаций, в которых происходит интенсификация смерти: это война и терминальная болезнь.
В этом контексте в статье рассмотрены различные модели смерти и умирания, представленные Л. Н. Толстым, С. Н. Булгаковым, П. В. Алабиным, А. П. Платоновым и Э. Кюблер-Росс.
Установлено значительное сходство в описаниях умирания, данного этими авторами. Несмотря на различный топос умирания (больничная палата и поле боя), обнаруживается сходство в том, что в обоих случаях это пограничная ситуация, в которой смерть предстает как «последняя стадия роста», а не как последний момент в жизни, в котором она подвергается полной нигилизации.
Такое восприятие смерти способствует духовно-нравственному преображению личности, помогающее ей достойно встретить смерть.
Идентификаторы и классификаторы
Диапазон современных исследований феномена войны достаточно широк. Эта традиционная для философии со времен Гераклита тема имеет два измерения: временное, обусловленное политико-экономическими, территориальными, геополитическими и прочими конфликтами, имеющими вполне эмпирическую основу; и вневременное, уходящее в метафизическую природу человека. Практически все теории войны строятся на эмпирической основе, которая представляется достаточно очевидной, подлежащей анализу и предполагающей нахождение эффективных мер по предотвращению будущих войн. Однако, как показывает исторический опыт, никакое изучение эмпирической составляющей войны, увы, не дает результата. Войны не только не прекращаются, но со временем становятся более частотными и жестокими.
Список литературы
1. Арменский, А. Е. Феномен войны с химерами (гибридные войны) / А. Е. Арменский, С. Э. Кочубей // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2023. - № 18-1. - С. 497-504.
2. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов. - Санкт-Петербург: Лань, 1999. - 224 с.
3. Булгаков, С. Н. Софиология смерти / С. Н. Булгаков // Булгаков С. Н. Тихие думы. - Москва: Республика, 1996. - С. 273-308.
4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: литература и история. - Москва: ИМЛИ РАН, 2020. - 688 с.
5. Великое русское исправление имен: сборник / под. ред. А. Ю. Коробова-Латынцева, Н. В. Арутюнова. - Санкт-Петербург: Солнце Севера, 2023. - 240 с.
6. Гаврилов, И. Б. Византийское восприятие умирания со Христом в монашеском подвиге и психологические этапы принятия смерти по Э. Кюблер-Росс: опыт междисциплинарного исследования / И. Б. Гаврилов, О. А. Джарман // Вопросы теологии. - 2019. - Т. 1, № 1. - С. 20-35. EDN: TNYGRI
7. Дугин, А. Г. Украина. Моя война. Геополитический дневник / А. Г. Дугин. - Москва: Центрполиграф, 2015. - 512 с.
8. Калиновский, П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после / П. Калиновский. - Москва: Аксиос, 2002. - 256 с.
9. Корниенко, Н. В. Военные рассказы А. Платонова: история восприятия / Н. В. Корниенко // Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: литература и история. - Москва: ИМЛИ РАН, 2020. - С. 189-223. EDN: IBKLOU
10. Коробов-Латынцев, А. Ю. Философия войны Платона / А. Ю. Коробов-Латынцев // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. - 2021. - Вып. 3. - С. 27-35. EDN: OXUPFA
11. Куманьков, А. Д. Война и справедливость / А. Д. Куманьков // Социодиггер. - 2023. - Том 4, Вып. 1-2 (24). - С. 13-20. EDN: SUTSLU
12. Кюблер-Росс, Э. О смерти и умирании / Э. Кюблер-Росс. - Москва: Корвет, 2016. - 294 с.
13. Левицкий, С. А. Очерки по истории русской философии / С. А. Левицкий. - Москва: Канон, 1996. - 496 с.
14. Манойло, А. В. Информационные диверсии в конфликте на Украине / А. В. Манойло // Российский социально-гуманитарный журнал. - 2022. - № 4. - С. 107-116. EDN: VTZEIN
15. Наумова, Ю. А. Ранение, болезнь и смерть: русская медицинская служба в Крымскую войну 1953-1856 гг. / Ю. А. Наумов. - Москва: REGNUM, 2010. - 320 с.
16. Низова, А. В. Православие, эвтаназия и умирающий больной / А. В. Низова // Вестник ТГУ. - 2007. - Вып. 2 (46). - С. 60-62.
