В статье рассматриваются вопросы, связанные с предметами из коллекции восточного металла – оправой для ножен от кинжала и двумя пряжками. Основываясь на определении типологии предметов как частей оружейного прибора йеменской джамбии типа «тума» и исследуя их технологические и декоративные особенности, автор статьи уточняет место производства и время создания серебряных предметов из собрания Музеев Московского Кремля.
Идентификаторы и классификаторы
В собрании Музеев Московского Кремля в коллекции зарубежного художественного металла1 хранятся серебряная оправа для ножен от кинжала (инв. № МВ–681)2 [ил. 1] и пряжка из двух частей (инв. № МВ–682)3 [ил. 2]. Место создания этих серебряных изделий определено в учетных документах музея как «Турция» (для оправы ножен – «Турция (?)»), время их создания указано как «XIX в. (?)». Оба предмета золоченые, украшены узором филиграни и зернью, оправа для ножен широкая, посередине разделена выпуклым пояском, на конце – серебряный шарик. Согласно акту № 15 от 20.08.1969 известен и источник их поступления в музей – Управление драгоценных металлов Министерства финансов СССР. Интерес для атрибуции именно этих экспонатов возник в связи с оттиснутым на обороте каждого из них клейма, представляющего собой прямоугольную марку со срезанными углами и арабской надписью внутри [ил. 3]. Расшифровка клейма могла бы внести уточнение в определение места производства и помочь сузить указанные в музейном инвентаре датировки.
Список литературы
- Аствацатурян Э.Г. Турецкое оружие в собрании Государственного исторического музея. СПб.: Атлант, 2002. 335 c.
- Alexander D.G. Islamic Arms and Armor in the Metropolitan Мuseum of Аrt. New-York: Yale University Press, 2015. 336 p.
- Althagafi K. The Art of Southern Arabian Daggers: An Emblem of Pride Masculinity and Identity // Arts. 2022. No. 11(3): 53. P. 1–17.
- Cammann S. V. R. Cult of the Jambiya // Expedition : The Magazine of Archaeology / Anthropology. 1977. Vol. 19. No. 2 (Winter). P. 27–34.
- Daum W. The Origins of Yemen’s Traditional Silver Jewellery // Арабские маршруты в азиатском контексте = Arabian Routes in the Asian Context : Сборник научных статей. СПб.: МАЭ РАН, 2016. С. 191–235.
- Heinze M.-C. Know thy Janbiya // Yemen Today. July 2013. P. 34–37.
- Heinze M.-C. The Yemeni Janbiya and Its Various Part // Jemen-Report. 2014. No. 45 (1/2). P. 44–48.
- Heinze M.-C. Yemen through the Janbiya. The Social Lives of Daggers in Southwestern Arabia // Jemen-Report. 2016. Jg. 47, P. 10–12.
- Heinze M.-C. A Preliminary Glossary of Dagger-Related Terms. Jemen-Report Jg. 44, 2013. P. 32–36.
- Kurkman G. Ottoman Silver Marks. Istanbul: Mathusalem Publications, 1996. 293 p.
- Ransom M. Silver Treasures from the Land of Sheba. Cairo: The American University in Cairo Press, 2014. 264 p.
- Richardson T. Islamic Arms and Armour. Leeds, 2015. 128 p.
- Van Praag E. Introduction to Yemenite Jewish Silversmiths (Sayegh) in Yemen before Operation «Magic Carpet». Part 1: Jeweler, used techniques and styles // TEMA : Journal of Judeo-Yemenite Studies. 2007. P. 1–15.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена атрибуции двух серебряных окладов с эмалью – произведений фабрики С. Галкина, чье клеймо отсутствует в существующих на данный момент изданиях о клеймении русских изделий из драгоценных металлов. Нет и специальных статей или книг об этом предприятии, которое специализировалось на создании церковных предметов, в основном окладов икон. Опираясь на архивные источники, автор публикует сведения из истории фирмы, рассуждает о стиле ее произведений и применяемых мастерами технических приемах на примере двух памятников из коллекции Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена небольшой группе богослужебных облачений, поступивших в собрание Музеев Московского Кремля из ризницы Златоустовского монастыря – одного из древнейших на территории Москвы, но, к сожалению, не дошедшего до нашего времени. После закрытия монастыря в 20-х годах XX в. наиболее ценные предметы ризницы были переданы в Оружейную палату. Цель данного исследования – выявить, по возможности, все сохранившиеся предметы тканевой ризницы Златоустовского монастыря в собрании Музеев Кремля и уточнить место и время их изготовления.
Анализ большого комплекса архивных документов, включающих описи ризницы XVIII–XIX вв. и Вкладную книгу монастыря, позволили уточнить атрибуцию четырех предметов из ризницы Златоустовского монастыря, а также выявить вкладчиков некоторых из них.
