В настоящее время изучению творчества А. П. Довженко, оказавшего огромное влияние на поэтический кинематограф 1960-1970-х гг., не уделяется нужного внимания. В 1930 г.
А. П. Довженко создал эпическую поэму о земле. Одной из главных идей творчества
А. Довженко является прославление земли, «почвы», на что уже указывалось многими исследователями. Земля, как место пребывания человека, у А. Довженко является «творимым пространством». Эта традиция прослеживается не только в фильме «Земля», но и других фильмах А. Довженко («Аэроград», «Щорс», «Мичурин»), а также в фильмах, созданных по его сценариям режиссером Ю. Солнцевой («Зачарованная Десна», «Повесть пламенных лет»).
Целью данного исследования является рассмотрение «земли» как особого пространства, как «райского сада», «земного рая». Новизна данного исследования заключается в том, что «сад» рассматривается как «творимое пространство».
Выбирая методологию исследования, мы не можем ограничиться одним методом.
В данном исследовании применяется комплексный культурологический подход, включающий сравнительный, диалектический, феноменологический и психологический методы. Сделан вывод о том, что «сад» в творчестве А. Довженко есть «творимое пространство», символизирующее рай.
Идентификаторы и классификаторы
В советское время творчество режиссера А. П. Довженко изучалось достаточно широко. Были написаны монографии Р. Н. Юреневым (1959 г.) [30], А. М. Марьямовым (1968 г.) [11], Р. П. Соболевым (1980 г.) [20].
Литературное творчество А. П. Довженко изучалось такими авторами как И. И. Андреева [1], Ю. Я. Барабаш [2], В. О. Перцов [14], И. А. Рачук [18] и др. Изучением эстетических взглядов А. П. Довженко занимались В. Б. Шкловский [26], Ю. Я. Барабаш [3], А. С. Вартанов [4], Ю. М. Ханютин [23], В. О. Перцов [15], И. А. Рачук [19], Ю. А. Красовский [9] и др. Среди тех, кто занимался изучением философской составляющей фильмов А. П. Довженко, следует отметить Н. А. Хренова [24], С. И. Фрейлиха [22], И. К. Моисеева [13].
Творчество А. П. Довженко изучалось и за рубежом такими выдающимися теоретиками, как Ж. Делез [5]. Следует отметить также таких исследователей, как Б. Аменгуаль (Франция) [31], Л. Молнарова (Словакия) [32], В. Кепли (США) [33].
Список литературы
1. Андреева, И. И. Своеобразие художественного метода А. Довженко-писателя / И. И. Андреева // Романтический метод и романтические тенденции в русской и зарубежной литературе. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. - С. 102-124.
2. Барабаш, Ю. Я. Довженко. Некоторые вопросы эстетики и поэтики / Ю. Я. Барабаш. - Москва: Худож. лит., 1964. - 271 с.
3. Барабаш, Ю. Я. Чистое золото правды. О некоторых особенностях эстетики и поэтики А. Довженко / Ю. Я. Барабаш. - Москва: Советский писатель, 1963. - 240 с. EDN: WTFFSP
4. Вартанов, А. С. “Как боец в бою…”. (А. Довженко о проблемах творческого метода в искусстве) / А. С. Вартанов // Эстетические взгляды художников социалистической культуры. - Москва: Наука, 1985. - С. 311-347.
5. Делез, Ж. Кино / Ж. Делез. - Москва: Ад Маргинем, 2004. - 624 с.
6. Добренко, Е. Политэкономия соцреализма / Е. Добренко. - Москва: Новое литературное обозрение, 2007. - 592 с. EDN: QQMIMP
7. Довженко, А. П. Дневниковые записи 1939-1956 / А. П. Довженко. - Харьков: Фолио, 2013. - 879 с.
8. Довженко, А. П. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1 / А. П. Довженко; Институт истории искусств, Союз работников кинематографии СССР. Центр. архив литературы и искусства СССР. - Москва: Искусство, 1966. - 356 с.
