Статья посвящена вопросу атрибуции выносного креста из собрания Музеев Московского Кремля. Анализируя ряд схожих выносных распятий, находящихся как в собрании Музеев Московского Кремля, так и в зарубежных коллекциях, автор приходит к выводу, что они происходят из одной флорентийской мастерской и датируются второй четвертью XIV в. В статье дан подробный искусствоведческий анализ художественных особенностей памятника, рассмотрение его технико-технологических характеристик дополнено сопоставлением с рядом аналогов в области живописи и скульптуры того времени.
Идентификаторы и классификаторы
В ходе изучения безымянного произведения средневекового прикладного искусства исследователь, как правило, обращается к поискам аналогий. Когда же подобные изделия удается обнаружить, но имя их автора остается неизвестным, то данный круг памятников относят к некой мастерской, чья деятельность связывается с определенным местом, чаще всего городом, и ограничивается четкими временными рамками. Поскольку наличие мастерской являлось неотъемленой частью художественного процесса в эпоху Средневековья, исследование ряда сходных памятников, вероятно, одного и того же происхождения дает также возможность реконструировать организацию самого производства того времени.
Список литературы
- Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения : в 3 т. М., 1959. Т. 2. Искусство
- Треченто. 586 с.
- Соловьева Л.В. Итальянский процессионный крест XIV века // Материалы и исследования / Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник „Московский Кремль”». М., 2016. Вып. 27. С. 53–63.
- Bode, Wilhelm von. Die Italienischen Bronzen. Beschreibung der Bildwerke der Christlichen Epochen. Band II. Berlin, 1904. 482 p.
- Capitanio A., Collareta M. Oreficeria sacra italiana. Museo Nazionale del Bargello. Firenze, 1990. 316 p.
- Falletti F. Galleria dell Academia. Firenze, 2015. 96 p.
- Strozzi B.P. Museo Nazionale del Bargello. Firenze, 2014. 128 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются вопросы, связанные с предметами из коллекции восточного металла – оправой для ножен от кинжала и двумя пряжками. Основываясь на определении типологии предметов как частей оружейного прибора йеменской джамбии типа «тума» и исследуя их технологические и декоративные особенности, автор статьи уточняет место производства и время создания серебряных предметов из собрания Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена атрибуции двух серебряных окладов с эмалью – произведений фабрики С. Галкина, чье клеймо отсутствует в существующих на данный момент изданиях о клеймении русских изделий из драгоценных металлов. Нет и специальных статей или книг об этом предприятии, которое специализировалось на создании церковных предметов, в основном окладов икон. Опираясь на архивные источники, автор публикует сведения из истории фирмы, рассуждает о стиле ее произведений и применяемых мастерами технических приемах на примере двух памятников из коллекции Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена небольшой группе богослужебных облачений, поступивших в собрание Музеев Московского Кремля из ризницы Златоустовского монастыря – одного из древнейших на территории Москвы, но, к сожалению, не дошедшего до нашего времени. После закрытия монастыря в 20-х годах XX в. наиболее ценные предметы ризницы были переданы в Оружейную палату. Цель данного исследования – выявить, по возможности, все сохранившиеся предметы тканевой ризницы Златоустовского монастыря в собрании Музеев Кремля и уточнить место и время их изготовления.
Анализ большого комплекса архивных документов, включающих описи ризницы XVIII–XIX вв. и Вкладную книгу монастыря, позволили уточнить атрибуцию четырех предметов из ризницы Златоустовского монастыря, а также выявить вкладчиков некоторых из них.
В статье прослеживается история двух ковчегов-реликвариев, созданных в 1883 г. для Екатерининской церкви Вознесенского монастыря, включавших комплекс ценнейших святынь, собиравшихся в кремлевской обители на протяжении нескольких веков, а также их дальнейшая судьба после поступления в собрание Музеев Московского Кремля в послереволюционное время. На основании анализа источников, относящихся к работе Комиссии по приему церковного имущества в Вознесенском монастыре в 1918–1919 гг., а также учетных и делопроизводственных документов музея удалось установить принадлежность к данным комплексам реликвариев целого ряда выдающихся произведений искусства, хранящихся в собрании Музеев Московского Кремля, в том числе в экспозиции «Вознесенский монастырь».