В статье прослеживается история двух ковчегов-реликвариев, созданных в 1883 г. для Екатерининской церкви Вознесенского монастыря, включавших комплекс ценнейших святынь, собиравшихся в кремлевской обители на протяжении нескольких веков, а также их дальнейшая судьба после поступления в собрание Музеев Московского Кремля в послереволюционное время. На основании анализа источников, относящихся к работе Комиссии по приему церковного имущества в Вознесенском монастыре в 1918–1919 гг., а также учетных и делопроизводственных документов музея удалось установить принадлежность к данным комплексам реликвариев целого ряда выдающихся произведений искусства, хранящихся в собрании Музеев Московского Кремля, в том числе в экспозиции «Вознесенский монастырь».
Золотой рукомойный гарнитур из кувшина и стоянца с эмалями, рубинами, изумрудами и алмазами из собрания Музеев Московского Кремля впервые стал объектом отдельного исследования в настоящей статье. Автором на основании изучения архивных источников сделана попытка уточнить его атрибуцию и установить точную дату поступления в царскую казну, предложено собственное обоснование датировки первого привоза греческим купцом в Россию драгоценных рукомоя и стоянца, выполненных, как считает автор, по заказу царя Алексея Михайловича, а также прослежено, как гарнитур несколько раз менял своих хозяев в царской семье. В статье проведен историко-сравнительный анализ предметов, предлагаются изменения в терминологии и в истолковании названий некоторых из них, например, термина «серебреник», раскрывается бытование рукомоев вместе с лоханями, что расширяет представления о церемониях русского царского двора середины и второй половины XVII в. Автору удалось уточнить атрибуцию золотого рукомойного гарнитура в казне русских царей в XVII в., однако точная датировка гарнитура и его практическое использование еще требуют дальнейшего изучения.
В статье вводится в научный оборот икона в окладе «Спас Вседержитель» из фондов Музеев Московского Кремля как памятник начала XVII столетия (ранее по учетным документам отнесенный к XVIII веку). В результате данного исследования удалось подобрать достаточно близкие датированные аналогии как пробному раскрытию живописи, так и орнаментации оклада, что позволило предположить работу или влияние сольвычегодских мастеров.
Статья посвящена уточнению атрибуции уникального предмета парадной воинской одежды – царского налатника, хранящегося в собрании Музеев Московского Кремля. Памятник неоднократно упоминался в работах, посвященных описанию сокровищ Кремля и царского костюма, однако отдельного исследования истории его бытования проведено не было. Целью данного исследования является попытка обобщить имеющиеся документальные источники и историографические данные о рассматриваемом предмете. Собрав воедино информацию изобразительных, делопроизводственных и нарративных источников о воинских одеяниях русских государей и представителей знати, охватывающих период с XVII в. до конца XIX в., и суммируя данные описей Оружейной палаты, в которых упоминается рассматриваемый в статье памятник, удалось разобраться в наслоениях терминологической путаницы и ошибочных соотнесениях его с предметами других типов. Как следствие, исследование представляет собой резюмирующий шаг в отношении истории изучения и корректной научной атрибуции налатника из собрания Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена вопросу атрибуции выносного креста из собрания Музеев Московского Кремля. Анализируя ряд схожих выносных распятий, находящихся как в собрании Музеев Московского Кремля, так и в зарубежных коллекциях, автор приходит к выводу, что они происходят из одной флорентийской мастерской и датируются второй четвертью XIV в. В статье дан подробный искусствоведческий анализ художественных особенностей памятника, рассмотрение его технико-технологических характеристик дополнено сопоставлением с рядом аналогов в области живописи и скульптуры того времени.
Статья посвящена проблеме атрибуции одной из самых малоизученных и малоизвестных икон в собрании Успенского собора Московского Кремля – иконе «Святой Иоанн Воин / Святой Феодор Тирон». Сведений об этом памятнике практически не сохранилось. До недавнего времени имелось лишь несколько косвенных доказательств его древнего происхождении, а датировка XIV столетием основывалась исключительно на характере изготовления деревянной основы. Настоящее исследование предлагает ряд наблюдений, связанных с иконографией и художественными особенностями иконы. Высказанные в публикации аргументы позволяют отнести образ святого Феодора к кругу византийских и русских памятников конца XI – первой четверти XII в. Среди ближайших аналогий исследуемой иконе можно назвать: мозаичный образ святого Димитрия Солунского из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве; икону «Святые воины Георгий, Феодор и Димитрий» конца XI – начала XII в. из собрания Государственного Эрмитажа, а также изображение святого Феодора Тирона на оборотной стороне вислой печати новгородского князя Всеволода Мстиславича (1117–1136). Место происхождения иконы можно гипотетически связать со строительством церкви Святого Феодора Тирона на Щиркове улице в Великом Новгороде.
Издательство
- Издательство
- МУЗЕЙ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 109012, г Москва, Тверской р-н, ул Кремль
- Юр. адрес
- 109012, г Москва, Тверской р-н, ул Кремль
- ФИО
- Гагарина Елена Юрьевна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______