9. Красовский, Ю. А. Эйзенштейн - Довженко - Пудовкин (Как мы собирали материалы по истории кино) / Ю. А. Красовский // Встречи с прошлым. Вып. 4. - Москва: Советская Россия, 1987. - С. 429-440.
10. Лихачев, Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст / Д. С. Лихачев. - Москва: Согласие: Типография “Новости”, 1998. - 356 с.
11. Марьямов, А. М. Довженко / А. М. Марьямов. - Москва: Молодая гвардия, 1968. - 383 с.
12. Маяковский, В. В. Автор / В. В. Маяковский // Маяковский В. В. Сочинения в 3 т. Т. 2. - Москва: Худож. лит. - С. 426-428.
13. Моисеев, И. К. Философия Александра Довженко / И. К. Моисеев // Философская и социологическая мысль. - 1994. - № 5-6. - С. 111-129; № 7-8. - С. 44-61; № 9-10. - С. 177-191.
14. Перцов, В. О. Александр Довженко - писатель (К 70-летию со дня рождения) / В. О. Перцов // Знамя. - 1964. - Кн. 10. - С. 241-247.
15. Перцов. В. О. Человек - природа - техника в художественном мышлении Маяковского, Есенина, Довженко / В. О. Перцов. - Москва: Союз писателей СССР, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. - 24 с.
16. Попова, Л. В. Евразийская идея и кино русского авангарда / Л. В. Попова // Вестник славянских культур. - 2021. - Т. 59. - С. 21-32. EDN: JKHHYH
17. Попова, Л. В. Художественный образ в понимании С. Эйзенштейна и П. Флоренского / Л. В. Попова // Вестник славянских культур. - 2017. - Т. 43. - С. 242-250. EDN: YFSQSX
18. Рачук, И. А. Александр Довженко - писатель / И. А. Рачук // Новый мир. - 1960. - № 10. - С. 211-217.
19. Рачук, И. А. “Я славлю жизнь…”. Заметки об эстетических принципах А. Довженко / И. А. Рачук. - Москва: Знамя, 1963. - 32 с.
20. Соболев, Р. П. Александр Довженко / Р. П. Соболев. - Москва: Искусство, 1980. - 304 с.
21. Соколов, М. Н. Принцип рая: Главы об иконологии сада, парка и прекрасного вида / М. Н. Соколов. - Москва: Прогресс-Традиция, 2011. - 704 с. EDN: RAYUPN
22. Фрейлих, С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского / С. И. Фрейлих. - Москва: Академический проект: Гаудеамус, 2013. - 512 с. EDN: SUJWSH
23. Ханютин, Ю. М. Герой крупным планом (О героях советских кинофильмов) / Ю. М. Ханютин // Культура и жизнь. - 1959. - № 3. - С. 37-44.
24. Хренов, Н. А. Образы “Великого разрыва”. Кино в контексте смены культурных циклов / Н. А. Хренов. - Москва: Прогресс-Традиция, 2008. - 536 с. EDN: RAYVHP
25. Чёрный, А. А. Философская картина мира А. Довженка, как художественное отражение человеческого бытия / А. А. Чёрный // Филология: научные исследования. - 2013. - № 3. - C. 242-247. EDN: RSRSTP
26. Шкловский, В. Б. Счастье / О С. Эйзенштейне и А. Довженко / В. Б. Шкловский // Искусство кино. - 1957. - № 10. - С. 70-74.
27. Элиаде, М. Космос и история / М. Элиаде. - Москва: Прогресс, 1987. - 312 с.
28. Эйзенштейн, С. М. Избранные произведения в 6 т. Т. 5 / С. М. Эйзенштейн. - Москва: Искусство, 1967. - 600 с.
29. Эйзенштейн, С. М. Монтаж / С. М. Эйзенштейн. - Москва: Музей кино, 2000. - 592 с.
30. Юренев, Р. Н. Александр Довженко / Р. Н. Юренев. - Москва: Искусство, 1959. - 193 с.