17. Писатель и война. Архивные материалы Отдела рукописей ИМЛИ РАН. - Москва: ИМЛИ РАН, 2010. - 544 с.
18. Платонов, А. П. Смерти нет! Рассказы и публицистика 1941-1945 годов / А. П. Платонов. - Москва: Время, 2010. - 544 с.
19. Подберезкин, А. И. Мир или война? Ни мир и ни война? / А. И. Подберезкин // Обозреватель - Observer. - 2022. - № 1. - С. 11-33. EDN: JUPPLF
20. Пущаев, Ю. В. Конфликт на Украине и современная философия в России и вокруг нее. Часть VI. (Обзор) / Ю. В. Пушаев // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2023. - № 2. - С. 7-23. EDN: LUVFND
21. Соболева, Н. И. Терминальная стадия заболевания: психологические проблемы больного / Н. И. Соболева, В. Н. Петров, В. А. Лапотников // Медицинская сестра. - 2011. - № 1. - С. 34-48. EDN: NIUOEF
22. Толстой, Л. Н. Смерть Ивана Ильича / Л. Н. Толстой // Толстой Л. Н. Собр. соч. в 20-ти томах. - Москва: Художественная литература, 1982. - Т. 12. - С. 54-108.
23. Янкелевич, В. Смерть / В. Янкелевич. - Москва: Изд-во Литературного института, 1999. - 448 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается концепция М. К. Петрова об источнике развития античной культуры, в частности, парадоксальная идея пирата как «человека-государства» и универсальной личности, заново выстраивающей социальный порядок и создающей новый тип антропоцентрической культуры.
Прояснена внутренняя логика этой концепции и вскрыт современный культурный и идейный контекст, который способствовал возникновению этой концепции M. К. Петрова.
Показано, что концепция «пиратского» происхождения «греческого чуда» отвечает всем критериям научной обоснованности, которые включают в себя и возможность использования эвристичных научных метафор.
В статье идет речь о принципах, которые присутствуют в развитии региональной экономики Белгородчины. Белгород и районы Белгородской области, оказавшиеся в силу географического положения у самых рубежей проведения специальной военной операции, в сложных условиях продолжают жить, развиваться и улучшать экономические показатели региона.
Значимой эстетической составляющей региональной экономики являются проведенные по инициативе губернатора мероприятия, которые стали не только экономически выгодными, но и доставившими эстетическое наслаждение горожанам. Именно о них идет речь в данной статье.
Проведение городских мероприятий позволяет в условиях информационной войны, сопутствующей масштабным военным действиям на территории сопредельного государства, оставаться нашему региону одним из красивейших и замечательных мест России.
Цель написания данной статьи - обозначение ключевых моментов, связанных с эстетическим восприятием мер, направленных на развитие региональной экономики, поддерживающих позитивные тенденции, так необходимые белгородцам.
Система ценностей, включая духовно-нравственную культуру человека, позволяет личности успешно адаптироваться в социуме. Как метод обучения и организации образовательных программ представлена модель обучения служением, основные направления социального служения.
Представлена модель обучения служением и основные направления социального служения как метода обучения и организации образовательных программ. Она рекомендована Министерством Просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации для внедрения в образовательных организациях.
Описаны этапы применения модели обучения служением с целью развития духовно-нравственной культуры студентов. Целевыми установками организации служения являются личностные потребности, общественный и государственный заказ.
Отмечено, что ценность модели обучения служением заключается в разрешении противоречия между негативными явлениями общества и задачами образовательных организаций по развитию духовно-нравственного сознания молодёжи.
Авторы предлагают внеклассную деятельность по разработке, планированию и реализации социальных проектов, направленных на сохранение и передачу знаний о событиях Великой Отечественной войны с целью духовно-нравственного воспитания.
Реализация модели обучения служением достигается за счет: включения в образовательный процесс элементов, мотивирующих студентов осуществлять по собственному выбору практические действия, способствующие изучению духовно-нравственных ценностей, истории и культуры; проведения мероприятий, направленных на формирование аксиологического потенциала личности (конференции, беседы, экскурсии, субботники и т. п.) и публикации результатов исследований в материалах конференции.