Золотой рукомойный гарнитур из кувшина и стоянца с эмалями, рубинами, изумрудами и алмазами из собрания Музеев Московского Кремля впервые стал объектом отдельного исследования в настоящей статье. Автором на основании изучения архивных источников сделана попытка уточнить его атрибуцию и установить точную дату поступления в царскую казну, предложено собственное обоснование датировки первого привоза греческим купцом в Россию драгоценных рукомоя и стоянца, выполненных, как считает автор, по заказу царя Алексея Михайловича, а также прослежено, как гарнитур несколько раз менял своих хозяев в царской семье. В статье проведен историко-сравнительный анализ предметов, предлагаются изменения в терминологии и в истолковании названий некоторых из них, например, термина «серебреник», раскрывается бытование рукомоев вместе с лоханями, что расширяет представления о церемониях русского царского двора середины и второй половины XVII в. Автору удалось уточнить атрибуцию золотого рукомойного гарнитура в казне русских царей в XVII в., однако точная датировка гарнитура и его практическое использование еще требуют дальнейшего изучения.
В статье вводится в научный оборот икона в окладе «Спас Вседержитель» из фондов Музеев Московского Кремля как памятник начала XVII столетия (ранее по учетным документам отнесенный к XVIII веку). В результате данного исследования удалось подобрать достаточно близкие датированные аналогии как пробному раскрытию живописи, так и орнаментации оклада, что позволило предположить работу или влияние сольвычегодских мастеров.
Статья посвящена уточнению атрибуции уникального предмета парадной воинской одежды – царского налатника, хранящегося в собрании Музеев Московского Кремля. Памятник неоднократно упоминался в работах, посвященных описанию сокровищ Кремля и царского костюма, однако отдельного исследования истории его бытования проведено не было. Целью данного исследования является попытка обобщить имеющиеся документальные источники и историографические данные о рассматриваемом предмете. Собрав воедино информацию изобразительных, делопроизводственных и нарративных источников о воинских одеяниях русских государей и представителей знати, охватывающих период с XVII в. до конца XIX в., и суммируя данные описей Оружейной палаты, в которых упоминается рассматриваемый в статье памятник, удалось разобраться в наслоениях терминологической путаницы и ошибочных соотнесениях его с предметами других типов. Как следствие, исследование представляет собой резюмирующий шаг в отношении истории изучения и корректной научной атрибуции налатника из собрания Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена проблеме атрибуции одной из самых малоизученных и малоизвестных икон в собрании Успенского собора Московского Кремля – иконе «Святой Иоанн Воин / Святой Феодор Тирон». Сведений об этом памятнике практически не сохранилось. До недавнего времени имелось лишь несколько косвенных доказательств его древнего происхождении, а датировка XIV столетием основывалась исключительно на характере изготовления деревянной основы. Настоящее исследование предлагает ряд наблюдений, связанных с иконографией и художественными особенностями иконы. Высказанные в публикации аргументы позволяют отнести образ святого Феодора к кругу византийских и русских памятников конца XI – первой четверти XII в. Среди ближайших аналогий исследуемой иконе можно назвать: мозаичный образ святого Димитрия Солунского из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве; икону «Святые воины Георгий, Феодор и Димитрий» конца XI – начала XII в. из собрания Государственного Эрмитажа, а также изображение святого Феодора Тирона на оборотной стороне вислой печати новгородского князя Всеволода Мстиславича (1117–1136). Место происхождения иконы можно гипотетически связать со строительством церкви Святого Феодора Тирона на Щиркове улице в Великом Новгороде.
Издательство
- Издательство
- МУЗЕЙ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 109012, г Москва, Тверской р-н, ул Кремль
- Юр. адрес
- 109012, г Москва, Тверской р-н, ул Кремль
- ФИО
- Гагарина Елена Юрьевна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______