31. Amengual, B. Alexandre Dovjenko / B. Amengual. - Paris: Seghers. 1970. - 189 p.
32. Molnarova, L. Olexandr Dovzenko v ukrajinskom nemom filme / L. Molnarova // Slovanske studies. 9: Historia. Bratislava. - Pp. 122-137.
33. Kepley, V. In the Service of the state: The cinema of Alexander Dovzhenko / V. Kepley. - Madison (Wis:): Univ. of Wisconsin press, 1986. - 190 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается концепция М. К. Петрова об источнике развития античной культуры, в частности, парадоксальная идея пирата как «человека-государства» и универсальной личности, заново выстраивающей социальный порядок и создающей новый тип антропоцентрической культуры.
Прояснена внутренняя логика этой концепции и вскрыт современный культурный и идейный контекст, который способствовал возникновению этой концепции M. К. Петрова.
Показано, что концепция «пиратского» происхождения «греческого чуда» отвечает всем критериям научной обоснованности, которые включают в себя и возможность использования эвристичных научных метафор.
В статье идет речь о принципах, которые присутствуют в развитии региональной экономики Белгородчины. Белгород и районы Белгородской области, оказавшиеся в силу географического положения у самых рубежей проведения специальной военной операции, в сложных условиях продолжают жить, развиваться и улучшать экономические показатели региона.
Значимой эстетической составляющей региональной экономики являются проведенные по инициативе губернатора мероприятия, которые стали не только экономически выгодными, но и доставившими эстетическое наслаждение горожанам. Именно о них идет речь в данной статье.
Проведение городских мероприятий позволяет в условиях информационной войны, сопутствующей масштабным военным действиям на территории сопредельного государства, оставаться нашему региону одним из красивейших и замечательных мест России.
Цель написания данной статьи - обозначение ключевых моментов, связанных с эстетическим восприятием мер, направленных на развитие региональной экономики, поддерживающих позитивные тенденции, так необходимые белгородцам.
Система ценностей, включая духовно-нравственную культуру человека, позволяет личности успешно адаптироваться в социуме. Как метод обучения и организации образовательных программ представлена модель обучения служением, основные направления социального служения.
Представлена модель обучения служением и основные направления социального служения как метода обучения и организации образовательных программ. Она рекомендована Министерством Просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации для внедрения в образовательных организациях.
Описаны этапы применения модели обучения служением с целью развития духовно-нравственной культуры студентов. Целевыми установками организации служения являются личностные потребности, общественный и государственный заказ.
Отмечено, что ценность модели обучения служением заключается в разрешении противоречия между негативными явлениями общества и задачами образовательных организаций по развитию духовно-нравственного сознания молодёжи.
Авторы предлагают внеклассную деятельность по разработке, планированию и реализации социальных проектов, направленных на сохранение и передачу знаний о событиях Великой Отечественной войны с целью духовно-нравственного воспитания.
Реализация модели обучения служением достигается за счет: включения в образовательный процесс элементов, мотивирующих студентов осуществлять по собственному выбору практические действия, способствующие изучению духовно-нравственных ценностей, истории и культуры; проведения мероприятий, направленных на формирование аксиологического потенциала личности (конференции, беседы, экскурсии, субботники и т. п.) и публикации результатов исследований в материалах конференции.
Мы рекомендуем проводить патриотическую конференцию на базе музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея» и публиковать результаты исследований студентов. Модель сочетает в себе учебную программу с социальной значимой деятельностью; инструмент, помогающий нести гражданскую социальную ответственность перед обществом. Модель обучения служением уже внедрена в вузы с сентября 2023 года в соответствии с перечнем поручений президента. Она предполагает непосредственное участие студентов в решении социальных проблем. Авторы подчеркивают, что принцип служения должен быть внедрен во все учебные предметы. В заключении описаны планируемые результаты реализации модели обучения служением в рамках решения вопросов духовно-нравственного воспитания молодежи. Количественными результатами реализации модели должно стать увеличение числа участников патриотических мероприятий, в том числе из новых регионов. Качественными результатами являются следующие: рост продуктивности исследовательской деятельности студентов в области истории, их устойчивая жизненная позиция. Ясно, что создание условий для развития духовно-нравственного сознания молодежи гарантирует продуктивность формирования ценностного потенциала личности.