Мы рекомендуем проводить патриотическую конференцию на базе музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея» и публиковать результаты исследований студентов. Модель сочетает в себе учебную программу с социальной значимой деятельностью; инструмент, помогающий нести гражданскую социальную ответственность перед обществом. Модель обучения служением уже внедрена в вузы с сентября 2023 года в соответствии с перечнем поручений президента. Она предполагает непосредственное участие студентов в решении социальных проблем. Авторы подчеркивают, что принцип служения должен быть внедрен во все учебные предметы. В заключении описаны планируемые результаты реализации модели обучения служением в рамках решения вопросов духовно-нравственного воспитания молодежи. Количественными результатами реализации модели должно стать увеличение числа участников патриотических мероприятий, в том числе из новых регионов. Качественными результатами являются следующие: рост продуктивности исследовательской деятельности студентов в области истории, их устойчивая жизненная позиция. Ясно, что создание условий для развития духовно-нравственного сознания молодежи гарантирует продуктивность формирования ценностного потенциала личности.
В рамках поиска эффективных средств развития современного Российского общества, нивелирования остроты социальных проблем сегодня все чаще обращаются к социальной миссии, явлению социального служения, как виду деятельности Русской Православной Церкви. Социальное служение не является государственной практикой, и не претендует на замену социальной работы на государственных началах. Однако доказано, что мероприятия социального служения не только помогают в решении конкретных проблем отдельных людей, но и способствуют социальному и духовному благополучию общества в целом. Выявлены конкретные деяния социальной миссии Русской Православной Церкви, наиболее актуальные на современном этапе.
Цель исследования, предложенного в сообщении - экспликация онтологических смыслов и значений концепта «экстремизм».
Методом выступает феноменологическая этимология и диалектика в интерпретации феномена экстремизма в культурно-исторической ситуации древней Греции. Новый результат связан с преодолением традиционной категориальной привязке «экстремизма» к «мере» и её количественно-качественным характеристикам.
Действительно, экстремизм всегда есть «разрушение меры», «чрезмерность», «безмерность» и т. п.
Однако показано, что категория меры в авторском осмыслении выходит из традиционного «количественно-качественного» пространства и явно пересекается с другими диалектическими категориями и понятиями.
В статье анализируется смысловое пространство молодежной инноватики в российском культурном дискурсе. В русле проблемы «поколенческого разрыва» дается конструктивно-критическая оценка неоднозначной роли масс-медийных технологий, манипулирующих «net-мышлением» интернет-пользователей и создающих сетевые образы иллюзорной реальности.
Доказывается, что эти факторы не способствуют позитивной динамике молодежной инновационной деятельности, раскрытию ее культурных смыслов; а напротив, они уводят молодежь в иллюзорные виртуальные миры, тиражирующие разного рода симулякры.
В этой связи одном из вариантов обосновывается необходимость формирования образовательно-инновационной культуры, уровень которой авторы статьи связывают с воспитанием новой генерации педагогического корпуса и с применением системной методологии, комплексного подхода в трактовке и понимании горизонтов инноватики, синтезирующих отечественный и западный опыт.
Цель статьи - раскрыть основные методы и подходы в формировании исполнительского мастерства обучающихся в условиях новой певческой парадигмы народно-певческого образования.
Авторы рассматривают заявленную проблему сквозь призму основных ее компонентов: технологическая, художественно-творческая, социально-психологическая, привлекая обширный объем искусствоведческой, музыкально-педагогической, психолого-педагогической и культурологической литературы.
Учитывая деструктивные вызовы времени, авторы акцентируют внимание на формировании профессионально-личностных качеств обучающихся, способных и готовых осуществлять все виды будущей профессиональной деятельности - музыкально-исполнительскую, хормейстерскую, педагогическую.
Показателями профессионализма обучающихся выступает уровень и качество владения педагогическими и творческими технологиями в этих видах деятельности.
Поэтому исполнительское мастерство обучающихся исследуется в контексте структурных компонентов: профессиональных мотивов, потребностей, отношений, что даёт возможность моделировать профессионально-творческую и личностно-ориентированную направленность образовательного процесса.
Статья посвящена проблеме формирования информационного обеспечения книжного рынка. Основная задача исследования - анализ факторов, влияющих на доступность информации о продуктах книжного рынка.
Дано сравнение информационного обеспечения в условиях плановой экономики и рыночных условиях.