В рамках поиска эффективных средств развития современного Российского общества, нивелирования остроты социальных проблем сегодня все чаще обращаются к социальной миссии, явлению социального служения, как виду деятельности Русской Православной Церкви. Социальное служение не является государственной практикой, и не претендует на замену социальной работы на государственных началах. Однако доказано, что мероприятия социального служения не только помогают в решении конкретных проблем отдельных людей, но и способствуют социальному и духовному благополучию общества в целом. Выявлены конкретные деяния социальной миссии Русской Православной Церкви, наиболее актуальные на современном этапе.
Цель исследования, предложенного в сообщении - экспликация онтологических смыслов и значений концепта «экстремизм».
Методом выступает феноменологическая этимология и диалектика в интерпретации феномена экстремизма в культурно-исторической ситуации древней Греции. Новый результат связан с преодолением традиционной категориальной привязке «экстремизма» к «мере» и её количественно-качественным характеристикам.
Действительно, экстремизм всегда есть «разрушение меры», «чрезмерность», «безмерность» и т. п.
Однако показано, что категория меры в авторском осмыслении выходит из традиционного «количественно-качественного» пространства и явно пересекается с другими диалектическими категориями и понятиями.
В статье анализируется смысловое пространство молодежной инноватики в российском культурном дискурсе. В русле проблемы «поколенческого разрыва» дается конструктивно-критическая оценка неоднозначной роли масс-медийных технологий, манипулирующих «net-мышлением» интернет-пользователей и создающих сетевые образы иллюзорной реальности.
Доказывается, что эти факторы не способствуют позитивной динамике молодежной инновационной деятельности, раскрытию ее культурных смыслов; а напротив, они уводят молодежь в иллюзорные виртуальные миры, тиражирующие разного рода симулякры.
В этой связи одном из вариантов обосновывается необходимость формирования образовательно-инновационной культуры, уровень которой авторы статьи связывают с воспитанием новой генерации педагогического корпуса и с применением системной методологии, комплексного подхода в трактовке и понимании горизонтов инноватики, синтезирующих отечественный и западный опыт.
Цель статьи - раскрыть основные методы и подходы в формировании исполнительского мастерства обучающихся в условиях новой певческой парадигмы народно-певческого образования.
Авторы рассматривают заявленную проблему сквозь призму основных ее компонентов: технологическая, художественно-творческая, социально-психологическая, привлекая обширный объем искусствоведческой, музыкально-педагогической, психолого-педагогической и культурологической литературы.
Учитывая деструктивные вызовы времени, авторы акцентируют внимание на формировании профессионально-личностных качеств обучающихся, способных и готовых осуществлять все виды будущей профессиональной деятельности - музыкально-исполнительскую, хормейстерскую, педагогическую.
Показателями профессионализма обучающихся выступает уровень и качество владения педагогическими и творческими технологиями в этих видах деятельности.
Поэтому исполнительское мастерство обучающихся исследуется в контексте структурных компонентов: профессиональных мотивов, потребностей, отношений, что даёт возможность моделировать профессионально-творческую и личностно-ориентированную направленность образовательного процесса.
Статья посвящена проблеме формирования информационного обеспечения книжного рынка. Основная задача исследования - анализ факторов, влияющих на доступность информации о продуктах книжного рынка.
Дано сравнение информационного обеспечения в условиях плановой экономики и рыночных условиях.
Проанализировано воздействие информационных технологий на обеспечение доступности информации.
Представлены современные формы информирования в условиях конкуренции, с учетом опыта западных стран.
Охарактеризована востребованность вторичной информации нормативно-регулирующего и рекомендательного характера. Работа будет полезна при изучении книготорговой библиографии.
Цель статьи - реализовать анализ философской и административной деятельности К. П. Победоносцева в сопряжении с его жизненной позицией, как обер-прокурора Святейшего Синода, государственного деятеля и гражданина. Сложность исследования состоит в том, что К. П. Победоносцев был противоречивой исторической фигурой, часто критикуемой современниками либерального и социалистического толка. Он до сих пор остаётся недооцененным в своей творческой - научной и практической - деятельности. Рассмотрено его влияние на законодательство Российской империи, преобразования в Святейшем Синоде. Особое внимание уделено его отношению к реформам и общественным свободам начала XX столетия.
В статье охарактеризованы четыре этапа эволюции государственно-конфессиональных отношений в Грузии: доконституционный, доконкордатный, конкордатный и конкордатно-либеральный.
Основанием выделения этапов выступают три принципиальных изменения законодательства Грузии: принятие конституции в 1995 году, заключение конституционного конкордата с Грузинской Православной Церковью в 2002 году и либерализация государственно-конфессиональных отношений в Гражданском кодексе в 2011 году.
Реализованное в Грузии сочетание принципов секуляризма и секулярности с преобладанием последнего формирует разнонаправленную и потенциально конфликтогенную траекторию эволюции государственно-конфессиональных отношений.
Идея богоподобия человека, представляя собой одну из фундаментальных идей православного вероучения, лежит в основе понимания истинного человеческого предназначения и совершенства.
Опираясь на богатейший вероучительный и богословский опыт, она находит свое воплощение в догматических и духовно-психологических аспектах восточно-христианской традиции, раскрывая сущность человеческой природы во всем многообразии различных богословских подходов.
Столь характерная для богословского опыта специфика находит свое отражение и в русской религиозно-философской рефлексии, когда антропологическая проблематика идеи богоподобия человека синтезировала в себе различные концептуальные направления познания о человеке, став предметом философских, социально-гуманитарных, религиоведческих и культурологических исследований. Сотериологическое содержание православной идеи богоподобия человека раскрывает основные богословские представления о спасении человека.
Соответственно, предметом настоящего исследования является сотериологическое содержание православной идеи богоподобия человека в святоотеческой традиции.
Методология исследования заключается в философско-антропологическом анализе развития сотериологического аспекта идеи богоподобия человека в святоотеческой традиции.
В ходе проведенного анализа доказано, что сотериологическое содержание идеи богоподобия человека лежит в основе целостно-органического понимания православной идеи богоподобия человека.
В статье рассмотрены основные принципы машинного обучения, проведён их сравнительный анализ с человеческим познанием. Проанализированы идеи, лежащие в основе создания сильного искусственного интеллекта (ИИ). Обоснованы замечания к действующим идеям машинного обучения в вопросе создания сильного ИИ: приравнивание работы головного мозга человека к интеллекту; предустановление искусственному интеллекту априорных форм обработки информации; отсутствие подхода к машинному обучению связанное с принципом активного отражения противоречивой действительности. Исходя из замечаний, предложены идеи машинного обучения для решения проблемы создания сильного ИИ.
В статье проводится сравнительный анализ двух пограничных ситуаций, в которых происходит интенсификация смерти: это война и терминальная болезнь.
В этом контексте в статье рассмотрены различные модели смерти и умирания, представленные Л. Н. Толстым, С. Н. Булгаковым, П. В. Алабиным, А. П. Платоновым и Э. Кюблер-Росс.
Установлено значительное сходство в описаниях умирания, данного этими авторами. Несмотря на различный топос умирания (больничная палата и поле боя), обнаруживается сходство в том, что в обоих случаях это пограничная ситуация, в которой смерть предстает как «последняя стадия роста», а не как последний момент в жизни, в котором она подвергается полной нигилизации.
Такое восприятие смерти способствует духовно-нравственному преображению личности, помогающее ей достойно встретить смерть.
Целью статьи является прояснение подхода к пониманию онтологических основ сюжетостроения как структурного элемента художественного феномена.
Актуальность исследования обеспечивается включением ключевых акцентов определения феномена сюжета в виде последовательности, конфликтности, целостности и др. в широкий историко-идейный контекст, включая и горизонт онтологии произведения искусства.