Проанализировано воздействие информационных технологий на обеспечение доступности информации.
Представлены современные формы информирования в условиях конкуренции, с учетом опыта западных стран.
Охарактеризована востребованность вторичной информации нормативно-регулирующего и рекомендательного характера. Работа будет полезна при изучении книготорговой библиографии.
Цель статьи - реализовать анализ философской и административной деятельности К. П. Победоносцева в сопряжении с его жизненной позицией, как обер-прокурора Святейшего Синода, государственного деятеля и гражданина. Сложность исследования состоит в том, что К. П. Победоносцев был противоречивой исторической фигурой, часто критикуемой современниками либерального и социалистического толка. Он до сих пор остаётся недооцененным в своей творческой - научной и практической - деятельности. Рассмотрено его влияние на законодательство Российской империи, преобразования в Святейшем Синоде. Особое внимание уделено его отношению к реформам и общественным свободам начала XX столетия.
В статье охарактеризованы четыре этапа эволюции государственно-конфессиональных отношений в Грузии: доконституционный, доконкордатный, конкордатный и конкордатно-либеральный.
Основанием выделения этапов выступают три принципиальных изменения законодательства Грузии: принятие конституции в 1995 году, заключение конституционного конкордата с Грузинской Православной Церковью в 2002 году и либерализация государственно-конфессиональных отношений в Гражданском кодексе в 2011 году.
Реализованное в Грузии сочетание принципов секуляризма и секулярности с преобладанием последнего формирует разнонаправленную и потенциально конфликтогенную траекторию эволюции государственно-конфессиональных отношений.
Идея богоподобия человека, представляя собой одну из фундаментальных идей православного вероучения, лежит в основе понимания истинного человеческого предназначения и совершенства.
Опираясь на богатейший вероучительный и богословский опыт, она находит свое воплощение в догматических и духовно-психологических аспектах восточно-христианской традиции, раскрывая сущность человеческой природы во всем многообразии различных богословских подходов.
Столь характерная для богословского опыта специфика находит свое отражение и в русской религиозно-философской рефлексии, когда антропологическая проблематика идеи богоподобия человека синтезировала в себе различные концептуальные направления познания о человеке, став предметом философских, социально-гуманитарных, религиоведческих и культурологических исследований. Сотериологическое содержание православной идеи богоподобия человека раскрывает основные богословские представления о спасении человека.
Соответственно, предметом настоящего исследования является сотериологическое содержание православной идеи богоподобия человека в святоотеческой традиции.
Методология исследования заключается в философско-антропологическом анализе развития сотериологического аспекта идеи богоподобия человека в святоотеческой традиции.
В ходе проведенного анализа доказано, что сотериологическое содержание идеи богоподобия человека лежит в основе целостно-органического понимания православной идеи богоподобия человека.
В статье рассмотрены основные принципы машинного обучения, проведён их сравнительный анализ с человеческим познанием. Проанализированы идеи, лежащие в основе создания сильного искусственного интеллекта (ИИ). Обоснованы замечания к действующим идеям машинного обучения в вопросе создания сильного ИИ: приравнивание работы головного мозга человека к интеллекту; предустановление искусственному интеллекту априорных форм обработки информации; отсутствие подхода к машинному обучению связанное с принципом активного отражения противоречивой действительности. Исходя из замечаний, предложены идеи машинного обучения для решения проблемы создания сильного ИИ.
Целью статьи является прояснение подхода к пониманию онтологических основ сюжетостроения как структурного элемента художественного феномена.
Актуальность исследования обеспечивается включением ключевых акцентов определения феномена сюжета в виде последовательности, конфликтности, целостности и др. в широкий историко-идейный контекст, включая и горизонт онтологии произведения искусства.
Научной новизной исследования является рассмотрение феноменов сказки, Священного Писания, романов Достоевского в рамках единого семантического поля, обуславливающего наличие сюжетного привода в виде переключения вертикали конфликта субъекта и реальности в горизонталь их примирения.
По итогам исследования в качестве сюжетообразующей метаморфозы выявлена событийность гармонизации трагедийной метафоризации реальности как предиката и «божественно-комедийной» метонимизации человеческого персонажа как субъекта.
Выводы исследования намечают перспективы рассмотрения большего числа художественных феноменов в оптике онтологии сюжета.