Научной новизной исследования является рассмотрение феноменов сказки, Священного Писания, романов Достоевского в рамках единого семантического поля, обуславливающего наличие сюжетного привода в виде переключения вертикали конфликта субъекта и реальности в горизонталь их примирения.
По итогам исследования в качестве сюжетообразующей метаморфозы выявлена событийность гармонизации трагедийной метафоризации реальности как предиката и «божественно-комедийной» метонимизации человеческого персонажа как субъекта.
Выводы исследования намечают перспективы рассмотрения большего числа художественных феноменов в оптике онтологии сюжета.
В настоящем исследовании рассматриваются различные основания трансформации культурных ценностей, как естественные, так и искусственные. Войны нового типа (гибридные) представлены в качестве одного из основополагающих факторов переосмысления и изменения культурных ценностей в настоящее время.
Изучается изменчивость культурных ценностей в эпоху глобальных трансформаций и способы их воплощения. При этом отмечается, что войны нового поколения оказывают непосредственное влияние на изменение культурных ценностей, задавая тем самым отрицательное направление этому процессу.
Таким образом, войны нового поколения, вмешиваясь в естественные процессы трансформации культурных ценностей, задают им отрицательную динамику и действуют разрушительно на их носителей.
В статье анализируется русский национальный миф в историсофском романе начала XXI века на примере романа Е. Хаецкой «Падение Софии».
На основе концепции нарративов, исследований культурной географии, понятия русского викторианства исследуется код истории и миф истории в данном романе.
Особое внимание уделяется пушкинскому тексту, гностической мифологии и элементам волшебной сказки в произведении.
Показано, что в романе отражено постэсхатологическое мировоззрение, включающее имперскую идею и усадебный миф русской культуры.
Проанализирован мессианский, цивилизационный и культурный нарратив в романе.
Показано, что общие идеи прогресса, империи и личного освоения пространства в романе реализуется в виде постэсхатологического мифа об истории как частной жизни, колониального мифа о включении диких народов в состав империи и культурного мифа дворянского гнезда.
В статье рассматривается эволюция музыкальных жанров в театральном искусстве. Автор исследует различные жанры, начиная с классической оперы и заканчивая современным мюзиклом. В статье анализируются основные характеристики каждого жанра, их исторический контекст и влияние на развитие сценического искусства. Особое внимание уделяется использованию музыки в театральных постановках, ее роль в передаче эмоций и создании атмосферы. Статья предлагает читателю обзор различных музыкальных жанров в театре и помогает лучше понять и оценить их вклад в культурное наследие.
Музыке присущи богатые выразительные средства в отражении многообразия внутреннего мира человека в его глубоких и эстетических ипостасях.
Являясь по сути одним из способов отражения действительности при объективации субъективного личностного смысла, образует целостность в восприятии человеком мира, удовлетворяя эстетические потенции человека в познании и самопознании.
Музыка не только является художественной ценностью, но и как вид искусства - идейным вдохновителем создания новых миров, формирования картины мира.
Статья посвящена особой разновидности музыкального произведения, исторически оформившегося в жанр концертной арии в эпоху Классицизма, впитавшего в себя идеи рационализма и Просвещения.
Обоснована тенденция выделения оперы в отдельный концертный жанр, обусловленный смещением мировоззренческого фокуса с религиозного на светский.
В статье рассмотрены примеры изготовления и оформления древней и современной керамики.
Проведен сравнительный анализ керамических масс при добавлении традиционных и нетрадиционных материалов.
Значение нетрадиционных материалов в изготовлении высокопрочной керамики, ангобов, глазури. Рассмотрены методы получения новой керамики при введении в керамические массы нетрадиционных материалов.
Теория применения инновационных подходов к использованию вновь созданной сырьевой базы является актуальной и вызывает интерес у многих исследователей процесса производства художественной керамики.
Развитию современного керамического искусства, поиску новых путей совершенствования материальной базы для производства керамических изделий уделяется большое внимание, с целью, как дальнейшего развития искусства керамики, так и ее промышленного производства.
В статье предлагается разбор проблемы восприятия пространства, необходимость исследования которой продиктована динамизацией миграционных потоков, провокативной основой которой стал поворот к глобализующей и тотальной универсальности, нанесшей серьезный удар по концепции привязанности к «месту».
В результате утраты ценности «места» как поля культуры и факта обитаемости, обозначился кризис существования, так как пространство позволяет познать себя только тогда, когда его обитатели устанавливают с ним доверительные отношения, вручая заботу о себе и одновременно принимая на себя обязательства бережного обращения с его ресурсным потенциалом.
Представленный в работе подход позволяет актуализировать вопрос «безместности» как особой формы отчуждения, установившейся между местом обитания и современным обитателем. Так, преисполненный надеждой избавиться от вводящего его в оцепенение чувства тревоги, он направляется на поиски безопасных условий существования, чтобы в конце концов оказаться потерянным, дезориентированным и оторванным от дома, языковой и культурной общности, прежде укрывающей его от угроз из вне.
Таким образом, авторская интерпретация приведенных концептуальных оснований обращена к трем основным позициям, раскрывающим отношения «человек-природа», «пространство-общество» и «территория-культура»:
(1) присвоение мира (сопряженное с захватом, политикой, властью);
(2) территориальное упорядочивание (как районирование и зонирование);
(3) относительно концепции привязанности к «месту».
За методологическую основу взяты феноменология пространства Эрика Дарделя; роль картирования, призванного ограничить, контролировать и обладать (Крис Перкинс, Брайан Харли); схема фиксированного порядка и территоризации, обозначенных Жилем Сауттером, Мишелем Фуко в качестве инструментов установки границ безопасности; концепция зонирования, регионализации и семиотизации, по Энтони Гидденсу, нормализующих социальные рутинные практики и определяющие связь с пространственным полотном; и расстановка фиксированных и нулевых точек, детерминирующих опыт «быть дома» (Отто Фридрих Боллноу).
В результате, прочность связи между обитателем и местом обитания, критериями которой служат погруженность, языковая и культурная встроенность, территориальная упорядоченность, конструктивно воздействует на социально-политическое поле и формирует условия нахождения в безопасности, в отличие от способа действия инструментарного набора практик глобализации.
Кризис культурных ценностей - это, прежде всего, дезориентация в пространстве, которая отрезает путь к будущему, поэтому возвращение к общегуманистическим идеалам напрямую связан с обращением к «месту» и опыту четкой локализации «где».
Несмотря на огромный интерес в науке к разного рода фестивалям, фестиваль искусства акварельной живописи является малоизученным явлением в сфере культуры и искусства. По этой причине неисследованными остаются издания, сопровождающие международные фестивали искусства акварельной живописи начала ХХI века. Речь идет о каталогах фестивалей. Именно такое определение бытует в среде акварелистов для обозначения сборника, вмещающего в себя всю совокупность произведений акварельной живописи, участвующих в фестивале. В результате анализа ряда каталогов международных фестивалей, состоявшихся за последние 5 лет, мы пришли к ряду выводов. Во-первых, так называемые каталоги фестиваля акварели представляют собой не точно каталоги, а, скорее, каталоги-альбомы. Во-вторых, альбомы-каталоги акварельных фестивалей, вобравшие в себя лучшие образцы современной акварельной живописи, выступают важным информационным источником, так как позволяют получить самую разнообразную информацию как о самих фестивалях, так и об искусстве акварели на современном этапе ее развития.
Издательство
- Издательство
- БГИИК
- Регион
- Россия, Белгород
- Почтовый адрес
- 308033, г. Белгород, пр-т Гражданский, 55
- Юр. адрес
- 308033, Белгородская обл, г Белгород, ул Королева, д 7
- ФИО
- Курганский Сергей Иванович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektor@bgiik.ru
- Контактный телефон
- +7 (472) 2559809
- Сайт
- https://bgiik.ru/