В настоящем исследовании рассматриваются различные основания трансформации культурных ценностей, как естественные, так и искусственные. Войны нового типа (гибридные) представлены в качестве одного из основополагающих факторов переосмысления и изменения культурных ценностей в настоящее время.
Изучается изменчивость культурных ценностей в эпоху глобальных трансформаций и способы их воплощения. При этом отмечается, что войны нового поколения оказывают непосредственное влияние на изменение культурных ценностей, задавая тем самым отрицательное направление этому процессу.
Таким образом, войны нового поколения, вмешиваясь в естественные процессы трансформации культурных ценностей, задают им отрицательную динамику и действуют разрушительно на их носителей.
В статье анализируется русский национальный миф в историсофском романе начала XXI века на примере романа Е. Хаецкой «Падение Софии».
На основе концепции нарративов, исследований культурной географии, понятия русского викторианства исследуется код истории и миф истории в данном романе.
Особое внимание уделяется пушкинскому тексту, гностической мифологии и элементам волшебной сказки в произведении.
Показано, что в романе отражено постэсхатологическое мировоззрение, включающее имперскую идею и усадебный миф русской культуры.
Проанализирован мессианский, цивилизационный и культурный нарратив в романе.
Показано, что общие идеи прогресса, империи и личного освоения пространства в романе реализуется в виде постэсхатологического мифа об истории как частной жизни, колониального мифа о включении диких народов в состав империи и культурного мифа дворянского гнезда.
В статье рассматривается эволюция музыкальных жанров в театральном искусстве. Автор исследует различные жанры, начиная с классической оперы и заканчивая современным мюзиклом. В статье анализируются основные характеристики каждого жанра, их исторический контекст и влияние на развитие сценического искусства. Особое внимание уделяется использованию музыки в театральных постановках, ее роль в передаче эмоций и создании атмосферы. Статья предлагает читателю обзор различных музыкальных жанров в театре и помогает лучше понять и оценить их вклад в культурное наследие.
В настоящее время изучению творчества А. П. Довженко, оказавшего огромное влияние на поэтический кинематограф 1960-1970-х гг., не уделяется нужного внимания. В 1930 г.
А. П. Довженко создал эпическую поэму о земле. Одной из главных идей творчества
А. Довженко является прославление земли, «почвы», на что уже указывалось многими исследователями. Земля, как место пребывания человека, у А. Довженко является «творимым пространством». Эта традиция прослеживается не только в фильме «Земля», но и других фильмах А. Довженко («Аэроград», «Щорс», «Мичурин»), а также в фильмах, созданных по его сценариям режиссером Ю. Солнцевой («Зачарованная Десна», «Повесть пламенных лет»).
Целью данного исследования является рассмотрение «земли» как особого пространства, как «райского сада», «земного рая». Новизна данного исследования заключается в том, что «сад» рассматривается как «творимое пространство».
Выбирая методологию исследования, мы не можем ограничиться одним методом.
В данном исследовании применяется комплексный культурологический подход, включающий сравнительный, диалектический, феноменологический и психологический методы. Сделан вывод о том, что «сад» в творчестве А. Довженко есть «творимое пространство», символизирующее рай.
Музыке присущи богатые выразительные средства в отражении многообразия внутреннего мира человека в его глубоких и эстетических ипостасях.
Являясь по сути одним из способов отражения действительности при объективации субъективного личностного смысла, образует целостность в восприятии человеком мира, удовлетворяя эстетические потенции человека в познании и самопознании.
Музыка не только является художественной ценностью, но и как вид искусства - идейным вдохновителем создания новых миров, формирования картины мира.
Статья посвящена особой разновидности музыкального произведения, исторически оформившегося в жанр концертной арии в эпоху Классицизма, впитавшего в себя идеи рационализма и Просвещения.
Обоснована тенденция выделения оперы в отдельный концертный жанр, обусловленный смещением мировоззренческого фокуса с религиозного на светский.
В статье рассмотрены примеры изготовления и оформления древней и современной керамики.
Проведен сравнительный анализ керамических масс при добавлении традиционных и нетрадиционных материалов.
Значение нетрадиционных материалов в изготовлении высокопрочной керамики, ангобов, глазури. Рассмотрены методы получения новой керамики при введении в керамические массы нетрадиционных материалов.
Теория применения инновационных подходов к использованию вновь созданной сырьевой базы является актуальной и вызывает интерес у многих исследователей процесса производства художественной керамики.
Развитию современного керамического искусства, поиску новых путей совершенствования материальной базы для производства керамических изделий уделяется большое внимание, с целью, как дальнейшего развития искусства керамики, так и ее промышленного производства.
В статье предлагается разбор проблемы восприятия пространства, необходимость исследования которой продиктована динамизацией миграционных потоков, провокативной основой которой стал поворот к глобализующей и тотальной универсальности, нанесшей серьезный удар по концепции привязанности к «месту».
В результате утраты ценности «места» как поля культуры и факта обитаемости, обозначился кризис существования, так как пространство позволяет познать себя только тогда, когда его обитатели устанавливают с ним доверительные отношения, вручая заботу о себе и одновременно принимая на себя обязательства бережного обращения с его ресурсным потенциалом.
Представленный в работе подход позволяет актуализировать вопрос «безместности» как особой формы отчуждения, установившейся между местом обитания и современным обитателем. Так, преисполненный надеждой избавиться от вводящего его в оцепенение чувства тревоги, он направляется на поиски безопасных условий существования, чтобы в конце концов оказаться потерянным, дезориентированным и оторванным от дома, языковой и культурной общности, прежде укрывающей его от угроз из вне.
Таким образом, авторская интерпретация приведенных концептуальных оснований обращена к трем основным позициям, раскрывающим отношения «человек-природа», «пространство-общество» и «территория-культура»:
(1) присвоение мира (сопряженное с захватом, политикой, властью);
(2) территориальное упорядочивание (как районирование и зонирование);
(3) относительно концепции привязанности к «месту».
За методологическую основу взяты феноменология пространства Эрика Дарделя; роль картирования, призванного ограничить, контролировать и обладать (Крис Перкинс, Брайан Харли); схема фиксированного порядка и территоризации, обозначенных Жилем Сауттером, Мишелем Фуко в качестве инструментов установки границ безопасности; концепция зонирования, регионализации и семиотизации, по Энтони Гидденсу, нормализующих социальные рутинные практики и определяющие связь с пространственным полотном; и расстановка фиксированных и нулевых точек, детерминирующих опыт «быть дома» (Отто Фридрих Боллноу).
В результате, прочность связи между обитателем и местом обитания, критериями которой служат погруженность, языковая и культурная встроенность, территориальная упорядоченность, конструктивно воздействует на социально-политическое поле и формирует условия нахождения в безопасности, в отличие от способа действия инструментарного набора практик глобализации.
Кризис культурных ценностей - это, прежде всего, дезориентация в пространстве, которая отрезает путь к будущему, поэтому возвращение к общегуманистическим идеалам напрямую связан с обращением к «месту» и опыту четкой локализации «где».
Несмотря на огромный интерес в науке к разного рода фестивалям, фестиваль искусства акварельной живописи является малоизученным явлением в сфере культуры и искусства. По этой причине неисследованными остаются издания, сопровождающие международные фестивали искусства акварельной живописи начала ХХI века. Речь идет о каталогах фестивалей. Именно такое определение бытует в среде акварелистов для обозначения сборника, вмещающего в себя всю совокупность произведений акварельной живописи, участвующих в фестивале. В результате анализа ряда каталогов международных фестивалей, состоявшихся за последние 5 лет, мы пришли к ряду выводов. Во-первых, так называемые каталоги фестиваля акварели представляют собой не точно каталоги, а, скорее, каталоги-альбомы. Во-вторых, альбомы-каталоги акварельных фестивалей, вобравшие в себя лучшие образцы современной акварельной живописи, выступают важным информационным источником, так как позволяют получить самую разнообразную информацию как о самих фестивалях, так и об искусстве акварели на современном этапе ее развития.
Издательство
- Издательство
- БГИИК
- Регион
- Россия, Белгород
- Почтовый адрес
- 308033, г. Белгород, пр-т Гражданский, 55
- Юр. адрес
- 308033, Белгородская обл, г Белгород, ул Королева, д 7
- ФИО
- Курганский Сергей Иванович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektor@bgiik.ru
- Контактный телефон
- +7 (472) 2559809
- Сайт
- https://bgiik.ru/